12.7. Рандеву в языке Ada
Задачи в языке Ada взаимодействуют друг с другом во время рандеву (rendezvous). Говорят, что одна задача Т1 вызывает вход (entry) e в другой задаче Т2 (см. рис. 12.3). Вызываемая задача должна выполнить accept-оператор для этого входа:
accept Е(Р1: in Integer; P2: out Integer) do
…
end E;
Когда задача выполняет вызов входа, и есть другая задача, которая уже выполнила accept для этого входа, имеет место рандеву.
• Вызывающая задача передает входные параметры принимающей задаче и затем блокируется.
• Принимающая задача выполняет операторы в теле accept.
• Принимающая задача возвращает выходные параметры вызывающей задаче.
• Вызывающая задача разблокируется.
Определение рандеву симметрично в том смысле, что, если задача выполняет accept-оператор, но ожидаемого вызова входа еще не произошло, она
будет заблокирована, пока некоторая задача не вызывет вход для этого accept-оператора*.
Подчеркнем, что адресация осуществляется только в одном направлении: вызывающая задача должна знать имя принимающей задачи, но принимающая задача не знает имени вызывающей задачи. Возможность создания серверов (servers), т. е. процессов, предоставляющих определенные услуги любому другому процессу, послужила мотивом для выбора такого проектного решения. Задача-клиент (client) должка, конечно, знать название сервиса, который она запрашивает, в то время как задача-сервер предоставит сервис любой задаче, и ей не нужно ничего знать о клиенте.
Одно рандеву может включать передачу сообщений в двух направлениях, потому что типичный сервис может быть запросом элемента из структуры данных. Издержки на дополнительное взаимодействие, чтобы возвратить результат, были бы сверхмерными.
Механизм рандеву чрезвычайно сложен: задача может одновременно ждать вызова различных точек входа, используя select-оператор:
select
accept El do ... end El;
or
accept E2 do . . . end E2;
or
accept E3 do . . . end E3;
end select;
Альтернативы выбора в select могут содержать булевы выражения, называемые охраной (guards), которые дают возможность задаче контролировать, какие вызовы она хочет принимать. Можно задавать таймауты (предельные времена ожидания рандеву) и осуществлять опросы (для немедленной реакции в критических случаях). В отличие от конструкции ALT в языке оссаm, select-оператор языка Ada не может одновременно ожидать произвольного числа входов.
Обратите внимание на основное различие между защищенными переменными и рандеву:
• Защищенная переменная — это пассивный механизм, а его операции выполняются другими задачами.
• accept-оператор выполняется задачей, в которой он появляется, то есть он выполняет вычисление от имени других задач.
Рандеву можно использовать для программирования сервера и в том случае, если сервер делает значимую обработку помимо связи с клиентом:
task Server is
begin
loop
select
accept Put(l: in Item) do
-- Отправить I в структуру данных
end Put;
or
accept Get(l: out Item) do
-- Достать I из структуры данных
end Get;
end select;
-- Обслуживание структуры данных
end loop;
end Server;
Сервер отправляет элементы в структуру данных и достает их из нее, а после каждой операции он выполняет дополнительную обработку структуры данных, например регистрирует изменения. Нет необходимости блокировать другие задачи во время выполнения этой обработки, отнимающей много времени.
В языке Ada чрезвычайно гибкий механизм параллелизма, но эта гибкость достигается ценой менее эффективной связи, чем коммуникации точка-точка в языке оссаm. С другой стороны, в языке оссаm фактически невозможно реализовать гибкий серверный процесс, так как каждый дополнительный клиентский процесс нуждается в отдельном именованном канале, а это требует изменения программы сервера.
12.8. Linda
Linda — это не язык программирования как таковой, а модель параллелизма, которая может быть добавлена к существующему языку программирования. В отличие от однонаправленной (Ada) или двунаправленной адресации (occam), Linda вообще не использует никакой адресации между параллельными процессами! Вместо этого процесс может по выбору отправить сообщение в глобальную кортежную область (Tuple Space). Она названа так потому, что каждое сообщение представляет собой кортеж, т. е. последовательность из одного или нескольких значений, возможно, разных типов.
