8.1 . Указательные типы
Переменная — не более чем удобная нотация адресования ячейки памяти. Имя переменной является статическим и определено на этапе компиляции: разные имена относятся к разным ячейкам, и не существует способов «вычисления имени», кроме как в определенных видах контекстов, таких как индексирование массива. Значение указательного (ссылочного) типа (pointer type) — это адрес; указательная переменная (указатель) содержит адрес другой переменной или константы. Объект, на который указывают, называется указуемым или обозначаемым объектом (designated object). Указатели применяются скорее для вычислений над адресами ячеек, чем над их содержимым.
Следующий пример:
C |
int *ptr = &i;
породит структуру, показанную на рис. 8.1. Указатель ptr сам является переменной со своим собственным местом в памяти (284), но его содержимое — это адрес (320) другой переменной i.
Синтаксис объявления может ввести в заблуждение, потому что звездочка «*» по смыслу относится к типу int, а не к переменной ptr.
Объявление следует читать как: «ptr имеет указатель типа на int».. Унарная операция «&» возвращает адрес следующего за ней операнда.
К значению переменной i, конечно, можно получить доступ, просто использовав ее имя, например, как i + 1, но к нему также можно получить доступ путем разыменования (dereferencing)* указателя с помощью синтаксиса *ptr. Когда вы разыменовываете указатель, вы хотите увидеть не содержимое переменной-указателя ptr, а содержимое ячейки памяти, адрес которой содержится в ptr, то есть указуемый объект.
Типизированные указатели
В приведенном примере адреса записаны как целые числа, но адрес не является целым числом. Форма записи адреса будет зависеть от архитектуры компьютера. Например, компьютер Intel 8086 использует два 16-разрядных слова, которые объединяются при формировании 20-разрядного адреса. Разумно предположить, что все указатели представляются единообразно.
Однако в программировании полезнее и надежнее использовать типизированные указатели, которые объявляются, чтобы ссылаться на конкретный тип, такой как тип int в приведенном выше примере. Указуемый объект *ptr должен иметь целый тип, и после разыменования его можно использовать в любом контексте, в котором требуется число целого типа:
inta[10];
a[*ptr] = a[(*ptr) + 5]; /* Раскрытие и индексирование */
a[i] = 2 * *ptr; /* Раскрытие и умножение */
Важно делать различие между переменной-указателем и указуемым объектом и быть очень осторожными при присваивании или сравнении указателей:
int i1 = 10;
C |
int *ptr1 = &i1; /* ptrl указывает на i1 */
int *ptr2 = &i2; /* ptr2 указывает на i2 */
*ptr1 = *ptr2; /* Обе переменные имеют одно и то же значение */
if(ptr1 == ptr2)... /* «Ложь», разные указатели */
if (*ptr1 == *ptr2) /* «Истина», обозначенные объекты равны */
ptrl = ptr2; /* Оба указывает на i2 */
На рисунке 8.2а показаны переменные после первого оператора присваивания: благодаря раскрытию указателей происходит присваивание указуемых объектов и i1 получает значение 20. После выполнения второго оператора присваивания (над указателями, а не над указуемыми объектами) переменная i1 больше не является доступной через указатель, что показано на рис. 8.26.
Важно понимать различие между указателем-константой и указателем на константный указуемый объект. Создание указателя-константы не защищает указуемый объект от изменения:
inti1,i2;
int * const p1 = &i1; /* Указатель-константа */
const int * p2 = &i1; /* Указатель на константу */
const int * const p3 = &i1; /* Указатель-константа на константу */
p1 =&i2; /* Ошибка, указатель-константа */
*p1=5 /* Правильно, указуемый объект не является
константой */
р2 =&i2; /* Правильно, указатель не является
константой */
*р2 = 5; /* Ошибка, указуемый объект — константа */
рЗ =&i2; /* Ошибка, указатель-константа */
*рЗ = 5; /* Ошибка, указуемый объект — константа */
В языке С указатель на void является нетипизированным указателем. Любой указатель может быть неявно преобразован в указатель на void и обратно, хотя смешанное использование присваиваний типизированных указателей обычно будет сопровождаться предупреждающим сообщением. К счастью, в C++ контроль соответствия типов делается намного тщательнее. Типизированные указатели неявно могут быть преобразованы в указатели на void, но не обратно:
void *void_ptr; /* Нетипизированный указатель */
C |
char *char_ptr; /* Типизированный указатель */
void_ptr = int_ptr; /* Правильно */
char_ptr = void_ptr; /* Правильно в С, но ошибка в C++ */
char_ptr = int_ptr; /* Предупреждение в С, ошибка в C++ */
Поскольку в С нет контроля соответствия типов, указателю может быть присвоено произвольное выражение. Нет никакой гарантии, что указуемый объект имеет ожидаемый тип; фактически значение указателя могло бы даже не быть адресом в отведенной программе области памяти. В лучшем случае это приведет к аварийному сбою программы из-за неправильной адресации, и вы получите соответствующее сообщение от операционной системы. В худшем случае это может привести к разрушению данных операционной системы. Ошибки в указателях очень трудно выявлять при отладке, потому что сложно разобраться в абсолютных адресах, которые показывает отладчик. Решение состоит в более строгом контроле соответствия типов для указателей, как это делается в Ada и C++.
