Критерий полноты системы булевых функций.
Мы рассмотрели лишь достаточное условие полноты системы. Перейдем теперь к установлению критерия полноты. Прежде познакомимся с понятиями замыкания и замкнутого класса.
Замыкание.
Пусть К – некоторое подмножество элементарных функций. Замыканием подмножества К называется множество булевых функций, представимых в виде формул через функции К. Обозначение замыкания : [K].
Пример: замыканием множества булевых функций является само это множество. Обозначим множество всех булевых функций через Р2 (2- так как функция принимает только два значения). Тогда [P2]= P2 .
Свойства замыкания :
K [K];
если K1 K2, то [K1] [K2];
[K1][K2][K1K2].
Можно теперь сформулировать еще одно определение полной системы:
К – полная система, если ее замыкание- все булевы функции .
Замкнутый класс.
Множество К называется функционально замкнутым (или просто замкнутым), если его замыкание – само множество К..
Дадим еще одно определение замкнутого множества (класса).
Класс К булевых функций называется замкнутым, если вместе с функциями из этого класса он содержит и все их суперпозиции, т.е. элементарные суперпозиции не выводят из этого класса. К элементарным суперпозициям относятся:
переименование некоторой переменной какой-нибудь функции рассматриваемой системы;
подстановка некоторой функции из этой системы вместо некоторой переменной любой из функции этой системы.
К замкнутым классам относятся: множество всех булевых функций Р2; класс функций от одной переменной; класс, содержащий только тождественные функции вида f(X)=X.
Приведем следующее утверждение:
Никакая полная система функций не может содержаться в функционально замкнутом классе, отличном от класса Р2 всех булевых функций.
Действительно, в противном случае найдется замкнутый класс К такой, что {f1, f2, …, fm}КР2 и КР2 . значит, найдется функция f такая , что fК , т.е. не может быть выражена через {f1, f2, …, fm}, что противоречит полноте этой системы.
Рассмотрим некоторые функционально замкнутые классы функций, которые называются важнейшими замкнутыми классами. Они используются в критерии полноты.
Класс Т0 – класс функций, сохраняющих 0, т.е. f(0,0,…0)=0.
Примеры функций, принадлежащих к Т0: 0, х, ху=00=0, xvy=0v0=0, x+y=0+0=0.
Функции, не принадлежащие к Т0: 1, x|y=0|0=1, xy=00=1.
Класс Т1- класс функций, сохраняющих 1, т.е. f(1,1,…,1)=1.
К этому классу относятся , например, 1, x, xy=11=1, xvy=1v1=1, xy=11=1.
Примеры функций, не принадлежащих классу Т1: 0, x|y=1|1=0, xy=11=0.
Класс S – класс самодвойственных функций.
Самодвойственной функцией называется функция f(x1, x2, …,xn), если f(x1, x2, …,xn) f*(x1, x2, …,xn), где .
К S относится , например, :
Функции ху, xvy, xy не относятся к самодвойственным функциям.
Класс L – класс линейных функций.
Функция называется линейной, если равносильная ей функция, являющаяся полиномом содержит конъюнкции не выше первой степени, т. е.
К линейным относятся: 1, 0, х, , х+у.
Функции не линейные.
Класс монотонных функций M.
Введем отношение частичного порядка на множестве упорядоченных наборов (векторов).
Вектор = (1 , 2 ,…,n) предшествует вектору = (1 , 2 ,…, n), если i i для любых i= 1 – n. Обозначение
Например, , т.к. 11, 0 1, 1 1. векторы (01) и (10) – не сравнимы.
Говорят так же, что и сравнимы.
Функция f(x1, x2, …,xn) называется монотонной, если любых векторов и списка переменных таких, что , имеем f() f().
К монотонным относятся, например, функции : х, ху, xvy.
Проверим монотонность xy и xvy. Составим таблицы истинности :
х | у | ху |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
х | у | хvу |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 |
По таблице истинности легко установить монотонность и этой функции.
Функция ху не является монотонной, т.к. , но f(00)=1, a f(10)=0.
Любые элементарные суперпозиции не выводят из рассмотренных классов. Тем самым доказывается их функциональная замкнутость.
Чтобы доказать полноту какой-либо системы, оказывается, можно ограничится рассмотренными пятью классами. Итак, рассмотрим критерий полноты (теорему Поста), который является необходимым и достаточным условием полноты системы булевых функций.
Для того, чтобы система булевых функций была полной, необходимо и достаточно, чтобы для каждого из классов Т0, Т1, S, L, M нашлась функция fi из этой системы не принадлежащая этому классу.
Для доказательства полноты с помощью теоремы Поста, нужно составить таблицу, которая называется таблицей Поста: по горизонтали перечислены замкнутые классы, по вертикали – функции системы. В ячейке ставят минус, если функция не принадлежит классу, и плюс, если принадлежит.
Рассмотрим пример: докажем полноту системы {+, v, 1,0}.
Составим таблицу:
f | T0 | T1 | S | L | M |
x+y | + | - | - | + | - |
xvy | + | + | - | - | + |
1 | - | + | - | + | + |
0 | + | - | - | + | + |
Для 0 и 1 таблица заполняется тривиально. Не составляет труда проверить принадлежность х+у и xvy к Т0 и Т1. Более подробно покажем заполнение оставшихся ячеек.
Для функции х+у.