Например:
(True, 5.6, 'С', False)
— это четверной кортеж, состоящий из булева с плавающей точкой, символьного и снова булева значений.
Существуют три операции, которые обращаются к кортежной области:
out — поместить кортеж в кортежную область;
in — блокировка, пока не существует соответствующего кортежа, затем его удаление
(см. рис. 12.4);
read — блокировка, пока не существует соответствующего кортежа (но без удаления его).
Синхронизация достигается благодаря тому, что команды in и read должны определять сигнатуру кортежа: число элементов и их типы. Только если кортеж существует с соответствующей сигнатурой, может быть выполнена операция получения, иначе процесс будет приостановлен. Кроме того, один или несколько элементов кортежа могут быть заданы явно. Если значение задано в сигнатуре, оно должно соответствовать значению в той же самой позиции кортежа; если задан тип, он может соответствовать любому значению этого типа в данной позиции. Например, все последующие операторы удалят первый кортеж в кортежной области на рис. 12.4:
in(True, 5.6, 'С', False)
in(B: Boolean, 5.6, 'С', False)
in(True, F: Float, 'С', Ё2: Boolean)
Второй оператор in возвратит значение True в формальном параметре В; третий оператор in возвратит значения 5.6 в F и False — в В2.
Кортежная область может использоваться для диспетчеризации вычислительных работ для процессов, которые могут находиться на разных компьютерах. Кортеж ("job", J, С) укажет, что работу J следует назначить компьютеру С. Каждый компьютер может быть заблокирован в ожидании работы:
in("job", J: Jobs, 4); -- Компьютер 4 ждет работу
Задача диспетчеризации может «бросать» работы в кортежную область. С помощью формального параметра оператора out можно указать, что безразлично, какой именно компьютер делает данную работу:
out("job", 6, С: Computers); -- Работа 6 для любого компьютера
Преимущество модели Linda в чрезвычайной гибкости. Обратите внимание, что процесс может поместить кортеж в кортежную область и завершиться;
только позднее другой процесс найдет этот кортеж. Таким образом, Linda-программа распределена как во времени, так и в пространстве (среди процес-сов, которые могут быть на отдельных ЦП). Сравните это с языками Ada и oссаm, которые требуют, чтобы процессы непосредственно связывались друг с другом. Недостаток модели Linda состоит в дополнительных затратах на поддержку кортежной области, которая требует потенциально неограниченной глобальной памяти. Хотя кортежная область и является глобальной, бы-ли разработаны сложные алгоритмы для ее распределения среди многих процессоров.
- Глава 1
- 1.2. Процедурные языки
- 1.3. Языки, ориентированные на данные
- 1.4. Объектно-ориентированные языки
- 1.5. Непроцедурные языки
- 1.6. Стандартизация
- 1.7. Архитектура компьютера
- 1.8. Вычислимость
- 1.9. Упражнения
- Глава 2
- 2.2. Семантика
- 2.3. Данные
- 2.4. Оператор присваивания
- 2.5. Контроль соответствия типов
- 2.7. Подпрограммы
- 2.8. Модули
- 2.9. Упражнения
- Глава 3
- 3.1. Редактор
- 3.2. Компилятор
- 3.3. Библиотекарь
- 3.4. Компоновщик
- 3.5. Загрузчик
- 3.6. Отладчик
- 3.7. Профилировщик
- 3.8. Средства тестирования
- 3.9. Средства конфигурирования
- 3.10. Интерпретаторы
- 3.11. Упражнения
- Глава 4
- 4.1. Целочисленные типы
- I: Integer; -- Целое со знаком в языке Ada
- 4.2. Типы перечисления
