13.1. Раздельная компиляция
Первоначально декомпозиция программ делалась исключительно для того, чтобы дать возможность программисту раздельно компилировать компоненты программы. Благодаря мощности современных компьютеров и эффективности компиляторов эта причина теперь не столь существенна, как раньше, но важно изучить раздельную компиляцию, потому что для ее поддержки часто используются те же самые возможности, что и для декомпозиции программы на логические компоненты. Даже в очень больших системах, которые нельзя создать без раздельной компиляции, декомпозиция на компоненты делается при проектировании программы и не имеет отношения к этапу компиляции. Поскольку программные компоненты обычно относительно невелики, лимитирующим фактором при внесении изменений в программы обычно оказывается время компоновки, а не компиляции.
Раздельная компиляция в языке Fortran
Когда был разработан Fortran, программы вводились в компьютер с помощью перфокарт, и не было никаких дисков или библиотек программ, которые известны сегодня.
Компилируемый модуль в языке Fortran идентичен выполняемому модулю, а именно подпрограмме, называемой сабрутиной (subroutine). Каждая сабрутина компилируется не только раздельно, но и независимо, и в результате одной компиляции не сохраняется никакой информации, которую можно использовать при последующих компиляциях.
Это означает, что не делается абсолютно никакой проверки на соответствие формальных и фактических параметров. Вы можете задать значение с плавающей точкой для целочисленного параметра. Более того, массив передается как указатель на первый элемент, и вызванная подпрограмма никак не может узнать размер массива или даже тип элементов. Подпрограмма может даже попытаться обратиться к несуществующему фактическому параметру. Другими словами, согласование формальных и фактических параметров — задача программиста; именно он должен обеспечить, правильные объявления типов и размеров параметров, как в вызывающих, так и вызываемых подпрограммах.
Поскольку каждая подпрограмма компилируется независимо, нельзя совместно использовать глобальные объявления данных. Вместо этого определены общие (common) блоки:
subroutine S1
common /block1/distance(100), speed(100), time(100)
real distance, speed, time
…
end
Это объявление требует выделить 300 ячеек памяти для значений с плавающей точкой. Все другие объявления для этого же блока распределяются в те же самые ячейки памяти, поэтому, если другая подпрограмма объявляет:
subroutine S2
common /block1/speed(200), time(200), distance(200)
integer speed, time, distance
….
End
то две подпрограммы будут использовать различные имена и различные типы для доступа к одной и той же памяти! Отображение common-блоков друг на друга делается по их расположению в памяти, а не по именам переменных. Если для переменной типа real выделяется столько памяти, сколько для двух переменных типа integer, speed(8O) в подпрограмме S2 размещается в той же самой памяти, что и половина переменной distance(40) в S1. Эффект подобен неаккуратному использованию типов union в языке С или вариантных записей в языке Pascal.
Независимая компиляция и общие блоки вряд ли создадут проблемы для отдельного программиста, который пишет небольшую программу, но с большой вероятностью вызовут проблемы в группе из десяти человек; придется организовывать встречи или контроль, чтобы гарантировать, что интерфейсы реализованы правильно. Частичное решение состоит в том, чтобы использовать включаемые (include) файлы, особенно для общих блоков, но вам все равно придется проверять, что вы используете последнюю версию включаемого файла, и удостовериться, что какой-нибудь умный программист не игнорирует объявления в файле.
Раздельная компиляция в языке С
Язык С отличается от других языков программирования тем, что понятие файла с исходным кодом появляется в определении языка и, что существенно, в терминах области действия и видимости идентификаторов. Язык С поощряет раздельную компиляцию до такой степени, что по умолчанию к каждой подпрограмме и каждой глобальной переменной можно обращаться отовсюду в программе.
Вначале немного терминологии: объявление вводит имя в программу:
void proc(void);
Имя может иметь много (идентичных) объявлений, но только одно из них будет также и определением, которое создает объект этого имени: отводит память для переменных или задает реализацию подпрограммы.
Следующий файл содержит главную программу main, а также определение глобальной переменной и объявление функции, имена которых по умолчанию подлежат внешнему связыванию:
/* File main.c */
int global; /* Внешняя по умолчанию */
int func(int); /* Внешняя по умолчанию */
int main(void)
{
global = 4;
return func(global);
}
В отдельном файле дается определение (реализация) функции; переменная global объявляется снова, чтобы функция имела возможность к ней обратиться:
/* File func.c */
extern int global; /* Внешняя, только объявление */
int func(int parm)
{
return parm + global:
}
Обратите внимание, что еще одно объявление func не нужно, потому что определение функции в этом файле служит также и объявлением, и по умолчанию она внешняя. Однако для того чтобы func имела доступ к глобальной переменной, объявление переменной дать необходимо, и должен использоваться спецификатор extern. Если extern не используется, объявление переменной global будет восприниматься как второе определение переменной. Произойдет ошибка компоновки, так как в программе запрещено иметь два определения для одной и той же глобальной переменной.
