7.6. Стековая архитектура
Стек — это структура данных, которая принимает и выдает данные в порядке LIFO — Last-In, First-Out (последним пришел, первым вышел). Конструкции LIFO существуют в реальном мире, например стопка тарелок в кафетерии или пачка газет в магазине. Стек может быть реализован с помощью массива или списка (см. рис. 7.5). Преимущество списка в том, что он не имеет границ, а его размер ограничен только общим объемом доступной памяти. Массивы же намного эффективнее и неявно используются при реализации языков программирования.
Кроме массива (или списка) в состав стека входит еще один элемент — указатель вершины стека (top-of-stack pointer). Это индекс первой доступной пустой позиции в стеке. Вначале переменная top будет указывать на первую позицию в стеке. На стеке допустимы две операции — push (поместить в стек) и pop (извлечь из стека), push — это процедура, получающая элемент как параметр, который она помещает в вершину стека, увеличивая указатель вершины стека top. pop — это функция, которая возвращает верхний элемент стека, уменьшая top, чтобы указать, что эта позиция стала новой пустой позицией.
Следующая программа на языке С реализует стек целых чисел, используя массив:
C |
int stack[Stack_Size];
int top = 0;
void push(int element)
{
if (top == Stack_Size) /* Переполнение стека, предпримите
что-нибудь! * I
else stack[top++] = element;
}
int pop(void)
{
if (top == 0) /* Выход за нижнюю границу стека,
предпримите то-нибудь! */
else return stack[--top];
}
Выход за нижнюю границу стека произойдет, когда мы попытаемся извлечь элемент из пустого стека, а переполнение стека возникнет при попытке поместить элемент в полный стек. Выход за нижнюю границу стека всегда вызывается ошибкой программирования, поскольку вы сохраняете что-нибудь в стеке тогда и только тогда, когда предполагаете извлечь это позднее. Переполнение может происходить даже в правильной программе, если объем памяти недостаточен для вычисления.
Выделение памяти в стеке
Как используется стек при реализации языка программирования? Стек нужен для хранения информации, касающейся вызова процедуры, включая локальные переменные и параметры, для которых память автоматически выделяется после входа в процедуру и освобождается после выхода. Стек является подходящей структурой данных потому, что входы и выходы в процедуры делаются в порядке LIFO, а все нужные данные принадлежат процедуре, которая в цепочке вызовов встречается раньше.
Рассмотрим программу с локальными процедурами:
procedure Main is
G: Integer;
Ada |
L1: Integer;
begin ... end Proc_1 ;
procedure Proc_2 is
L2: Integer;
begin... end Proc_2;
begin
Proc_1;
Proc_2;
end Main;
Когда начинает выполняться Main, должна быть выделена память для G. Когда вызывается Ргос_1, должна быть выделена дополнительная память для L1 без освобождения памяти для G (см. рис. 7.6а). Память для L1 освобождается перед выделением памяти для L2, так как Ргос_1 завершается до вызова Ргос_2 (см. рис. 7.66). Вообще, независимо оттого, каким образом процедуры вызывают друг друга, первый элемент памяти, который освобождается, является последним занятым элементом, поэтому память для переменных и параметров может отводиться в стеке.
Рассмотрим теперь вложенные процедуры:
procedure Main is
G: Integer;
Ada |
procedure Proc_1 (P1: Integer) is
L1: Integer;
procedure Proc_2(P2: Integer) is
L2: Integer;
begin
L2 := L1 + G + P2;
end Proc_2;
begin -- Proc_1
Proc_2(P1);
end Proc_1;
begin -- Main
Proc_1 (G);
end Main;
Ргос_2 может вызываться только из Ргос_1. Это означает, что Ргос_1 еще не завершилась, ее память не освобождена, и место, выделенное для L1, должно все еще оставаться занятым (см. рис. 7.7). Конечно, Ргос_2 завершается раньше Ргос_1, которая в свою очередь завершается раньше Main, поэтому память может быть освобождена с помощью операции pop.