- 4.3. Символьный тип
- 4.4. Булев тип
- 4.5. Подтипы
- 4.6. Производные типы
- 4.7. Выражения
- 4.8. Операторы присваивания
- 4.9. Упражнения
- Глава 5
- 5.1. Записи
- 5.2. Массивы
- 5.3. Массивы и контроль соответствия типов
- Подтипы массивов в языке Ada
- 5.5. Строковый тип
- 5.6. Многомерные массивы
- 5.7. Реализация массивов
- 5.8. Спецификация представления
- 5.9. Упражнения
- Глава 6
- 6.1. Операторы switch и case
- 6.2. Условные операторы
- 6.3. Операторы цикла
- 6.4. Цикл for
- 6.5. «Часовые»
- 6.6. Инварианты
- 6.7. Операторы goto
- 6.8. Упражнения
- Глава 7
- 7.1. Подпрограммы: процедуры и функции
- 7.2. Параметры
- 7.3. Передача параметров подпрограмме
- 7.4. Блочная структура
- 7.5. Рекурсия
- 7.6. Стековая архитектура
- 7.7. Еще о стековой архитектуре
- 7.8. Реализация на процессоре Intel 8086
- 7.9. Упражнения
- Глава 8
- 8.1 . Указательные типы
- 8.2. Структуры данных
- 8.3. Распределение памяти
- 8.4. Алгоритмы распределения динамической памяти
- 8.5. Упражнения
- Глава 9
- 9.1. Представление вещественных чисел
- 9.2. Языковая поддержка вещественных чисел
- 9.3. Три смертных греха
- Вещественные типы в языке Ada
- 9.5. Упражнения
- Глава 10
- 10.1. Преобразование типов
- 10.2. Перегрузка
- 10.3. Родовые (настраиваемые) сегменты
- 10.4. Вариантные записи
- 10.5. Динамическая диспетчеризация
- 10.6. Упражнения
- Глава 11
- 11.1. Требования обработки исключительных ситуаций
- 11.2. Исключения в pl/I
- 11.3. Исключения в Ada
- 11.5. Обработка ошибок в языке Eiffei
- 11.6. Упражнения
- Глава 12
- 12.1. Что такое параллелизм?
- 12.2. Общая память
- 12.3. Проблема взаимных исключений
- 12.4. Мониторы и защищенные переменные
- 12.5. Передача сообщений
- 12.6. Язык параллельного программирования оссаm
- 12.7. Рандеву в языке Ada
- 12.9. Упражнения
- Глава 13
- 13.1. Раздельная компиляция
- 13.2. Почему необходимы модули?
- 13.3. Пакеты в языке Ada
- 13.4. Абстрактные типы данных в языке Ada
- 13.6. Упражнения
- Глава 14
- 14.1. Объектно-ориентированное проектирование
- В каждом объекте должно скрываться одно важное проектное решение.
- 14.3. Наследование
- 14.5. Объектно-ориентированное программирование на языке Ada 95
- Динамический полиморфизм в языке Ada 95 имеет место, когда фактический параметр относится к cw-типу, а формальный параметр относится к конкретному типу.
- 14.6. Упражнения
- Глава 15
- 1. Структурированные классы.
- 15.1. Структурированные классы
- 5.2. Доступ к приватным компонентам
- 15.3. Данные класса
- 15.4. Язык программирования Eiffel
- Если свойство унаследовано от класса предка более чем одним путем, оно используется совместно; в противном случае свойства реплицируются.
- 15.5. Проектные соображения
- 15.6. Методы динамического полиморфизма
- 15.7. Упражнения
- 5Непроцедурные
- Глава 16
- 16.1. Почему именно функциональное программирование?
- 16.2. Функции
- 16.3. Составные типы
- 16.4. Функции более высокого порядка
- 16.5. Ленивые и жадные вычисления
- 16.6. Исключения
- 16.7. Среда
- 16.8. Упражнения
- Глава 17
- 17.2. Унификация
- 17.4. Более сложные понятия логического программирования
- 17.5. Упражнения
- Глава 18
- 18.1. Модель Java
- 18.2. Язык Java
- 18.3. Семантика ссылки
- 18.4. Полиморфные структуры данных
- 18.5. Инкапсуляция
- 18.6. Параллелизм
- 18.7. Библиотеки Java
- 8.8. Упражнения