S: , значит, х+уS;
L: x+yL;
M: составим таблицу истинности:
х | у | х+у |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 0 |
Функция не монотонная, т.к., например, , а f(01)>f(11).
Для функции xvy.
S: для xvy двойственной является ху, следовательно, х+уS;
L: , значит, xvyL;
Принадлежность этой функции мы уже доказали в выше рассмотренном примере.
Итак, т.к. в каждом столбце есть хотя бы один минус, означает полноту данной системы.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Лекция 2
- Лекция 3
- Лекция 4
- Лекция 5
- Лекция 13
- Лекция 14
- Лекция 16
- Основные понятия
- Понятие множества. Способы задания множеств.
- Понятие множества. Способы задания множеств.
- Отношения между множествами.
- 3, Операции над множествами.
- Алгебра множеств.
- Теорема о количестве подмножеств конечного множества.
- Формула включений и исключений.
- Лекция 2
- 1.Понятие вектора. Прямое произведение множеств.
- 2.Теорема о количестве элементов прямого произведения.
- Понятие вектора. Прямое произведение множеств.
- Теорема о количестве элементов прямого произведения.
- Лекция 3
- 2. Понятие высказывания.
- 3. Логические операции над высказываниями
- 4.Формулы алгебры логики.
- Лекция 4
- 2. Важнейшие равносильности алгебры логики.
- 3.Равносильные преобразования формул.
- Задачи для самостоятельного решения
- Лекция 5
- Дизъюнктивная нормальная форма.
- Конъюнктивная нормальная форма.
- Проблема разрешимости.
- Лекция 6
- Функции алгебры логики.
- 3. Представление произвольной функции алгебры логики в виде формулы алгебры логики.
- 4.Приложения алгебры логики в технике (релейно-контактные схемы).
- Контрольные вопросы
- Лекция 7
- Совершенная дизъюнктивная нормальная форма.
- Совершенная конъюнктивная нормальная форма.
- Совершенная дизъюнктивная нормальная форма.
- 2.Совершенная конъюнктивная нормальная форма.
- Лекция 8
- 2.Понятие минимальной днф. Метод минимизирующих карт.
- 3.Метод Квайна.
- 4.Метод Карно.
- 5.Постановка задачи минимизации в геометрической форме.
- 6.Сокращенная днф.
- 7.Тупиковая днф. Днф Квайна.
- Лекция 9
- Некоторые логические операции. Двоичное сложение.
- Полином Жегалкина.
- Некоторые логические операции. Двоичное сложение.
- Полином Жегалкина.
- Лекция 10
- Полная система . Достаточное условие полноты.
- Критерий полноты системы булевых функций.
- Независимые системы. Базис замкнутого класса.
- Полная система. Достаточное условие полноты.
- Критерий полноты системы булевых функций.
- 3. Независимые системы. Базис замкнутого класса.
- Лекция 11
- Понятие предиката.
- Логические операции над предикатами.
- 1. Понятие предиката
- 2. Логические операции над предикатами
- Лекция 12
- 2. Формулы логики предикатов.
- Значение формулы логики предикатов.
- 4. Равносильные формулы логики предикатов.
- Лекция 13
- Построение противоположных утверждений.
- 3. Прямая, обратная и противоположная теоремы.
- 4. Необходимые и достаточные условия.
- 5. Доказательство методом от противного.
- Задачи для самостоятельного решения
- Лекция 14
- 2. Использование метода математической индукции для нахождения сумм конечного числа слагаемых
- 3. Использование метода математической индукции для доказательства неравенств и делимости выражений, зависящих от n на некоторое число
- 4. Обобщение метода математической индукции
- Контрольные вопросы
- Лекция 15
- Операции над бинарными отношениями.
- 3. Свойства бинарных отношений.
- 4. Специальные бинарные отношения.
- Контрольные вопросы
- Лекция 16
- Функция
- 1. 4. Отображение
- Обратная функция
- 2. Свойства отображений и функций
- 3.Операции над функциями. Свойства операций
- Контрольные вопросы
- Лекция 17
- Основные понятия .
- 2. Смежность, инцидентность, степени вершин.
- 3. Способы задания графов
- Маршруты в неориентированном графе
- Операции над графами.
- Связность. Компоненты связности
- Контрольные вопросы
- Лекция 18
- 2. Метрические характеристики неориентированного графа
- Минимальные маршруты в нагруженных графах
- Задачи на деревьях
- Цикловой ранг графа. Цикломатическое число
- Контрольные вопросы
- Лекция 19
- Эйлеровы цепи и циклы
- Гамильтоновы циклы и цепи
- Эйлеровы цепи и циклы
- Гамильтоновы циклы и цепи.
- Контрольные вопросы
- Лекция 20
- Двудольный граф. Условие существования двудольного графа
- Паросочетания . Реберные покрытия
- Двудольный граф. Условие существования двудольного графа
- Паросочетания. Реберные покрытия
- Контрольные вопросы
- Лекция 21
- Основные определения
- Алгоритм плоской укладки графа
- Контрольные вопросы
- Лекция 22
- Способы задания ориентированного графа
- Путь в ориентированном графе
- 4. Связность. Компоненты связности в орграфе
- Контрольные вопросы
- Лекция 23
- 2. Минимальные пути в нагруженных орграфах
- 3. Порядковая функция орграфа без контуров
- Контрольные вопросы