Лекция 14
ТЕМА: МЕТОД МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНДУКЦИИ
Понятие индукции. Аксиома математической индукции.
Использование метода математической индукции для нахождения сумм конечного числа слагаемых
Использование метода математической индукции для доказательства неравенств и делимости выражений, зависящих от n на некоторое число
Обобщение метода математической индукции
Главная
Понятие индукции. Аксиома математической индукции
Все утверждения можно разделить на общие и частные. Например, утверждение «Во всяком параллелограмме диагонали делятся в точке пересечения пополам» является общим, так как относится ко всему множеству параллелограммов. В то же время утверждение «В параллелограмме ABCD диагонали в точке пересечения делятся пополам» является частным утверждением, так как относится к конкретному параллелограмму ABCD.
На основе частных утверждений делают некоторые предположения (гипотезы) о справедливости какого-либо общего утверждения. Иногда эти предположения оказываются верными, иногда неверными. Переход от частных утверждений к общим называют индукцией (от латинского слова inductio — наведение). Например, знаменитый математик XVII в. П. Ферма, проверив, что
числа
простые, сделал по индукции предположение, что для всех п = 1, 2, ... числа вида - простые. Однако это предположение оказалось неверным, так как в XVIII в. Л. Эйлер нашел, что — составное число. Как видим, индукция не является методом доказательства, а лишь помогает сформулировать неизвестный результат в виде некоторой гипотезы, справедливость которой потом надо доказать.
В случае, когда утверждение касается конечного числа объектов, его можно доказать, проверяя для каждого объекта. Например, утверждение «Каждое четное однозначное число является суммой двух простых чисел» легко проверить, рассмотрев равенства 2=1 + 1, 4 = 3+1, 6 = 5+1, 8 = 3 + 5.
Метод доказательства, при котором утверждение проверяется для каждого из конечного числа случаев, называют полной индукцией. Если же утверждение проверяется лишь для некоторых случаев и по индукции делается заключение о его справедливости для всех случаев, то индукцию называют неполной.
Индуктивные гипотезы формулируются обычно в виде утверждений, относящихся ко всем натуральным числам. Последовательная проверка такого утверждения для каждого натурального числа п, начиная с 1, разумеется, невозможна, если говорить обо всех натуральных числах. Но сама идея последовательного перехода от натурального числа п к следующему за ним числу n +1 осуществляется в строгой форме в одном из самых важных методов математических доказательств, называемом методом математической индукции. В основе этого метода лежит аксиома индукции:
Предположение, что Р (n) справедливо для всякого натурального n, если:
1) оно справедливо для n =1;
2) из справедливости утверждения для какого-либо произвольного натурального n = k следует его справедливость для n = k +1.
Действительно, из того, что утверждение верно при n= 1, вытекает по второму условию его справедливость для n= 1 + 1 = 2, но тогда оно верно и для n = 2 + 1=3, n = 3+1= 4 и т. д. Ясно, что в конце концов мы дойдем до любого натурального числа n.
Сам метод математической индукции состоит в следующем:
Для доказательства справедливости P(n) для любого n (P(n) – есть одноместный предикат от n, значит, доказываем nP(n) 1)
проверить истинность при n = 1, т.е. Р(1) = 1(истина);
допускают, что Р(n) = 1 при n = k и
проверяют истинность для n = k + 1.
Если P(k + 1) = 1, то nP(n) 1.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Лекция 2
- Лекция 3
- Лекция 4
- Лекция 5
- Лекция 13
- Лекция 14
- Лекция 16
- Основные понятия
- Понятие множества. Способы задания множеств.
- Понятие множества. Способы задания множеств.
- Отношения между множествами.
- 3, Операции над множествами.
- Алгебра множеств.
- Теорема о количестве подмножеств конечного множества.
- Формула включений и исключений.
- Лекция 2
- 1.Понятие вектора. Прямое произведение множеств.
- 2.Теорема о количестве элементов прямого произведения.
- Понятие вектора. Прямое произведение множеств.
- Теорема о количестве элементов прямого произведения.
- Лекция 3
- 2. Понятие высказывания.
- 3. Логические операции над высказываниями
- 4.Формулы алгебры логики.