Компиляция в языке С независима в том смысле, что результат одной компиляции не сохраняется для использования в другой. Если кто-то из вашей группы случайно напишет:
/* File func.c */
extern float global; /* Внешняя, только объявление */
int func(int parm) /* Внешняя по умолчанию */
{
return parm + global;
}
программа все еще может быть откомпилирована и скомпонована, а ошибка произойдет только во время выполнения. На моем компьютере целочисленное значение 4, присвоенное переменной global в main, воспринимается в файле func.c как очень малое число с плавающей точкой; после обратного преобразования к целому числу оно становится нулем, и функция возвращает 4, а не 8.
Как и в языке Fortran, проблему можно частично решить, используя включаемые файлы так, чтобы одни и те же объявления использовались во всех файлах. И объявление extern для функции или переменной, и определение могут появиться в одном и том же вычислении. Поэтому мы помещаем все внешние объявления в один или несколько включаемых файлов, в то время как единственное определение для каждой функции или переменной будет содержаться не более чем в одном файле «.с»:
/* File main.h */
extern int global; /* Только объявление */
/* File func.h */
extern int func(int parm); /* Только объявление */
/* File main.c */
#include "main.h"
#include "func.h"
int global; /* Определение */
int main(void)
{
return func(global) + 7;
}
/* File func.c */
#include "main.h"
#include "func.h"
int func(int parm) /* Определение */
{
return parm + global;
}
Спецификатор static
Забегая вперед, мы теперь покажем, как в языке С можно использовать свойства декомпозиции для имитации конструкции модуля других языков. В файле, содержащем десятки глобальных переменных и определений подпрограмм, обычно только некоторые из них должны быть доступны вне файла. Каждому определению, которое не используется внешним образом, должен предшествовать спецификатор static (статический), который указывает компилятору, что объявленная переменная или подпрограмма известна только внутри файла:
static int g 1; /* Глобальная переменная только в этом файле */
int g2; /* Глобальная переменная для всех файлов */
static int f1 (int i) {...}; /* Глобальная функция только в этом файле */
intf2(int i) {...}; /* Глобальная функция для всех файлов */
Здесь уместно говорить об области действия файла (file scope), которая выступает в роли области действия модуля (module scope), используемой в других языках. Было бы, конечно, лучше, если бы по умолчанию принимался спецификатор static, а не extern; однако нетрудно привыкнуть приписывать к каждому глобальному объявлению static.
Источником недоразумений в языке С является тот факт, что static имеет другое значение, а именно он определяет, что время жизни переменной является всем временем выполнения программы. Как мы обсуждали в разделе 7.4, локальные переменные внутри процедуры имеют время жизни, ограниченное одним вызовом процедуры. Глобальные переменные, однако, имеют статическое время жизни, то есть они распределяются, когда программа начинается, и не освобождаются, пока программа не завершится. Статическое время жизни — нормальный режим для глобальных переменных; на самом деле, глобальные переменные, объявленные с extern, также имеют статическое время жизни!
Спецификатор static также можно использовать для локальных переменных, чтобы задать статическое время жизни:
void proc(void)
{
static bool first_time = true;
if (first_time) {
/* Операторы, выполняемые при первом вызове proc */
first_time = false;
}
….
