10.4. Вариантные записи
Вариантные записи используются, когда во время выполнения необходимо интерпретировать значение несколькими разными способами. Ниже перечислены распространенные примеры.
• Сообщения в системе связи и блоках параметров в вызовах операционной системы. Обычно первое поле записи является кодом, значение которого определяет количество и типы остальных полей в записи.
• Разнородные структуры данных, такие как дерево, которое может содержать узлы разных типов.
Чтобы решать проблемы такого рода, языки программирования представляют новый класс типов, называемый вариантными записями, которые имеют альтернативные списки полей. Такая переменная может первоначально содержать значение одного варианта, а позже ей может быть присвоено значение другого варианта с совершенно другим набором полей. Помимо альтернативных могут присутствовать поля, которые являются общими для всех записей этого типа; такие поля обычно содержат код, с помощью которого программа определяет, какой вариант используется на самом деле. Предположим, что мы хотим создать вариантную запись, поля которой могут быть или массивом, или записью:
typedef int Arr[10];
C |
float f1;
int i1;
}Rec;
Давайте сначала определим тип, который кодирует вариант:
C |
typedef enum {Record_Code, Array_Code} Codes; 23
Теперь с помощью типа union (объединение) в С можно создать вариантную запись, которая сама может быть вложена в структуру, включающую общее поле тега, характеризующего вариант:
C |
typedef struct {
Codes code; /* Общее поле тега */
union { /* Объединение с альтернативными полями */
Агг а; /* Вариант массива */
Rес г; /* Вариант записи */
} data;
} S_Type;
S_Type s;
С точки зрения синтаксиса это всего лишь обычная вложенность записей и массивов внутри других записей. Различие состоит в реализации: полю data выделяется объем памяти, достаточный для самого большого поля массива а или поля записи r (см. рис. 10.1). Поскольку выделяемая память рассчитана на самое большое возможное поле, вариантные записи могут быть чрезвычайно
неэкономны по памяти, если один вариант очень большой, а другие маленькие:
union {
int a[1000];
C |
char c;
}
Избежать этого можно ценой усложнения программирования — использовать указатель на длинные поля.
В основе вариантных записей лежит предположение, что в любой момент времени значимо только одно из полей объединения, в отличие от обычной записи, где все поля существуют одновременно:
if (s.code == Array_Code)
C |
else
i = s.data.r.h ; /* Выбор второго варианта */
Основная проблема с вариантными записями состоит в том, что они потенциально могут вызывать серьезные ошибки. Так как конструкция union позволяет программе обращаться к той же самой строке битов различными способами, то возможна обработка значения одного типа, как если бы это было значение какого-либо другого типа (скажем, обращение к числу с плавающей точкой, как к целому). Действительно, программисты, пишущие на языке Pascal, используют вариантные записи, чтобы делать преобразование типов, которое в языке непосредственно не поддерживается.
В вышеупомянутом примере ситуация еще хуже, потому что возможно обращение к ячейкам памяти, которые вообще не содержат никакого значения: поле s.data.r могло бы иметь длину 8 байт для размещения двух чисел, а поле s.data.a — 20 байт для размещения десяти целых чисел. Если в поле s.data.r в данный момент находится запись, то s.data.a[4] не имеет смысла.
В Ada не разрешено использовать вариантные записи, чтобы не разрушать контроль соответствия типов. Поле code, которое мы использовали в примере, теперь является обязательным полем, и называется дискриминантом, а при обращении к вариантным полям проверяется корректность значения дискриминанта. Дискриминант выполняет роль «параметра» типа:
type Codes is (Record_Code, Array_Code);
Ada |
record
case Code is
when Record_Code => R: Rec;
when Array_Code => A: Arr;
end case;
end record;
а запись должна быть объявлена с конкретным дискриминантом, чтобы компилятор точно знал, сколько памяти нужно выделить:
Ada |
S2: S_Type(Array_Code);
Другая возможность — объявить указатель на вариантную запись и проверять дискриминант во время выполнения:
I Ada type Ptr is access S_Type;
Ada |
P: Ptr := new S_Type(Record_Code);
I:=P.R.I1; --Правильно
I:=P.A(5); -- Ошибка
Первый оператор присваивания правильный, поскольку дискриминант записи P.all — это Record_Code, который гарантирует, что поле R существует; в то же время второй оператор приводит к исключительной ситуации при работе программы, так как дискриминант не соответствует запрошенному полю.
Основное правило для дискриминантов в языке Ada заключается в том, что их можно читать, но не писать, так что нельзя обойти контроль соответствия типов. Это также означает, что память может выделяться в точном соответствии с выбранным вариантом, в отличие от обычного выделения для самого большого варианта.
Неограниченные записи в Ada
В дополнение к ограниченным записям, вариант которых при создании переменной фиксирован, Ada допускает объявление неограниченных записей (unconstrained records), для которых допустимо во время выполнения безопасное с точки зрения контроля типов присваивание, хотя записи относятся к разным вариантам:
S1, S2: S_Type; -- Неограниченные записи
S1 := (Record_Code, 4.5);
S2 := (Array_Code, 1..10 => 17);
S1 := S2; -- Присваивание S1 другого варианта
-- S2 больше, чем S1 !
Два правила гарантируют, что контроль соответствия типов продолжает работать:
• Для дискриминанта должно быть задано значение по умолчанию, чтобы гарантировать, что первоначально в записи есть осмысленный дискриминант:
type S_Type (Code: codes: = Record_Code) is ...
• Само по себе поле дискриминанта не может быть изменено. Допустимо только присваивание допустимого значения всей записи, как показано в примере.
