3.2.1. Модель работы парикмахерской
В качестве простого примера, описывающего реальную систему, рассмотрим модель работы парикмахерской. Прежде всего, нам нужна информация о параметрах системы: потоке клиентов, наличии рабочих площадей, затратах времени и материалов парикмахерами и т.д. Допустим, что парикмахерская работает в течение 10 часов в день. Среднее число клиентов в каждый час работы приведено в табл. 3.1. Время работы парикмахера с одним клиентом зависит от различных факторов, квалификации и опыта работника, состояния волос клиента и др. Допустим, что все работники обладают примерно одинаковыми навыками и единственным существенным различием. Фактором, влияющим на время обслуживания, является пол клиента. Предположим, что распределение времени обслуживания мужчин можно аппроксимировать треугольной функцией распределения с минимальным, наиболее вероятным, и максимальным значениями 4, 6 и 8 минут соответственно. Для женщин примем соответствующие параметры функции распределения: 9, 11 и 14 минут.
Таблица 3.1
Прибытие клиентов в парикмахерскую
Час работы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Среднее количество клиентов | 5 | 6 | 8 | 10 | 10 | 10 | 9 | 7 | 5 | 3 |
На рис. 3.9 представлена модель, описывающая работу парикмахерской. Назовём эту модель BarberShop1. Установим в ней нужные параметры. В блоке Create в поле Name напечатайте Arrival, в поле Entity Type – Client (Клиент), в поле Type выберите значение параметра Schedule, в поле Schedule Name запишите название расписания прибытия клиентов – ArrivalSchedule, а в поле Max Arrivals – Infinite (рис. 3.10).
Рис. 3.9. Модель, описывающая работу парикмахерской
Рис. 3.10. Параметры блока Create
После блока Create следует поставить блок Decide, который будет разделять клиентов на мужчин и женщин. Будем считать, что мужчины чередуются с женщинами случайным образом и соотношение полов составляет 50 на 50. Поэтому в диалоговом окне блока Decide в поле Type выберем 2-way by Chance (что означает два варианта, чередующихся случайным образом), а в поле Percent True (0-100) – 50 % (рис. 3.11).
Рис. 3.11. Параметры блока Decide
Дальше идут два блока Assign (Присвоить). Они нужны для того чтобы установить параметры, по которым мужчины и женщины будут различаться далее в программе. Итак, в одном блоке Assign, открыв диалог заполнения поля Assignments, установим в поле Type – Attribute, в поле Attribute Name – duration и в поле New Value – TRIA(4,6,8) (рис. 3.12). Сделанные установки означают, что каждому клиенту, опознанному как мужчина, заранее присваивается время, которое уйдёт на его обслуживание. Подобным же образом мы поступаем с клиентами женского пола в другом блоке Assign, где соответственно надо установить другие параметры функции распределения: TRIA(9,11,14) (рис. 3.13).
Рис. 3.12. Параметры диалога Assignments в блоке Assign
В блоке Process, открыв диалог заполнения поля Resources, заполняем его так, как показано на рис. 3.14 (здесь Barber означает парикмахер). Далее, в поле Delay Type выберем Expression, а в поле Expression напишем Duration. Заполнение других полей не должно вызывать вопросов. Окончательный вид окна ввода параметров блока Process представлен на рис. 3.15. С заполнением единственного поля параметров бока Dispose также не должно возникать проблем.
Рис. 3.13. Параметры второго блока Assign |
Рис. 3.14. Окно Resources в блоке Process |
Рис. 3.15. Параметры блока Process
Для завершения модели надо заполнить расписание Arrival Schedule. Для этого сделайте щелчок левой клавишей мыши на модуле Schedule в окне проекта. В окне таблиц появится таблица расписаний. Есть два способа заполнения расписаний: при помощи таблицы и через диалог. В первом случае можно открыть таблицу щелчком левой клавишей мыши на кнопке 0 rows в колонке Durations. Настройка таблицы производится в процессе диалога, инициированного нажатием кнопки Options. Мы пока сможем обойтись параметрами настройки, установленными по умолчанию. Среднее число прибывающих клиентов в расчете на один час устанавливается наведением курсора на соответствующую отметку таблицы и щелчком левой клавишей мыши.