}
Подведем итог: все глобальные переменные и подпрограммы в файле должны быть объявлены как static, если явно не требуется, чтобы они были доступны вне файла. В противном случае они должны быть определены в одном файле без какого-либо спецификатора и экспортироваться через объявление их во включаемом файле со спецификатором extern.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1
- 1.2. Процедурные языки
- 1.3. Языки, ориентированные на данные
- 1.4. Объектно-ориентированные языки
- 1.5. Непроцедурные языки
- 1.6. Стандартизация
- 1.7. Архитектура компьютера
- 1.8. Вычислимость
- 1.9. Упражнения
- Глава 2
- 2.2. Семантика
- 2.3. Данные
- 2.4. Оператор присваивания
- 2.5. Контроль соответствия типов
- 2.7. Подпрограммы
- 2.8. Модули
- 2.9. Упражнения
- Глава 3
- 3.1. Редактор
- 3.2. Компилятор
- 3.3. Библиотекарь
- 3.4. Компоновщик
- 3.5. Загрузчик
- 3.6. Отладчик
- 3.7. Профилировщик
- 3.8. Средства тестирования
- 3.9. Средства конфигурирования
- 3.10. Интерпретаторы
- 3.11. Упражнения
- Глава 4
- 4.1. Целочисленные типы
- I: Integer; -- Целое со знаком в языке Ada
- 4.2. Типы перечисления
- 4.3. Символьный тип
- 4.4. Булев тип
- 4.5. Подтипы
- 4.6. Производные типы
- 4.7. Выражения
- 4.8. Операторы присваивания
- 4.9. Упражнения
- Глава 5
- 5.1. Записи
- 5.2. Массивы
- 5.3. Массивы и контроль соответствия типов
- Подтипы массивов в языке Ada
- 5.5. Строковый тип
- 5.6. Многомерные массивы
- 5.7. Реализация массивов
- 5.8. Спецификация представления
- 5.9. Упражнения
- Глава 6
- 6.1. Операторы switch и case
- 6.2. Условные операторы
- 6.3. Операторы цикла
- 6.4. Цикл for
- 6.5. «Часовые»
- 6.6. Инварианты
- 6.7. Операторы goto
- 6.8. Упражнения
- Глава 7
- 7.1. Подпрограммы: процедуры и функции
- 7.2. Параметры
- 7.3. Передача параметров подпрограмме
- 7.4. Блочная структура
- 7.5. Рекурсия
- 7.6. Стековая архитектура
- 7.7. Еще о стековой архитектуре
- 7.8. Реализация на процессоре Intel 8086
- 7.9. Упражнения
- Глава 8
- 8.1 . Указательные типы
- 8.2. Структуры данных
- 8.3. Распределение памяти
- 8.4. Алгоритмы распределения динамической памяти
- 8.5. Упражнения
- Глава 9
- 9.1. Представление вещественных чисел
- 9.2. Языковая поддержка вещественных чисел
- 9.3. Три смертных греха
- Вещественные типы в языке Ada
- 9.5. Упражнения
- Глава 10
- 10.1. Преобразование типов
- 10.2. Перегрузка
- 10.3. Родовые (настраиваемые) сегменты
- 10.4. Вариантные записи
- 10.5. Динамическая диспетчеризация
- 10.6. Упражнения
- Глава 11
- 11.1. Требования обработки исключительных ситуаций
- 11.2. Исключения в pl/I
- 11.3. Исключения в Ada
- 11.5. Обработка ошибок в языке Eiffei
- 11.6. Упражнения
- Глава 12
- 12.1. Что такое параллелизм?
- 12.2. Общая память
- 12.3. Проблема взаимных исключений
- 12.4. Мониторы и защищенные переменные
- 12.5. Передача сообщений
- 12.6. Язык параллельного программирования оссаm
- 12.7. Рандеву в языке Ada
- 12.9. Упражнения
- Глава 13
- 13.1. Раздельная компиляция
- 13.2. Почему необходимы модули?
- 13.3. Пакеты в языке Ada
- 13.4. Абстрактные типы данных в языке Ada
- 13.6. Упражнения
- Глава 14
- 14.1. Объектно-ориентированное проектирование
- В каждом объекте должно скрываться одно важное проектное решение.
- 14.3. Наследование
- 14.5. Объектно-ориентированное программирование на языке Ada 95
- Динамический полиморфизм в языке Ada 95 имеет место, когда фактический параметр относится к cw-типу, а формальный параметр относится к конкретному типу.
- 14.6. Упражнения
- Глава 15
- 1. Структурированные классы.
- 15.1. Структурированные классы
- 5.2. Доступ к приватным компонентам
- 15.3. Данные класса
- 15.4. Язык программирования Eiffel
- Если свойство унаследовано от класса предка более чем одним путем, оно используется совместно; в противном случае свойства реплицируются.
- 15.5. Проектные соображения
- 15.6. Методы динамического полиморфизма
- 15.7. Упражнения
- 5Непроцедурные
- Глава 16
- 16.1. Почему именно функциональное программирование?
- 16.2. Функции
- 16.3. Составные типы
- 16.4. Функции более высокого порядка
- 16.5. Ленивые и жадные вычисления
- 16.6. Исключения
- 16.7. Среда
- 16.8. Упражнения
- Глава 17
- 17.2. Унификация
- 17.4. Более сложные понятия логического программирования
- 17.5. Упражнения
- Глава 18
- 18.1. Модель Java
- 18.2. Язык Java
- 18.3. Семантика ссылки
- 18.4. Полиморфные структуры данных
- 18.5. Инкапсуляция
- 18.6. Параллелизм
- 18.7. Библиотеки Java
- 8.8. Упражнения