Существуют две возможные реализации неограниченных записей. Можно создавать каждую переменную с размером максимального варианта, чтобы помещался любой вариант. Другая возможность — неявно использовать динамическую память из кучи. Если присваиваемое значение больше по размерам, то память освобождается и запрашивается большая порция. В большинстве реализаций выбран первый метод: он проще и не требует нежела- тельных в некоторых приложениях неявных обращений к менеджеру кучи.
- Глава 1
- 1.2. Процедурные языки
- 1.3. Языки, ориентированные на данные
- 1.4. Объектно-ориентированные языки
- 1.5. Непроцедурные языки
- 1.6. Стандартизация
- 1.7. Архитектура компьютера
- 1.8. Вычислимость
- 1.9. Упражнения
- Глава 2
- 2.2. Семантика
- 2.3. Данные
- 2.4. Оператор присваивания
- 2.5. Контроль соответствия типов
- 2.7. Подпрограммы
- 2.8. Модули
- 2.9. Упражнения
- Глава 3
- 3.1. Редактор
- 3.2. Компилятор
- 3.3. Библиотекарь
- 3.4. Компоновщик
- 3.5. Загрузчик
- 3.6. Отладчик
- 3.7. Профилировщик
- 3.8. Средства тестирования
- 3.9. Средства конфигурирования
- 3.10. Интерпретаторы
- 3.11. Упражнения
- Глава 4
- 4.1. Целочисленные типы
- I: Integer; -- Целое со знаком в языке Ada
- 4.2. Типы перечисления
- 4.3. Символьный тип
- 4.4. Булев тип
- 4.5. Подтипы
- 4.6. Производные типы
- 4.7. Выражения
- 4.8. Операторы присваивания
- 4.9. Упражнения
- Глава 5
- 5.1. Записи
- 5.2. Массивы
- 5.3. Массивы и контроль соответствия типов
- Подтипы массивов в языке Ada
- 5.5. Строковый тип
- 5.6. Многомерные массивы
- 5.7. Реализация массивов
- 5.8. Спецификация представления
- 5.9. Упражнения
- Глава 6
- 6.1. Операторы switch и case
- 6.2. Условные операторы
- 6.3. Операторы цикла
- 6.4. Цикл for
- 6.5. «Часовые»
- 6.6. Инварианты
- 6.7. Операторы goto
- 6.8. Упражнения
- Глава 7
- 7.1. Подпрограммы: процедуры и функции
- 7.2. Параметры
- 7.3. Передача параметров подпрограмме
- 7.4. Блочная структура
- 7.5. Рекурсия
- 7.6. Стековая архитектура
- 7.7. Еще о стековой архитектуре
- 7.8. Реализация на процессоре Intel 8086
- 7.9. Упражнения
- Глава 8
- 8.1 . Указательные типы
- 8.2. Структуры данных
- 8.3. Распределение памяти
- 8.4. Алгоритмы распределения динамической памяти
- 8.5. Упражнения
- Глава 9
- 9.1. Представление вещественных чисел
- 9.2. Языковая поддержка вещественных чисел
- 9.3. Три смертных греха
- Вещественные типы в языке Ada
- 9.5. Упражнения
- Глава 10
- 10.1. Преобразование типов
- 10.2. Перегрузка
- 10.3. Родовые (настраиваемые) сегменты
- 10.4. Вариантные записи
- 10.5. Динамическая диспетчеризация
- 10.6. Упражнения
- Глава 11
- 11.1. Требования обработки исключительных ситуаций
- 11.2. Исключения в pl/I
- 11.3. Исключения в Ada
- 11.5. Обработка ошибок в языке Eiffei
- 11.6. Упражнения
- Глава 12
- 12.1. Что такое параллелизм?
- 12.2. Общая память
- 12.3. Проблема взаимных исключений
- 12.4. Мониторы и защищенные переменные
- 12.5. Передача сообщений
- 12.6. Язык параллельного программирования оссаm
- 12.7. Рандеву в языке Ada
- 12.9. Упражнения
- Глава 13
- 13.1. Раздельная компиляция
- 13.2. Почему необходимы модули?
- 13.3. Пакеты в языке Ada
- 13.4. Абстрактные типы данных в языке Ada
- 13.6. Упражнения
- Глава 14
- 14.1. Объектно-ориентированное проектирование
- В каждом объекте должно скрываться одно важное проектное решение.
- 14.3. Наследование
- 14.5. Объектно-ориентированное программирование на языке Ada 95
- Динамический полиморфизм в языке Ada 95 имеет место, когда фактический параметр относится к cw-типу, а формальный параметр относится к конкретному типу.
- 14.6. Упражнения
- Глава 15
- 1. Структурированные классы.
- 15.1. Структурированные классы
- 5.2. Доступ к приватным компонентам
- 15.3. Данные класса
- 15.4. Язык программирования Eiffel
- Если свойство унаследовано от класса предка более чем одним путем, оно используется совместно; в противном случае свойства реплицируются.
- 15.5. Проектные соображения
- 15.6. Методы динамического полиморфизма
- 15.7. Упражнения
- 5Непроцедурные
- Глава 16
- 16.1. Почему именно функциональное программирование?
- 16.2. Функции
- 16.3. Составные типы
- 16.4. Функции более высокого порядка
- 16.5. Ленивые и жадные вычисления
- 16.6. Исключения
- 16.7. Среда
- 16.8. Упражнения
- Глава 17
- 17.2. Унификация
- 17.4. Более сложные понятия логического программирования
- 17.5. Упражнения
- Глава 18
- 18.1. Модель Java
- 18.2. Язык Java
- 18.3. Семантика ссылки
- 18.4. Полиморфные структуры данных
- 18.5. Инкапсуляция
- 18.6. Параллелизм
- 18.7. Библиотеки Java
- 8.8. Упражнения