- Лекция 4
- 2. Важнейшие равносильности алгебры логики.
- 3.Равносильные преобразования формул.
- Задачи для самостоятельного решения
- Лекция 5
- Дизъюнктивная нормальная форма.
- Конъюнктивная нормальная форма.
- Проблема разрешимости.
- Лекция 6
- Функции алгебры логики.
- 3. Представление произвольной функции алгебры логики в виде формулы алгебры логики.
- 4.Приложения алгебры логики в технике (релейно-контактные схемы).
- Контрольные вопросы
- Лекция 7
- Совершенная дизъюнктивная нормальная форма.
- Совершенная конъюнктивная нормальная форма.
- Совершенная дизъюнктивная нормальная форма.
- 2.Совершенная конъюнктивная нормальная форма.
- Лекция 8
- 2.Понятие минимальной днф. Метод минимизирующих карт.
- 3.Метод Квайна.
- 4.Метод Карно.
- 5.Постановка задачи минимизации в геометрической форме.
- 6.Сокращенная днф.
- 7.Тупиковая днф. Днф Квайна.
- Лекция 9
- Некоторые логические операции. Двоичное сложение.
- Полином Жегалкина.
- Некоторые логические операции. Двоичное сложение.
- Полином Жегалкина.
- Лекция 10
- Полная система . Достаточное условие полноты.
- Критерий полноты системы булевых функций.
- Независимые системы. Базис замкнутого класса.
- Полная система. Достаточное условие полноты.
- Критерий полноты системы булевых функций.
- 3. Независимые системы. Базис замкнутого класса.
- Лекция 11
- Понятие предиката.
- Логические операции над предикатами.
- 1. Понятие предиката
- 2. Логические операции над предикатами
- Лекция 12
- 2. Формулы логики предикатов.
- Значение формулы логики предикатов.
- 4. Равносильные формулы логики предикатов.
- Лекция 13
- Построение противоположных утверждений.
- 3. Прямая, обратная и противоположная теоремы.
- 4. Необходимые и достаточные условия.
- 5. Доказательство методом от противного.
- Задачи для самостоятельного решения
- Лекция 14
- 2. Использование метода математической индукции для нахождения сумм конечного числа слагаемых
- 3. Использование метода математической индукции для доказательства неравенств и делимости выражений, зависящих от n на некоторое число
- 4. Обобщение метода математической индукции
- Контрольные вопросы
- Лекция 15
- Операции над бинарными отношениями.
- 3. Свойства бинарных отношений.
- 4. Специальные бинарные отношения.
- Контрольные вопросы
- Лекция 16
- Функция
- 1. 4. Отображение
- Обратная функция
- 2. Свойства отображений и функций
- 3.Операции над функциями. Свойства операций
- Контрольные вопросы
- Лекция 17
- Основные понятия .
- 2. Смежность, инцидентность, степени вершин.
- 3. Способы задания графов
- Маршруты в неориентированном графе
- Операции над графами.
- Связность. Компоненты связности
- Контрольные вопросы
- Лекция 18
- 2. Метрические характеристики неориентированного графа
- Минимальные маршруты в нагруженных графах
- Задачи на деревьях
- Цикловой ранг графа. Цикломатическое число
- Контрольные вопросы
- Лекция 19
- Эйлеровы цепи и циклы
- Гамильтоновы циклы и цепи
- Эйлеровы цепи и циклы
- Гамильтоновы циклы и цепи.
- Контрольные вопросы
- Лекция 20
- Двудольный граф. Условие существования двудольного графа
- Паросочетания . Реберные покрытия
- Двудольный граф. Условие существования двудольного графа
- Паросочетания. Реберные покрытия
- Контрольные вопросы
- Лекция 21
- Основные определения
- Алгоритм плоской укладки графа
- Контрольные вопросы
- Лекция 22
- Способы задания ориентированного графа
- Путь в ориентированном графе
- 4. Связность. Компоненты связности в орграфе
- Контрольные вопросы
- Лекция 23
- 2. Минимальные пути в нагруженных орграфах
- 3. Порядковая функция орграфа без контуров
- Контрольные вопросы