4.8. Операторы присваивания
Смысл оператора присваивания:
переменная := выражение;
состоит в том, что значение выражения должно быть помещено по адресу памяти, обозначенному как переменная. Обратите внимание, что левая часть оператора также может быть выражением, если это выражение можно вычислить как адрес:
Ada |
Выражение, которое может появиться в левой части оператора присваивания, называется l-значением; константа, конечно, не является 1-значением. Все выражения дают значение и поэтому могут появиться в правой части оператора присваивания; они называются r-значениями. В языке обычно не определяется порядок вычисления выражений слева и справа от знака присваивания. Если порядок влияет на результат, программа не будет переносимой.
В языке С само присваивание определено как выражение. Значение конструкции
переменная = выражение;
такое же, как значение выражения в правой части. Таким образом,
C |
int v1 , v2, v3;
v1 = v2 = v3 = e;
означает присвоить (значение) е переменной v3, затем присвоить результат переменной v2, затем присвоить результат переменной v1 и игнорировать конечный результат.
В Ada присваивание является оператором, а не выражением, и многократные присваивания не допускаются. Многократное объявление
V1.V2.V3: Integer :=Е;
рассматривается как сокращенная запись для
Ada |
V2: Integer := Е;
V3: Integer := Е;
а не как многократное присваивание.
Хотя стиль программирования языка С использует тот факт, что присваивание является выражением, этого, вероятно, следует избегать как источник скрытых ошибок программирования. Весьма распространенный класс ошибок вызван тем, что присваивание («=») путают с операцией равенства («==»). В следующем операторе:
C |
программист, возможно, хотел просто сравнить i и j, не обратив внимания, что значение i изменяется оператором присваивания. Некоторые С-компиляторы расценивают это как столь плохой стиль программирования, что выдают предупреждающее сообщение.
Полезным свойством языка С является комбинация операции и присваивания:
C |
v+=e; /* Это краткая запись для... */
v = v + е; /* такого оператора. */
Операции с присваиванием особенно важны в случае сложной переменной, включающей индексацию массива и т.д. Комбинированная операция не только экономит время набора на клавиатуре, но и позволяет избежать ошибки, если v написано не одинаково с обеих сторон от знака «=». И все же комбинированные присваивания — всего лишь стилистический прием, так как оптимизирующий компилятор может удалить второе вычисление адреса v.
Можно предотвратить присваивание значения объекту, объявляя его как константу.
const int N = 8; /* Константа в языке С */
N: constant Integer := 8; — Константа в языке Ada
Очевидно, константе должно быть присвоено начальное значение.
Есть различие между константой и статическим значением (static value), которое известно на этапе компиляции:
procedure P(C: Character) is
С1 : constant Character := С;
Ada |
Begin
…
case C is
when C1 => -- Ошибка, не статическое значение
when C2 => -- Правильно, статическое значение
…
end case;
…
end P;
Локальная переменная С1 — это постоянный объект, в том смысле что значение не может быть изменено внутри процедуры, даже если ее значение будет разным при каждом вызове процедуры. С другой стороны, варианты выбора в case должны быть известны во время компиляции. В отличие от языка С язык C++ рассматривает константы как статические:
C++ |
int a[N]; //Правильно в C++, но не в С
Реализация
После того как вычислено выражение в правой части присваивания, чтобы сохранить его значение в памяти, нужна как минимум одна команда. Если выражение в левой части сложное (индексация массива и т.д.), то понадобятся дополнительные команды для вычисления нужного адреса памяти.
Если длина значения правой части превышает одно слово, потребуется несколько команд, чтобы сохранить значение в случае, когда компьютер не поддерживает операцию блочного копирования, которая позволяет копировать последовательность заданных слов памяти, указав начальный адрес источника, начальный адрес приемника и число копируемых слов.