Записи активации
Фактически стек используется для поддержки всего вызова процедуры, а не только для размещения локальных переменных. Сегмент стека, связанный с каждой процедурой, называется записью активации (activation record) для процедуры. Вкратце, вызов процедуры реализуется следующим образом (см. рис. 7.8):
1. В стек помещаются фактические параметры. К ним можно обращаться по смещению от начала записи активации.
2. В стек помещается адрес возврата RA (return address). Адрес возврата — это адрес оператора, следующего за вызовом процедуры.
3. Индекс вершины стека увеличивается на общий объем памяти, требуемой для хранения локальных переменных.
4. Выполняется переход к коду процедуры.
После завершения процедуры перечисленные шаги выполняются в обратном порядке:
1. Индекс вершины стека уменьшается на величину объема памяти, выделенной для локальных переменных.
2. Адрес возврата извлекается из стека и используется для восстановления указателя команд.
3. Индекс вершины стека уменьшается на величину объема памяти, выделенной для фактических параметров.
Хотя этот алгоритм может показаться сложным, на большинстве компьютеров он фактически может быть выполнен очень эффективно. Объем памяти для переменных, параметров и дополнительной информации, необходимой для организации вызова процедуры, известен на этапе компиляции, а описанная технология всего лишь требует изменения индекса стека на константу,
Доступ к значениям в стеке
В классическом стеке единственно допустимые операции — это push и pop. «Рабочий» стек, который мы описали, — более сложная структура, потому что мы хотим иметь эффективный доступ не только к самому последнему значению, помещенному в стек, но и ко всем локальным переменным и ко всем параметрам. В частности, необходимо иметь возможность обращаться к этим данным относительно индекса вершины стека:
C |
stack[top -25];
Однако стек может содержать и другие данные помимо тех, что связаны с вызовом процедуры (например, временные переменные, см. раздел 4.7), поэтому обычно поддерживается еще дополнительный индекс, так называемый указатель дна (bottom pointer), который указывает на начало записи активации (см. раздел 7.7). Даже если индекс вершины стека изменится во время выполнения процедуры, ко всем данным в записи активации можно обращаться по фиксированным смещениям от указателя дна стека.
Параметры
Существуют два способа реализации передачи параметров. Более простым является помещение в стек самих параметров (либо значений, либо ссылок). Этот способ используется в языках Pascal и Ada, потому что в этих языках номер и тип каждого параметра известны на этапе компиляции. По этой информации смещение каждого параметра относительно начала записи активации может быть вычислено во время компиляции, и к каждому параметру можно обращаться по этому фиксированному смещению от указателя дна стека:
load R1 ,bottom_pointer Указатель дна
add R1 ,#offset-of-parameter + смещение
load R2,(R1) Загрузить значение, адрес которого
находится в R1
Если указатель дна сохраняется в регистре, то этот код обычно можно сократить до одной команды. При выходе из подпрограммы выполняется очистка стека подпрограммой, которая сбрасывает указатель вершины стека так, чтобы параметры фактически больше не находились в стеке.
При использовании этого метода в языке С возникает проблема, связанная с тем, что С разрешает иметь в процедуре переменное число параметров:
C |
Так как количество параметров подпрограмме неизвестно, она не может очистить стек. Ответственность за очистку стека, таким образом, перекладывается на вызыватель, который знает, сколько параметров было передано. Это приводит к некоторому перерасходу памяти, потому что код очистки стека теперь свой при каждом вызове вместо того, чтобы быть общим для всех вызовов.
Когда число параметров неизвестно, возможен альтернативный способ передачи параметров, при котором фактические параметры сохраняются в отдельном блоке памяти, а затем передается адрес этого блока в стек. Для доступа к параметру требуется дополнительная косвенная адресация, поэтому этот метод менее эффективен, чем непосредственное помещение параметров в стек.
Обратите внимание, что иногда нельзя сохранить параметр непосредственно в стеке. Как вы помните, формальный параметр в языке Ada может иметь неограниченный тип массива, границы которого неизвестны во время компиляции:
Ada |
Таким образом, фактический параметр не может быть помещен непосредственно в стек. Вместо него в стек помещается дескриптор массива (dope vector) (см. рис. 5.4), который содержит указатель на массив.
