6.3. Операторы цикла
Операторы цикла наиболее трудны для программирования: в них легко сделать ошибку, особенно на границах цикла, то есть при первом и последнем выполнении тела цикла. Кроме того, неэффективная программа чаще всего расходует большую часть времени в циклах, поэтому так важно понимать их реализацию. Структура цикла показана на рис. 6.3. Оператор цикла имеет точку входа, последовательность операторов, которые составляют цикл, и одну
или несколько точек выхода. Так как мы (обычно) хотим, чтобы наши циклы завершались, с точкой выхода бывает связано соответствующее условие, которое определяет, следует сделать выход или продолжить выполнение цикла. Циклы различаются числом, типом и расположением условий выхода. Мы начнем с обсуждения циклов с произвольными условиями выхода, называемыми циклами while, а в следующем разделе обсудим частный случай — циклы for.
Наиболее общий тип цикла имеет единственный выход в начале цикла, т.е. в точке входа. Он называется циклом while:
C |
while (s[i]. data != key)
Цикл while прост и надежен. Поскольку условие проверяется в начале цикла, мы знаем, что тело цикла будет полностью выполнено столько раз, сколько потребуется по условию. Если условие выхода сначала имеет значение False,то тело цикла не будет выполнено, и это упрощает программирование граничных условий:
C |
while (count > 0) process(s[count].data);
Если в массиве нет данных, выход из цикла произойдет немедленно.
Во многих случаях, однако, выход естественно писать в конце цикла. Так обычно делают, когда нужно инициализировать переменную перед каждым выполнением. В языке Pascal есть оператор повторения repeat:
Pascal |
read(v);
put_in_table(v);
until v = end_value;
В языке Pascal repeat заканчивается, когда условие выхода принимает значение True. He путайте его с циклом do в языке С, который заканчивается, когда условие выхода принимает значение False:
C |
v = get();
put_in_table(v);
} while (v != end_value);
Принципы безупречного структурного программирования требуют, чтобы все выходы из цикла находились только в начале или конце цикла. Это делает программу более легкой для анализа и проверки. Но на практике бывают нужны выходы и из середины цикла, особенно при обнаружении ошибки:
while not found do
Pascal |
(* Длинное вычисление *)
(* Обнаружена ошибка, выход *)
(* Длинное вычисление *)
end
Pascal, в котором не предусмотрен выход из середины цикла, использует следующее неудовлетворительное решение: установить условие выхода и использовать if-оператор, чтобы пропустить оставшуюся часть цикла:
while not found do
Pascal |
(* Длинное вычисление *)
if error_detected then found := True
else
begin
(* Длинное вычисление *)
end
end
В языке С можно использовать оператор break:
while (!found) {
C |
if (error_detected()) break;
/* Длинное вычисление */
}
В Ada есть обычный цикл while, а также оператор exit, с помощью которого можно выйти из цикла в любом месте; как правило, пара связанных операторов if и exit заменяется удобной конструкцией when:
while not Found loop
Ada |
exit when error_detected;
- Длинное вычисление
end loop;
Операционная система или система, работающая в реальном масштабе времени, по замыслу, не должна завершать свою работу, поэтому необходим способ задания бесконечных циклов. В Ada это непосредственно выражается оператором loop без условия выхода:
Ada |
…
end loop;
В других языках нужно написать обычный цикл с искусственным условием выхода, которое гарантирует, что цикл не завершится:
while(1==1){
C |
}
Реализация
Цикл while:
C |
while (expression)
statement;
реализуется так:
L1: compute R1.expr
jump_zero R1,L2 Выйти из цикла, если false
statement Тело цикла
jump L1 Перейти на проверку завершения цикла L2:
Обратите внимание, что в реализации цикла while есть две команды перехода! Интересно, что если выход находится в конце цикла, то нужна только одна команда перехода:
do{
C |
} while (expression);
компилируется в
L1: statement
compute expr
jump_nz L1 He ноль — это True
Хотя цикл while очень удобен с точки зрения читаемости программы, эффективность кода может быть увеличена путем замены его на цикл do. Для выхода из середины цикла требуются два перехода точно так же, как и для цикла while.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1