Примечание. Цифры на оси Y означают средние значения числа объектов, входящих в систему в расчете на промежуток времени в один час, независимо от масштаба оси X.
Заполненное, согласно табл. 3.1, расписание выглядит так, как показано на рис. 3.16. Чтобы редактировать расписание через диалог, надо сделать щелчок на клавише 0 rows правой клавишей мыши и выбрать команду: Edit via Dialog в появившемся меню. На рис. 3.17 приведён вид заполненного, в соответствии с табл. 3.1, диалогового окна Schedule.
Рис. 3.16. Параметры расписания ArrivalSchedule.
Рис. 3.17. Вид заполненного диалога Schedule
- Оптимизация бизнес-процессов
- Предисловие
- Введение
- Программное обеспечение
- Раздел 1. Проведение расчетов в ms Excel для обоснования управленческих решений
- 1.1. Примеры решения задач в Excel
- Пример 1. Расчет точки безубыточности
- Пример 2. Зависимость спроса от цены
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к подразделу 1.1
- 1.2. Линейное программирование. Примеры решения задач
- Пример 1. Определение оптимального состава смеси
- Пример 2. Задача об оптимальном использовании ресурсов
- Пример 3. Нахождение оптимального числа работников
- Пример 4. Транспортная модель
- Пример 5. Сравнение эффективности работы
- Пример 6. Определение пропускной способности
- Пример 7. Инвестиционная политика компании
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к подразделу 1.2
- 1.3. Основы линейного программирования
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к подразделу 1.3
- Раздел 2. Моделирование стохастических процессов в ms Excel
- 2.1. Использование средств ms Excel для моделирования стохастических процессов
- Пример 1. Определение оптимального заказа
- Представление результатов решения примера 1 и их анализ
- Пример 2. Конкурс проектов
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к подразделу 2.1
- 2.2. Использование надстроек к ms Excel для моделирования и решения задач управления
- 2.2.1. Программа @Risk
- 2.2.2. Программа PrecisionTree
- Пример 3. Участие в аукционе
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к подразделу 2.2
- Раздел 3. Использование среды визуального программирования Arena для моделирования систем обслуживания
- 3.1. Краткое описание программной среды Arena
- 3.1.1. Описание интерфейса
- 3.1.2. Создание простейших моделей
- 3.2. Примеры простых моделей
- 3.2.1. Модель работы парикмахерской
- 3.2.2. Предварительный анализ модели
- 3.2.3. Совершенствование модели парикмахерской
- 3.2.4. Основы анимации в Arena
- 3.2.5. Оптимизация моделей в Arena
- 3.2.6. Модель пополнения запасов
- 3.2.7. Анимация перемещения
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к разделу 3
- Раздел 4. Краткий обзор общих вопросов моделирования
- 4.1. Стадии процесса моделирования
- 4.2. Классификация моделей
- 4.3. Элементы моделей в Arena
- 4.4. Основные сведения о случайных величинах
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к разделу 4
- Заключение
- Приложение Случайные величины и функции распределения случайных величин
- Функции распределения дискретных величин
- Функции распределения непрерывных величин
- Оценка параметров распределения случайных величин
- Предметный указатель
- Рекомендуемый Библиографический Список
- Оглавление
- Раздел 1. Проведение расчетов в ms Excel для обоснования управленческих решений 10
- Раздел 2. Моделирование стохастических процессов в ms Excel 43
- Раздел 3. Использование среды визуального программирования Arena для моделирования систем обслуживания 74
- Раздел 4. Краткий обзор общих вопросов моделирования 141
- Оптимизация бизнес-процессов
- 6 80021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47