Рекурсия
Архитектура стека непосредственно поддерживает рекурсию, поскольку каждый вызов процедуры автоматически размещает новую копию локальных переменных и параметров. Например, при каждом рекурсивном вызове функции факториала требуется одно слово памяти для параметра и одно слово памяти для адреса возврата. То, что издержки на рекурсию больше, чем на итерацию, связано с дополнительными командами, затрачиваемыми на вход в процедуру и выход из нее. Некоторые компиляторы пытаются выполнить оптимизацию, называемую оптимизацией хвостовой рекурсии (tail-recursion) или оптимизацией последнего вызова (last-call). Если единственный рекурсивный вызов в процедуре — последний оператор процедуры, то можно автоматически перевести рекурсию в итерацию.
Размер стека
Если рекурсивных вызовов нет, то теоретически перед выполнением можно просчитать общий размер используемого стека, суммируя размеры записей активации для каждой возможной цепочки вызовов процедур. Даже в сложной программе вряд ли будет трудно сделать приемлемую оценку этого числа. Добавьте несколько тысяч слов про запас, и вы вычислите размер стека, который наверняка не будет переполняться.
Однако при применении рекурсии размер стека во время выполнения теоретически неограничен:
C |
i = get();
j = factorial(i);
В упражнениях приведена функция Акерманна, которая гарантированно переполнит любой стек! Но на практике обычно нетрудно оценить размер стека, даже когда используется рекурсия. Предположим, что размер записи активации приблизительно равен 10, а глубина рекурсии не больше нескольких сотен. Добавления к стеку лишних 10 Кбайт более чем достаточно.
Читатели, которые изучали структуры данных, знают, что рекурсией удобно пользоваться при работе с древовидными структурами в таких алгоритмах, как быстрая сортировка и приоритетные очереди. Глубина рекурсии в алгоритмах обработки древовидных структур данных — приблизительно Iog2 от размера структуры. Для реальных программ глубина рекурсии не превышает 10 или 20, поэтому опасность переполнения стека очень невелика.
Независимо от того, используется рекурсия или нет, сама природа рассматриваемых систем такова, что потенциально возможное переполнение стека должно как-то обрабатываться. Программа может либо полностью игнорировать эту возможность и при критических обстоятельствах разрушаться, либо проверять размер стека перед каждым вызовом процедуры, что может быть накладно. Компромиссное решение состоит в том, чтобы периодически проверять размер стека и предпринимать некоторые действия, если он стал меньше некоторого предельного значения, скажем 1000 слов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1
- 1.2. Процедурные языки
- 1.3. Языки, ориентированные на данные
- 1.4. Объектно-ориентированные языки
- 1.5. Непроцедурные языки
- 1.6. Стандартизация
- 1.7. Архитектура компьютера
- 1.8. Вычислимость
- 1.9. Упражнения
- Глава 2
- 2.2. Семантика
- 2.3. Данные
- 2.4. Оператор присваивания
- 2.5. Контроль соответствия типов
- 2.7. Подпрограммы
- 2.8. Модули
- 2.9. Упражнения
- Глава 3
- 3.1. Редактор
- 3.2. Компилятор
- 3.3. Библиотекарь
- 3.4. Компоновщик
- 3.5. Загрузчик
- 3.6. Отладчик
- 3.7. Профилировщик
- 3.8. Средства тестирования
- 3.9. Средства конфигурирования
- 3.10. Интерпретаторы
- 3.11. Упражнения
- Глава 4
- 4.1. Целочисленные типы
- I: Integer; -- Целое со знаком в языке Ada