- 1.2. Процедурные языки
- 1.3. Языки, ориентированные на данные
- 1.4. Объектно-ориентированные языки
- 1.5. Непроцедурные языки
- 1.6. Стандартизация
- 1.7. Архитектура компьютера
- 1.8. Вычислимость
- 1.9. Упражнения
- Глава 2
- 2.2. Семантика
- 2.3. Данные
- 2.4. Оператор присваивания
- 2.5. Контроль соответствия типов
- 2.7. Подпрограммы
- 2.8. Модули
- 2.9. Упражнения
- Глава 3
- 3.1. Редактор
- 3.2. Компилятор
- 3.3. Библиотекарь
- 3.4. Компоновщик
- 3.5. Загрузчик
- 3.6. Отладчик
- 3.7. Профилировщик
- 3.8. Средства тестирования
- 3.9. Средства конфигурирования
- 3.10. Интерпретаторы
- 3.11. Упражнения
- Глава 4
- 4.1. Целочисленные типы
- I: Integer; -- Целое со знаком в языке Ada
- 4.2. Типы перечисления
- 4.3. Символьный тип
- 4.4. Булев тип
- 4.5. Подтипы
- 4.6. Производные типы
- 4.7. Выражения
- 4.8. Операторы присваивания
- 4.9. Упражнения
- Глава 5
- 5.1. Записи
- 5.2. Массивы
- 5.3. Массивы и контроль соответствия типов
- Подтипы массивов в языке Ada
- 5.5. Строковый тип
- 5.6. Многомерные массивы
- 5.7. Реализация массивов
- 5.8. Спецификация представления
- 5.9. Упражнения
- Глава 6
- 6.1. Операторы switch и case
- 6.2. Условные операторы
- 6.3. Операторы цикла
- 6.4. Цикл for
- 6.5. «Часовые»
- 6.6. Инварианты
- 6.7. Операторы goto
- 6.8. Упражнения
- Глава 7
- 7.1. Подпрограммы: процедуры и функции
- 7.2. Параметры
- 7.3. Передача параметров подпрограмме
- 7.4. Блочная структура
- 7.5. Рекурсия
- 7.6. Стековая архитектура
- 7.7. Еще о стековой архитектуре
- 7.8. Реализация на процессоре Intel 8086
- 7.9. Упражнения
- Глава 8
- 8.1 . Указательные типы
- 8.2. Структуры данных
- 8.3. Распределение памяти
- 8.4. Алгоритмы распределения динамической памяти
- 8.5. Упражнения
- Глава 9
- 9.1. Представление вещественных чисел
- 9.2. Языковая поддержка вещественных чисел
- 9.3. Три смертных греха
- Вещественные типы в языке Ada
- 9.5. Упражнения
- Глава 10
- 10.1. Преобразование типов
- 10.2. Перегрузка
- 10.3. Родовые (настраиваемые) сегменты
- 10.4. Вариантные записи
- 10.5. Динамическая диспетчеризация
- 10.6. Упражнения
- Глава 11
- 11.1. Требования обработки исключительных ситуаций
- 11.2. Исключения в pl/I
- 11.3. Исключения в Ada
- 11.5. Обработка ошибок в языке Eiffei
- 11.6. Упражнения
- Глава 12
- 12.1. Что такое параллелизм?
- 12.2. Общая память
- 12.3. Проблема взаимных исключений
- 12.4. Мониторы и защищенные переменные
- 12.5. Передача сообщений
- 12.6. Язык параллельного программирования оссаm
- 12.7. Рандеву в языке Ada
- 12.9. Упражнения
- Глава 13
- 13.1. Раздельная компиляция
- 13.2. Почему необходимы модули?
- 13.3. Пакеты в языке Ada
- 13.4. Абстрактные типы данных в языке Ada
- 13.6. Упражнения
- Глава 14
- 14.1. Объектно-ориентированное проектирование
- В каждом объекте должно скрываться одно важное проектное решение.
- 14.3. Наследование
- 14.5. Объектно-ориентированное программирование на языке Ada 95
- Динамический полиморфизм в языке Ada 95 имеет место, когда фактический параметр относится к cw-типу, а формальный параметр относится к конкретному типу.
- 14.6. Упражнения
- Глава 15
- 1. Структурированные классы.
- 15.1. Структурированные классы
- 5.2. Доступ к приватным компонентам
- 15.3. Данные класса
- 15.4. Язык программирования Eiffel
- Если свойство унаследовано от класса предка более чем одним путем, оно используется совместно; в противном случае свойства реплицируются.
- 15.5. Проектные соображения
- 15.6. Методы динамического полиморфизма
- 15.7. Упражнения
- 5Непроцедурные
- Глава 16
- 16.1. Почему именно функциональное программирование?
- 16.2. Функции
- 16.3. Составные типы
- 16.4. Функции более высокого порядка
- 16.5. Ленивые и жадные вычисления
- 16.6. Исключения
- 16.7. Среда
- 16.8. Упражнения
- Глава 17
- 17.2. Унификация
- 17.4. Более сложные понятия логического программирования
- 17.5. Упражнения
- Глава 18
- 18.1. Модель Java
- 18.2. Язык Java
- 18.3. Семантика ссылки
- 18.4. Полиморфные структуры данных
- 18.5. Инкапсуляция
- 18.6. Параллелизм
- 18.7. Библиотеки Java
- 8.8. Упражнения