- Глава 1
- 1.2. Процедурные языки
- 1.3. Языки, ориентированные на данные
- 1.4. Объектно-ориентированные языки
- 1.5. Непроцедурные языки
- 1.6. Стандартизация
- 1.7. Архитектура компьютера
- 1.8. Вычислимость
- 1.9. Упражнения
- Глава 2
- 2.2. Семантика
- 2.3. Данные
- 2.4. Оператор присваивания
- 2.5. Контроль соответствия типов
- 2.7. Подпрограммы
- 2.8. Модули
- 2.9. Упражнения
- Глава 3
- 3.1. Редактор
- 3.2. Компилятор
- 3.3. Библиотекарь
- 3.4. Компоновщик
- 3.5. Загрузчик
- 3.6. Отладчик
- 3.7. Профилировщик
- 3.8. Средства тестирования
- 3.9. Средства конфигурирования
- 3.10. Интерпретаторы
- 3.11. Упражнения
- Глава 4
- 4.1. Целочисленные типы
- I: Integer; -- Целое со знаком в языке Ada
- 4.2. Типы перечисления
- 4.3. Символьный тип
- 4.4. Булев тип
- 4.5. Подтипы
- 4.6. Производные типы
- 4.7. Выражения
- 4.8. Операторы присваивания
- 4.9. Упражнения
- Глава 5
- 5.1. Записи
- 5.2. Массивы
- 5.3. Массивы и контроль соответствия типов
- Подтипы массивов в языке Ada
- 5.5. Строковый тип
- 5.6. Многомерные массивы
- 5.7. Реализация массивов
- 5.8. Спецификация представления
- 5.9. Упражнения
- Глава 6
- 6.1. Операторы switch и case
- 6.2. Условные операторы
- 6.3. Операторы цикла
- 6.4. Цикл for
- 6.5. «Часовые»
- 6.6. Инварианты
- 6.7. Операторы goto
- 6.8. Упражнения
- Глава 7
- 7.1. Подпрограммы: процедуры и функции
- 7.2. Параметры
- 7.3. Передача параметров подпрограмме
- 7.4. Блочная структура
- 7.5. Рекурсия
- 7.6. Стековая архитектура
- 7.7. Еще о стековой архитектуре
- 7.8. Реализация на процессоре Intel 8086
- 7.9. Упражнения
- Глава 8
- 8.1 . Указательные типы
- 8.2. Структуры данных
- 8.3. Распределение памяти
- 8.4. Алгоритмы распределения динамической памяти
- 8.5. Упражнения
- Глава 9
- 9.1. Представление вещественных чисел
- 9.2. Языковая поддержка вещественных чисел
- 9.3. Три смертных греха
- Вещественные типы в языке Ada
- 9.5. Упражнения
- Глава 10
- 10.1. Преобразование типов
- 10.2. Перегрузка
- 10.3. Родовые (настраиваемые) сегменты
- 10.4. Вариантные записи
- 10.5. Динамическая диспетчеризация
- 10.6. Упражнения
- Глава 11
- 11.1. Требования обработки исключительных ситуаций
- 11.2. Исключения в pl/I
- 11.3. Исключения в Ada
- 11.5. Обработка ошибок в языке Eiffei
- 11.6. Упражнения
- Глава 12
- 12.1. Что такое параллелизм?
- 12.2. Общая память
- 12.3. Проблема взаимных исключений
- 12.4. Мониторы и защищенные переменные
- 12.5. Передача сообщений
- 12.6. Язык параллельного программирования оссаm
- 12.7. Рандеву в языке Ada
- 12.9. Упражнения
- Глава 13
- 13.1. Раздельная компиляция
- 13.2. Почему необходимы модули?
- 13.3. Пакеты в языке Ada
- 13.4. Абстрактные типы данных в языке Ada
- 13.6. Упражнения
- Глава 14
- 14.1. Объектно-ориентированное проектирование
- В каждом объекте должно скрываться одно важное проектное решение.
- 14.3. Наследование
- 14.5. Объектно-ориентированное программирование на языке Ada 95
- Динамический полиморфизм в языке Ada 95 имеет место, когда фактический параметр относится к cw-типу, а формальный параметр относится к конкретному типу.
- 14.6. Упражнения
- Глава 15
- 1. Структурированные классы.
- 15.1. Структурированные классы
- 5.2. Доступ к приватным компонентам
- 15.3. Данные класса
- 15.4. Язык программирования Eiffel
- Если свойство унаследовано от класса предка более чем одним путем, оно используется совместно; в противном случае свойства реплицируются.
- 15.5. Проектные соображения
- 15.6. Методы динамического полиморфизма
- 15.7. Упражнения
- 5Непроцедурные
- Глава 16
- 16.1. Почему именно функциональное программирование?
- 16.2. Функции
- 16.3. Составные типы
- 16.4. Функции более высокого порядка
- 16.5. Ленивые и жадные вычисления
- 16.6. Исключения
- 16.7. Среда
- 16.8. Упражнения
- Глава 17
- 17.2. Унификация
- 17.4. Более сложные понятия логического программирования
- 17.5. Упражнения
- Глава 18
- 18.1. Модель Java
- 18.2. Язык Java
- 18.3. Семантика ссылки
- 18.4. Полиморфные структуры данных
- 18.5. Инкапсуляция
- 18.6. Параллелизм
- 18.7. Библиотеки Java
- 8.8. Упражнения