3.1.2. Создание простейших моделей
Самая простая модель состоит из блока Create, соединённого линией связи с блоком Dispose. В блоке Create создаются объекты, поступающие в систему, а в блоке Dispose они удаляются из системы.
Создадим более сложную модель, состоящую из блоков Create, Process и Dispose, соединённых в цепь, как показано на рис. 3.2. Для этого надо навести курсор на нужный блок в окне проекта, захватить его, нажав левую клавишу мыши, перетащить в окно модели, двигая мышь при нажатой левой клавише, и, отпустив клавишу в конце перемещения, освободить блок.
Рис. 3.2. Блок-схема простой модели
Соединение блоков связями осуществляется либо автоматически, либо вручную. В последнем случае надо выбрать команду: Connect в подменю Object либо её пиктограмму в строке команд, затем навести курсор на точку выхода в выбранном блоке, щёлкнуть левой клавишей мыши, навести курсор на точку входа в нужный блок и опять сделать щелчок левой клавишей мыши. В результате возникает линия, соединяющая два блока.
Точки входов находятся в левой части функциональных блоков, а точки выхода − в правой. Чтобы убрать линию связи, надо выделить её, наведя на неё курсор и сделав щелчок левой клавишей мыши, а затем выполнить команду: Delete либо выбрав её в подменю Edit, либо нажав соответствующую клавишу на клавиатуре.
Получившаяся модель уже может работать. Для её запуска необходимо выбрать команду: Go в подменю Run или сделать щелчок левой клавишей мыши на пиктограмме этой команды. После запуска программы можно видеть изображения объектов, проскакивающих между блоками. Для приостановки счёта надо выбрать команду: Pause в подменю Run или её пиктограмму в строке команд. Чтобы полностью остановить счёт, надо воспользоваться командой: End из подменю Run или её пиктограммой . Теперь мы можем конкретизировать нашу модель. Для этого надо установить в ней значения параметров. По умолчанию в модели уже установлен определённый набор параметров, что делает её работоспособной. Чтобы его изменить, надо открыть окна диалога установки параметров блоков, составляющих модель, и параметров счёта.
Н Рис. 3.3. Окно задания параметров блока Create
Далее начинаем диалог установки параметров блока Process таким же способом, как мы делали это для блока Create (рис. 3.4). В поле Name вводим название блока Service (Обслуживание). В поле Type оставляем значение Standard. Раскрыв подменю Action нажатием значка , выбираем Seize Delay Release (Захват, Задержка, Освобождение). Это означает, что наш объект (покупатель) захватывает ресурс (продавца), задерживает его на некоторое время и затем отпускает. Поле Priority оставим без изменения. В поле Resources (Ресурсы) необходимо задать параметры захватываемых ресурсов. Для этого откроем диалог нажатием кнопки Add в окне Process рядом с полем Resources.
Рис. 3.4. Окно задания параметров блока Process
Рис. 3.5. Вкладка Resources
В появившемся окне Resources (рис. 3.5) в поле Type оставим значение Resource. В поле Resource Name наберём Seller (продавец). В поле Quantity оставим значение 1. Это означает, что каждый объект (покупатель) захватывает для своего обслуживания одну единицу ресурса (продавца). Закрывается диалог нажатием кнопки OK (или клавиши Enter).
В нижней части окна Process надо заполнить поля Delay Type (Вид задержки), Units (Единицы измерения) и Allocation (Размещение). Выберем в первом и втором полях значения Triangular и Minutes, последнее поле можно оставить без изменения. Сделанный выбор означает, что время задержки объекта (то есть время общения покупателя и продавца) является случайной величиной, описываемой функцией распределения треугольной формы (см. прил.) с минимальным, наиболее вероятным, и максимальным значениями, устанавливаемыми в полях Minimum, Value (Most Likely) и Maximum, находящимися в самом низу диалогового окна. Установим их, равными 3, 4 и 6 минут соответственно. Окончательный вид заполненного окна Process представлен на рис. 3.4. После завершения диалога над блоком Process в окне модели появляется значок , означающий, что в данном блоке возникает очередь на обслуживание.
Открыв диалог установки параметров блока Dispose, мы находим единственное поле Name, в которое мы занесём значение Exit (Выход) (OK).
Модель готова, теперь нужно установить параметры счёта. Для этого открываем подменю Run и выбираем команду Setup (Установка). В открывшемся окне Run Setup выбираем вкладку Replication Parameters (она разворачивается по умолчанию при первом вызове команды). В поле Replication Length (Длина репликации) установим 10 (рис. 3.6). Остальные поля оставим без изменения и закроем окно диалога.
Рис. 3.6. Вкладка Run Setup
Т Рис. 3.7. Запрос на представление отчёта
Рис. 3.8. Отчёт о результатах моделирования
- Оптимизация бизнес-процессов
- Предисловие
- Введение
- Программное обеспечение
- Раздел 1. Проведение расчетов в ms Excel для обоснования управленческих решений
- 1.1. Примеры решения задач в Excel
- Пример 1. Расчет точки безубыточности
- Пример 2. Зависимость спроса от цены
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к подразделу 1.1
- 1.2. Линейное программирование. Примеры решения задач
- Пример 1. Определение оптимального состава смеси
- Пример 2. Задача об оптимальном использовании ресурсов
- Пример 3. Нахождение оптимального числа работников
- Пример 4. Транспортная модель
- Пример 5. Сравнение эффективности работы
- Пример 6. Определение пропускной способности
- Пример 7. Инвестиционная политика компании
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к подразделу 1.2
- 1.3. Основы линейного программирования
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к подразделу 1.3
- Раздел 2. Моделирование стохастических процессов в ms Excel
- 2.1. Использование средств ms Excel для моделирования стохастических процессов
- Пример 1. Определение оптимального заказа
- Представление результатов решения примера 1 и их анализ
- Пример 2. Конкурс проектов
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к подразделу 2.1
- 2.2. Использование надстроек к ms Excel для моделирования и решения задач управления
- 2.2.1. Программа @Risk
- 2.2.2. Программа PrecisionTree
- Пример 3. Участие в аукционе
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к подразделу 2.2
- Раздел 3. Использование среды визуального программирования Arena для моделирования систем обслуживания
- 3.1. Краткое описание программной среды Arena
- 3.1.1. Описание интерфейса
- 3.1.2. Создание простейших моделей
- 3.2. Примеры простых моделей
- 3.2.1. Модель работы парикмахерской
- 3.2.2. Предварительный анализ модели
- 3.2.3. Совершенствование модели парикмахерской
- 3.2.4. Основы анимации в Arena
- 3.2.5. Оптимизация моделей в Arena
- 3.2.6. Модель пополнения запасов
- 3.2.7. Анимация перемещения
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к разделу 3
- Раздел 4. Краткий обзор общих вопросов моделирования
- 4.1. Стадии процесса моделирования
- 4.2. Классификация моделей
- 4.3. Элементы моделей в Arena
- 4.4. Основные сведения о случайных величинах
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к разделу 4
- Заключение
- Приложение Случайные величины и функции распределения случайных величин
- Функции распределения дискретных величин
- Функции распределения непрерывных величин
- Оценка параметров распределения случайных величин
- Предметный указатель
- Рекомендуемый Библиографический Список
- Оглавление
- Раздел 1. Проведение расчетов в ms Excel для обоснования управленческих решений 10
- Раздел 2. Моделирование стохастических процессов в ms Excel 43
- Раздел 3. Использование среды визуального программирования Arena для моделирования систем обслуживания 74
- Раздел 4. Краткий обзор общих вопросов моделирования 141
- Оптимизация бизнес-процессов
- 6 80021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47