Синтаксис
Синтаксические конструкции, связанные с указателями, иногда могут вводить в заблуждение, поэтому очень важно хорошо их понимать. Раскрытие указателей, индексация массивов и выбор полей записей — это средства доступа к данным внутри структур данных. В языке Pascal синтаксис самый ясный: каждая из этих трех операций обозначается отдельным символом, который пишется после переменной. В следующем примере Ptr объявлен как указатель на массив записей с целочисленным полем:
type Rec_Type =
record
Pascal |
end;
type Array_Type = array[1 ..100] of Rec_Type;
type Ptr_Type = Array_Type;
Ptr: Ptr_Type;
Ptr (*Указатель на массив записей с целочисленным полем *)
Ptrt (*Массив записей с целочисленным полем *)
Ptrt [78] (*3апись с целочисленным полем *)
Ptrt [78].Field ("Целочисленное поле *)
В языке С символ раскрытия ссылки (*) является префиксным оператором, поэтому приведенный пример записывался бы так:
typedef struct {
int field;
C |
typedef Rec_Type Array_Type[ 100];
Array_Type *ptr;
ptr /* Указатель на массив записей с целочисленным полем */
*ptr /* Массив записей с целочисленным полем */
(*ptr)[78] /* Запись с целочисленным полем */
(*ptr)[78].field /* Целочисленное поле */
Здесь необходимы круглые скобки, потому что индексация массива имеет более высокий приоритет, чем раскрытие указателя. В сложной структуре данных это может внести путаницу при расшифровке декомпозиции, которая использует разыменование как префикс, а индексацию и выбор поля как постфикс. К счастью, наиболее часто используемая последовательность операций, в которой за разыменованием следует выбор поля, имеет специальный, простой синтаксис. Если ptr указывает на запись, то ptr->field — это краткая запись для (*ptr).field.
Синтаксис Ada основан на предположении, что за разыменованием почти всегда следует выбор поля, поэтому отдельная запись для разыменования не нужна. Вы не можете сказать, является R.Field просто выбором поля обычной записи с именем R, или R — это указатель на запись, который раскрывается перед выбором. Хотя такой подход и может привести к путанице, но он имеет то преимущество, что в структурах данных мы можем перейти от использования самих записей к использованию указателей на них без других изменений программы. В тех случаях, когда необходимо только разыменование, используется довольно неуклюжий синтаксис, как показывает вышеупомянутый пример на языке Ada:
type Rec_Type is
record
Ada |
end record;
type Array_Type is array( 1 .. 100) of Rec_Type;
type Ptr_Type is access Array_Type;
Ptr: Ptr_Type;
Ptr -- Указатель на массив записей с целочисленным полем
Ptr.all -- Массив записей с целочисленным полем
Ptr.all[78] -- Запись с целочисленным полем
Ptr.all[78].Field --Целочисленное поле
Обратите внимание, что в Ada для обозначения указателей используется ключевое слово access, а не символ. Ключевое слово all используется в тех немногих случаях, когда требуется разыменование без выбора.
