7.1. Подпрограммы: процедуры и функции
Подпрограмма — это сегмент программы, к которому можно обратиться из любого места внутри программы. Подпрограммы используются по разным причинам:
• Сегмент программы, который должен выполняться на разных стадиях вычисления, может быть написан один раз в виде подпрограммы, а затем многократно выполняться. Это экономит память и позволяет избежать ошибок, возможных при копировании кода с одного места на другое.
• Подпрограмма — это логическая единица декомпозиции программы. Даже если сегмент выполняется только один раз, полезно оформить его в виде подпрограммы с целью тестирования, документирования и улучшения читаемости программы.
• Подпрограмму также можно использовать как физическую единицу декомпозиции программы, т. е. как единицу компиляции. В языке Fortran подпрограмма (subroutine) — это единственная единица и декомпозиции, и компиляции. В современных языках физической единицей декомпозиции является модуль, представляющий собой группу объявлений и подпрограмм (см. гл. 13).
Подпрограмма состоит из:
• объявления, которое задает интерфейс с подпрограммой; это объявление включает имя подпрограммы, список параметров (если есть) и тип возвращаемого значения (если есть);
• локальных объявлений, которые действуют только внутри тела подпрограммы;
• последовательности выполняемых операторов.
Локальные объявления и выполняемые операторы образуют тело подпрограммы.
Подпрограммы, которые возвращают значение, называются функциями (functions), а те, что не возвращают, — процедурами (procedures). Язык С не имеет отдельного синтаксиса для процедур; вместо этого следует написать функцию, которая возвращает тип void, т.е. тип без значения:
C |
void proc(int a, float b);
Такая функция имеет те же свойства, что и процедура в других языках, поэтому мы используем термин «процедура» и при обсуждении языка С.
Обращение к процедуре задается оператором вызова процедуры call. В языке Fortran он имеет специальный синтаксис:
C |
call proc(x,y)
тогда как в других языках просто пишется имя процедуры с фактическими параметрами:
-
C
ргос(х.у);
Семантика вызова процедуры следующая: приостанавливается текущая последовательность команд; выполняется последовательность команд внутри тела процедуры; после завершения тела процедуры выполнение продолжается с первой команды, следующей за вызовом процедуры. Это описание игнорирует передачу параметров и их области действия, что будет объектом детального рассмотрения в следующих разделах.
Так как функция возвращает значение, объявление функции должно определять тип возвращаемого значения. В языке С тип функции задается в объявлении функции перед ее именем:
C |
int func(int a, float b);
тогда как в языке Ada используется другой синтаксис:
Ada |
function Func(A: Integer; В: Float) return Integer;
Вызов функции является не оператором, а элементом выражения:
-
C
a = x + func(r,s) + y;
Тип результата функции не должен противоречить типу, ожидаемому в выражении. Обратите внимание, что в языке С во многих случаях делаются неявные преобразования типов, тогда как в Ada тип результата должен точно соответствовать контексту. По смыслу вызов функции аналогичен вызову процедуры: приостанавливается вычисление выражения; выполняются команды тела функции; затем возвращенное значение используется для продолжения вычисления выражения.
Термин «функция» фактически совершенно не соответствует тому контексту, в котором он употребляется в обычных языках программирования. В математике функция — всего лишь отображение одного набора значений на другой. Если использовать техническую терминологию, то математическая функция не имеет побочного эффекта, потому что ее «вычисление» прозрачно в точке, в которой делается «вызов». Если есть значение 3.6, и вы запрашиваете значение sin(3.6), то вы будете получать один и тот же результат всякий раз, когда в уравнении встретится эта функция. В программировании функция может выполнять произвольное вычисление, включая ввод-вывод или изменение глобальных структур данных:
int x,y,z;
C |
{
у = get(); /* Изменяет глобальную переменную */
return x*y; /* Значение зависит от глобальной переменной */
z = х + func(void) + у;
Если оптимизатор изменил порядок вычисления так, что х + у вычисляется перед вызовом функции, то получится другой результат, потому что функция изменяет значение у.
Поскольку все подпрограммы в С — функции, в программировании на языке С широко используются возвращаемые значения и в «невычислительных» случаях, например в подпрограммах ввода-вывода. Это допустимо при условии, что понятны возможные трудности, связанные с зависимостью от порядка и оптимизацией. Исследование языков программирования привело к разработке интереснейших языков, которые основаны на математически правильном понятии функции (см. гл. 16).
