Раздел 3. Использование среды визуального программирования Arena для моделирования систем обслуживания
Arena является программной средой высокого уровня для моделирования систем. В её основе лежит язык программирования SIMAN, однако конечному пользователю для создания программ не нужно знать синтаксис языка. Он работает с элементами графической оболочки. Этим достигается доступность среды моделирования для менеджеров, не являющихся квалифицированными программистами. Платой за такое удобство обычно является то, что конечная программа получается не оптимальной с точки зрения объёма и скорости вычислений. Совершенствование вычислительной техники привело к тому, что указанный недостаток не является препятствием к использованию систем визуального программирования во многих областях, в том числе и в сфере менеджмента. Другой недостаток – малая гибкость систем визуального программирования по сравнению с языками более низкого уровня. Преодолевается он усложнением интерфейса пользователя, т.е. тем, что каждый логический блок в схеме модели имеет множество параметров, которые надо уметь правильно задать. В системе Powersim существуют также довольно сложные правила соединения логических блоков связями. В Arena эти правила предельно просты.
Совершенствование систем визуального программирования идёт в направлении разработки более дружественного интерфейса пользователя, или, говоря иными словами, в направлении замены элементов, понятных только программистам (переменные, функции, атрибуты, массивы, объекты), понятиями, близкими для конечного пользователя. Например, для менеджера это будут ресурсы, сроки, объёмы работ, расценки и т.д.
Как известно, процесс достижения совершенства бесконечен, а действовать менеджеру надо в нынешнем реальном мире. Поэтому, чтобы работать эффективно, необходимо определить, до какой степени нужно овладеть имеющимися программными средствами. Это сама по себе непростая задача, о которой в учебных программах обычно умалчивается. По-видимому, каждый работник должен решать её самостоятельно с учётом личных склонностей, сложности поставленной задачи и затрат, необходимых на освоение программного продукта. Очевидно, что в случае простых систем менеджеру проще смоделировать их самому, а для решения сложной задачи призвать на помощь профессионалов в области моделирования.
Достоинство Arena состоит в том, что с ней можно достаточно далеко продвинуться самостоятельно. Затратив немного больше усилий на освоение Arena, чем на освоение Excel, можно решать задачи значительно более сложные, чем те, которые могут быть решены при помощи электронных таблиц. Powersim, в свою очередь, требует больших усилий на освоение, что компенсируется большей гибкостью этой программной среды. Изложенные выше доводы определили выбор Arena как наиболее подходящий инструмент для использования менеджером, а также в качестве объекта рассмотрения в данном учебном пособии.
- Оптимизация бизнес-процессов
- Предисловие
- Введение
- Программное обеспечение
- Раздел 1. Проведение расчетов в ms Excel для обоснования управленческих решений
- 1.1. Примеры решения задач в Excel
- Пример 1. Расчет точки безубыточности
- Пример 2. Зависимость спроса от цены
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к подразделу 1.1
- 1.2. Линейное программирование. Примеры решения задач
- Пример 1. Определение оптимального состава смеси
- Пример 2. Задача об оптимальном использовании ресурсов
- Пример 3. Нахождение оптимального числа работников
- Пример 4. Транспортная модель
- Пример 5. Сравнение эффективности работы
- Пример 6. Определение пропускной способности
- Пример 7. Инвестиционная политика компании
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к подразделу 1.2
- 1.3. Основы линейного программирования
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к подразделу 1.3
- Раздел 2. Моделирование стохастических процессов в ms Excel
- 2.1. Использование средств ms Excel для моделирования стохастических процессов
- Пример 1. Определение оптимального заказа
- Представление результатов решения примера 1 и их анализ
- Пример 2. Конкурс проектов
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к подразделу 2.1
- 2.2. Использование надстроек к ms Excel для моделирования и решения задач управления
- 2.2.1. Программа @Risk
- 2.2.2. Программа PrecisionTree
- Пример 3. Участие в аукционе
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к подразделу 2.2
- Раздел 3. Использование среды визуального программирования Arena для моделирования систем обслуживания
- 3.1. Краткое описание программной среды Arena
- 3.1.1. Описание интерфейса
- 3.1.2. Создание простейших моделей
- 3.2. Примеры простых моделей
- 3.2.1. Модель работы парикмахерской
- 3.2.2. Предварительный анализ модели
- 3.2.3. Совершенствование модели парикмахерской
- 3.2.4. Основы анимации в Arena
- 3.2.5. Оптимизация моделей в Arena
- 3.2.6. Модель пополнения запасов
- 3.2.7. Анимация перемещения
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к разделу 3
- Раздел 4. Краткий обзор общих вопросов моделирования
- 4.1. Стадии процесса моделирования
- 4.2. Классификация моделей
- 4.3. Элементы моделей в Arena
- 4.4. Основные сведения о случайных величинах
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к разделу 4
- Заключение
- Приложение Случайные величины и функции распределения случайных величин
- Функции распределения дискретных величин
- Функции распределения непрерывных величин
- Оценка параметров распределения случайных величин
- Предметный указатель
- Рекомендуемый Библиографический Список
- Оглавление
- Раздел 1. Проведение расчетов в ms Excel для обоснования управленческих решений 10
- Раздел 2. Моделирование стохастических процессов в ms Excel 43
- Раздел 3. Использование среды визуального программирования Arena для моделирования систем обслуживания 74
- Раздел 4. Краткий обзор общих вопросов моделирования 141
- Оптимизация бизнес-процессов
- 6 80021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47