Реализация
Для косвенного обращения к данным через указатели требуется дополнительная команда в машинном коде. Давайте сравним прямой оператор присваивания с косвенным присваиванием, например:
C |
int*p = &i;
int *q = &j;
i=j; /* Прямое присваивание */
*p = *q; /* Косвенное присваивание */
Машинные команды для прямого присваивания:
C |
store R1,i
в то время как команды для косвенного присваивания:
load R1,&q Адрес (указуемого объекта)
C |
load R3,&p Адрес (указуемого объекта)
store R2,(R3) Сохранить в указуемом объекте
При косвенности неизбежны некоторые издержки, но обычно не серьезные, поскольку при неоднократном обращении к указуемому объекту оптимизатор может гарантировать, что указатель будет загружен только один раз. В операторе
p->right = p->left;
раз уж адрес р загружен в регистр, все последующие обращения могут воспользоваться этим регистром:
load R1 ,&p Адрес указуемого объекта
load R2,left(R1) Смещение от начала записи
store R2,right(R1) Смещение от начала записи
Потенциальным источником неэффективности при косвенном доступе к данным через указатели является размер самих указателей. В начале 1970-х годов, когда разрабатывались языки С и Pascal, компьютеры обычно имели только 16 Кбайт или 32 Кбайт оперативной памяти, и для адреса было достаточно 16 разрядов. Теперь, когда персональные компьютеры и рабочие станции имеют много мегабайтов памяти, указатели должны храниться в 32 разрядах. Кроме того, из-за механизмов управления памятью, основанных на кэше и страничной организации, произвольный доступ к данным через указатели может обойтись намного дороже, чем доступ к массивам, которые располагаются в непрерывной последовательности ячеек. Отсюда следует, что оптимизация структуры данных для повышения эффективности сильно зависит от системы, и ее никогда не следует делать до измерения времени выполнения с помощью профилировщика.
Типизированные указатели в Ada предоставляют одну возможность для оптимизации. Для набора указуемых объектов, связанных с конкретным типом доступа, т. е. для так называемой коллекции (collection), можно задать размер:
C |
for Node_Ptr'Storage_Size use 40_000;
Поскольку объем памяти, запрошенный для Node, меньше 64 Кбайт, указатели относительно начала блока могут храниться в 16 разрядах, при этом экономятся и место в структурах данных, и время центрального процессора для загрузки и сохранения указателей.
Указатели и алиасы в Ада 95
Указатель в языке С может использоваться для задания алиаса (альтернативного имени) обычной переменной:
C |
int *ptr = &i;
Алиасы бывают полезны; например, они могут использоваться для создания связанных структур во время компиляции. Так как в Ада 83 структуры, основанные на указателях, могут быть созданы только при выполнении, это может привести к ненужным издержкам и по времени, и по памяти.
В Ada 95 добавлены специальные средства создания алиасов, названные типами обобщенного доступа (general access types), но на них наложены ограничения для предотвращения создания повисших ссылок (см. раздел 8.3). Предусмотрен и специальный синтаксис как для объявления указателя, так и для
переменной с алиасом:
type Ptr is access all Integer; -- Ptr может указывать на алиас
C |
P: Ptr := I'Access; -- Создать алиас
Первая строка объявляет тип, который может указывать на целочисленную переменную с алиасом, вторая строка объявляет такую переменную, и третьястрока объявляет указатель и инициализирует его адресом переменной. Такие типы обобщенного доступа и переменные с алиасом могут быть компонентами массивов и записей, что позволяет построить связанные структуры, не обращаясь к администратору памяти во время выполнения.
* Привязка к памяти
В языке С привязка к памяти тривиальна, потому что указателю может быть присвоен произвольный адрес:
C |
int * const reg = Ox4fOO; /* Адрес (в шестнадцатеричной системе) */
*reg = Ox1f1f; /* Присваивание по абсолютному адресу */
Благодаря использованию указателя-константы мы уверены, что адрес в reg не будет случайно изменен.
В Ada используется понятие спецификации представления для явного установления соответствия между обычной переменной и абсолютным адресом:
Ada |
for Reg use at 16#4fOO#; -- Адрес (в шестнадцатеричной системе)
Reg := 16#1 f1 f#; -- Присваивание по абсолютному адресу
Преимущество метода языка Ada состоит в том, что не используются явные указатели.