- 4.2. Типы перечисления
- 4.3. Символьный тип
- 4.4. Булев тип
- 4.5. Подтипы
- 4.6. Производные типы
- 4.7. Выражения
- 4.8. Операторы присваивания
- 4.9. Упражнения
- Глава 5
- 5.1. Записи
- 5.2. Массивы
- 5.3. Массивы и контроль соответствия типов
- Подтипы массивов в языке Ada
- 5.5. Строковый тип
- 5.6. Многомерные массивы
- 5.7. Реализация массивов
- 5.8. Спецификация представления
- 5.9. Упражнения
- Глава 6
- 6.1. Операторы switch и case
- 6.2. Условные операторы
- 6.3. Операторы цикла
- 6.4. Цикл for
- 6.5. «Часовые»
- 6.6. Инварианты
- 6.7. Операторы goto
- 6.8. Упражнения
- Глава 7
- 7.1. Подпрограммы: процедуры и функции
- 7.2. Параметры
- 7.3. Передача параметров подпрограмме
- 7.4. Блочная структура
- 7.5. Рекурсия
- 7.6. Стековая архитектура
- 7.7. Еще о стековой архитектуре
- 7.8. Реализация на процессоре Intel 8086
- 7.9. Упражнения
- Глава 8
- 8.1 . Указательные типы
- 8.2. Структуры данных
- 8.3. Распределение памяти
- 8.4. Алгоритмы распределения динамической памяти
- 8.5. Упражнения
- Глава 9
- 9.1. Представление вещественных чисел
- 9.2. Языковая поддержка вещественных чисел
- 9.3. Три смертных греха
- Вещественные типы в языке Ada
- 9.5. Упражнения
- Глава 10
- 10.1. Преобразование типов
- 10.2. Перегрузка
- 10.3. Родовые (настраиваемые) сегменты
- 10.4. Вариантные записи
- 10.5. Динамическая диспетчеризация
- 10.6. Упражнения
- Глава 11
- 11.1. Требования обработки исключительных ситуаций
- 11.2. Исключения в pl/I
- 11.3. Исключения в Ada
- 11.5. Обработка ошибок в языке Eiffei
- 11.6. Упражнения
- Глава 12
- 12.1. Что такое параллелизм?
- 12.2. Общая память
- 12.3. Проблема взаимных исключений
- 12.4. Мониторы и защищенные переменные
- 12.5. Передача сообщений
- 12.6. Язык параллельного программирования оссаm
- 12.7. Рандеву в языке Ada
- 12.9. Упражнения
- Глава 13
- 13.1. Раздельная компиляция
- 13.2. Почему необходимы модули?
- 13.3. Пакеты в языке Ada
- 13.4. Абстрактные типы данных в языке Ada
- 13.6. Упражнения
- Глава 14
- 14.1. Объектно-ориентированное проектирование
- В каждом объекте должно скрываться одно важное проектное решение.
- 14.3. Наследование
- 14.5. Объектно-ориентированное программирование на языке Ada 95
- Динамический полиморфизм в языке Ada 95 имеет место, когда фактический параметр относится к cw-типу, а формальный параметр относится к конкретному типу.
- 14.6. Упражнения
- Глава 15
- 1. Структурированные классы.
- 15.1. Структурированные классы
- 5.2. Доступ к приватным компонентам
- 15.3. Данные класса
- 15.4. Язык программирования Eiffel
- Если свойство унаследовано от класса предка более чем одним путем, оно используется совместно; в противном случае свойства реплицируются.
- 15.5. Проектные соображения
- 15.6. Методы динамического полиморфизма
- 15.7. Упражнения
- 5Непроцедурные
- Глава 16
- 16.1. Почему именно функциональное программирование?
- 16.2. Функции
- 16.3. Составные типы
- 16.4. Функции более высокого порядка
- 16.5. Ленивые и жадные вычисления
- 16.6. Исключения
- 16.7. Среда
- 16.8. Упражнения
- Глава 17
- 17.2. Унификация
- 17.4. Более сложные понятия логического программирования
- 17.5. Упражнения
- Глава 18
- 18.1. Модель Java
- 18.2. Язык Java
- 18.3. Семантика ссылки
- 18.4. Полиморфные структуры данных
- 18.5. Инкапсуляция
- 18.6. Параллелизм
- 18.7. Библиотеки Java
- 8.8. Упражнения