- Глава 1
- 1.2. Процедурные языки
- 1.3. Языки, ориентированные на данные
- 1.4. Объектно-ориентированные языки
- 1.5. Непроцедурные языки
- 1.6. Стандартизация
- 1.7. Архитектура компьютера
- 1.8. Вычислимость
- 1.9. Упражнения
- Глава 2
- 2.2. Семантика
- 2.3. Данные
- 2.4. Оператор присваивания
- 2.5. Контроль соответствия типов
- 2.7. Подпрограммы
- 2.8. Модули
- 2.9. Упражнения
- Глава 3
- 3.1. Редактор
- 3.2. Компилятор
- 3.3. Библиотекарь
- 3.4. Компоновщик
- 3.5. Загрузчик
- 3.6. Отладчик
- 3.7. Профилировщик
- 3.8. Средства тестирования
- 3.9. Средства конфигурирования
- 3.10. Интерпретаторы
- 3.11. Упражнения
- Глава 4
- 4.1. Целочисленные типы
- I: Integer; -- Целое со знаком в языке Ada
- 4.2. Типы перечисления
- 4.3. Символьный тип
- 4.4. Булев тип
- 4.5. Подтипы
- 4.6. Производные типы
- 4.7. Выражения
- 4.8. Операторы присваивания
- 4.9. Упражнения
- Глава 5
- 5.1. Записи
- 5.2. Массивы
- 5.3. Массивы и контроль соответствия типов
- Подтипы массивов в языке Ada
- 5.5. Строковый тип
- 5.6. Многомерные массивы
- 5.7. Реализация массивов
- 5.8. Спецификация представления
- 5.9. Упражнения
- Глава 6
- 6.1. Операторы switch и case
- 6.2. Условные операторы
- 6.3. Операторы цикла
- 6.4. Цикл for
- 6.5. «Часовые»
- 6.6. Инварианты
- 6.7. Операторы goto
- 6.8. Упражнения
- Глава 7
- 7.1. Подпрограммы: процедуры и функции
- 7.2. Параметры
- 7.3. Передача параметров подпрограмме
- 7.4. Блочная структура
- 7.5. Рекурсия
- 7.6. Стековая архитектура
- 7.7. Еще о стековой архитектуре
- 7.8. Реализация на процессоре Intel 8086
- 7.9. Упражнения
- Глава 8
- 8.1 . Указательные типы
- 8.2. Структуры данных
- 8.3. Распределение памяти
- 8.4. Алгоритмы распределения динамической памяти
- 8.5. Упражнения
- Глава 9
- 9.1. Представление вещественных чисел
- 9.2. Языковая поддержка вещественных чисел
- 9.3. Три смертных греха
- Вещественные типы в языке Ada
- 9.5. Упражнения
- Глава 10
- 10.1. Преобразование типов
- 10.2. Перегрузка
- 10.3. Родовые (настраиваемые) сегменты
- 10.4. Вариантные записи
- 10.5. Динамическая диспетчеризация
- 10.6. Упражнения
- Глава 11
- 11.1. Требования обработки исключительных ситуаций
- 11.2. Исключения в pl/I
- 11.3. Исключения в Ada
- 11.5. Обработка ошибок в языке Eiffei
- 11.6. Упражнения
- Глава 12
- 12.1. Что такое параллелизм?
- 12.2. Общая память
- 12.3. Проблема взаимных исключений
- 12.4. Мониторы и защищенные переменные
- 12.5. Передача сообщений
- 12.6. Язык параллельного программирования оссаm
- 12.7. Рандеву в языке Ada
- 12.9. Упражнения
- Глава 13
- 13.1. Раздельная компиляция
- 13.2. Почему необходимы модули?
- 13.3. Пакеты в языке Ada
- 13.4. Абстрактные типы данных в языке Ada
- 13.6. Упражнения
- Глава 14
- 14.1. Объектно-ориентированное проектирование
- В каждом объекте должно скрываться одно важное проектное решение.
- 14.3. Наследование
- 14.5. Объектно-ориентированное программирование на языке Ada 95
- Динамический полиморфизм в языке Ada 95 имеет место, когда фактический параметр относится к cw-типу, а формальный параметр относится к конкретному типу.
- 14.6. Упражнения
- Глава 15
- 1. Структурированные классы.
- 15.1. Структурированные классы
- 5.2. Доступ к приватным компонентам
- 15.3. Данные класса
- 15.4. Язык программирования Eiffel
- Если свойство унаследовано от класса предка более чем одним путем, оно используется совместно; в противном случае свойства реплицируются.
- 15.5. Проектные соображения
- 15.6. Методы динамического полиморфизма
- 15.7. Упражнения
- 5Непроцедурные
- Глава 16
- 16.1. Почему именно функциональное программирование?
- 16.2. Функции
- 16.3. Составные типы
- 16.4. Функции более высокого порядка
- 16.5. Ленивые и жадные вычисления
- 16.6. Исключения
- 16.7. Среда
- 16.8. Упражнения
- Глава 17
- 17.2. Унификация
- 17.4. Более сложные понятия логического программирования
- 17.5. Упражнения
- Глава 18
- 18.1. Модель Java
- 18.2. Язык Java
- 18.3. Семантика ссылки
- 18.4. Полиморфные структуры данных
- 18.5. Инкапсуляция
- 18.6. Параллелизм
- 18.7. Библиотеки Java
- 8.8. Упражнения