- Глава 1
- 1.2. Процедурные языки
- 1.3. Языки, ориентированные на данные
- 1.4. Объектно-ориентированные языки
- 1.5. Непроцедурные языки
- 1.6. Стандартизация
- 1.7. Архитектура компьютера
- 1.8. Вычислимость
- 1.9. Упражнения
- Глава 2
- 2.2. Семантика
- 2.3. Данные
- 2.4. Оператор присваивания
- 2.5. Контроль соответствия типов
- 2.7. Подпрограммы
- 2.8. Модули
- 2.9. Упражнения
- Глава 3
- 3.1. Редактор
- 3.2. Компилятор
- 3.3. Библиотекарь
- 3.4. Компоновщик
- 3.5. Загрузчик
- 3.6. Отладчик
- 3.7. Профилировщик
- 3.8. Средства тестирования
- 3.9. Средства конфигурирования
- 3.10. Интерпретаторы
- 3.11. Упражнения
- Глава 4
- 4.1. Целочисленные типы
- I: Integer; -- Целое со знаком в языке Ada
- 4.2. Типы перечисления
- 4.3. Символьный тип
- 4.4. Булев тип
- 4.5. Подтипы
- 4.6. Производные типы
- 4.7. Выражения
- 4.8. Операторы присваивания
- 4.9. Упражнения
- Глава 5
- 5.1. Записи
- 5.2. Массивы
- 5.3. Массивы и контроль соответствия типов
- Подтипы массивов в языке Ada
- 5.5. Строковый тип
- 5.6. Многомерные массивы
- 5.7. Реализация массивов
- 5.8. Спецификация представления
- 5.9. Упражнения
- Глава 6
- 6.1. Операторы switch и case
- 6.2. Условные операторы
- 6.3. Операторы цикла
- 6.4. Цикл for
- 6.5. «Часовые»
- 6.6. Инварианты
- 6.7. Операторы goto
- 6.8. Упражнения
- Глава 7
- 7.1. Подпрограммы: процедуры и функции
- 7.2. Параметры
- 7.3. Передача параметров подпрограмме
- 7.4. Блочная структура
- 7.5. Рекурсия
- 7.6. Стековая архитектура
- 7.7. Еще о стековой архитектуре
- 7.8. Реализация на процессоре Intel 8086
- 7.9. Упражнения
- Глава 8
- 8.1 . Указательные типы
- 8.2. Структуры данных
- 8.3. Распределение памяти
- 8.4. Алгоритмы распределения динамической памяти
- 8.5. Упражнения
- Глава 9
- 9.1. Представление вещественных чисел
- 9.2. Языковая поддержка вещественных чисел
- 9.3. Три смертных греха
- Вещественные типы в языке Ada
- 9.5. Упражнения
- Глава 10
- 10.1. Преобразование типов
- 10.2. Перегрузка
- 10.3. Родовые (настраиваемые) сегменты
- 10.4. Вариантные записи
- 10.5. Динамическая диспетчеризация
- 10.6. Упражнения
- Глава 11
- 11.1. Требования обработки исключительных ситуаций
- 11.2. Исключения в pl/I
- 11.3. Исключения в Ada
- 11.5. Обработка ошибок в языке Eiffei
- 11.6. Упражнения
- Глава 12
- 12.1. Что такое параллелизм?
- 12.2. Общая память
- 12.3. Проблема взаимных исключений
- 12.4. Мониторы и защищенные переменные
- 12.5. Передача сообщений
- 12.6. Язык параллельного программирования оссаm
- 12.7. Рандеву в языке Ada
- 12.9. Упражнения
- Глава 13
- 13.1. Раздельная компиляция
- 13.2. Почему необходимы модули?
- 13.3. Пакеты в языке Ada
- 13.4. Абстрактные типы данных в языке Ada
- 13.6. Упражнения
- Глава 14
- 14.1. Объектно-ориентированное проектирование
- В каждом объекте должно скрываться одно важное проектное решение.
- 14.3. Наследование
- 14.5. Объектно-ориентированное программирование на языке Ada 95
- Динамический полиморфизм в языке Ada 95 имеет место, когда фактический параметр относится к cw-типу, а формальный параметр относится к конкретному типу.
- 14.6. Упражнения
- Глава 15
- 1. Структурированные классы.
- 15.1. Структурированные классы
- 5.2. Доступ к приватным компонентам
- 15.3. Данные класса
- 15.4. Язык программирования Eiffel
- Если свойство унаследовано от класса предка более чем одним путем, оно используется совместно; в противном случае свойства реплицируются.
- 15.5. Проектные соображения
- 15.6. Методы динамического полиморфизма
- 15.7. Упражнения
- 5Непроцедурные
- Глава 16
- 16.1. Почему именно функциональное программирование?
- 16.2. Функции
- 16.3. Составные типы
- 16.4. Функции более высокого порядка
- 16.5. Ленивые и жадные вычисления
- 16.6. Исключения
- 16.7. Среда
- 16.8. Упражнения
- Глава 17
- 17.2. Унификация
- 17.4. Более сложные понятия логического программирования
- 17.5. Упражнения
- Глава 18
- 18.1. Модель Java
- 18.2. Язык Java
- 18.3. Семантика ссылки
- 18.4. Полиморфные структуры данных
- 18.5. Инкапсуляция
- 18.6. Параллелизм
- 18.7. Библиотеки Java
- 8.8. Упражнения