logo search
Языки программирования

1.4. Объектно-ориентированные языки

Объектно-ориентированное программирование (ООП) — это метод структу­рирования программ путем идентификации объектов реального мира или других объектов и написания модулей, каждый из которых содержит все дан­ные и исполняемые команды, необходимые для представления одного класса объектов. Внутри такого модуля существует отчетливое различие между абст­рактными свойствами класса, которые экспортируются для использования другими объектами, и реализацией, которая скрыта таким образом, что может быть изменена без влияния на остальную часть системы.

Первый объектно-ориентированный язык программирования Simula был создан в 1960-х годах К. Нигаардом и О.-Дж. Далом для моделирования сис­тем: каждая подсистема, принимающая участие в моделировании, програм­мировалась как объект. Так как возможно существование нескольких экзем­пляров одной подсистемы, то можно запрограммировать класс для описания каждой подсистемы и выделить память для объектов этого класса.

Исследовательский центр Xerox Palo Alto Research Center популяризировал ООП с помощью языка Smalltalk. Такие же исследования вели к системам окон, так популярным сегодня, но важное преимущество Smalltalk заключает­ся в том, что это не только язык, но и полная среда программирования. В тех­ническом плане Smalltalk был достижением как язык, в котором классы и объ­екты являются единственными конструкциями структурирования, так что нет необходимости встраивать эти понятия в «обычный» язык.

Технический аспект этих первых объектно-ориентированных языков по­мешал более широкому распространению ООП: отведение памяти, диспетче­ризация операций и контроль соответствия типов осуществлялись динамиче­ски (во время выполнения), а не статически (во время компиляции). Не вда­ваясь в детали (см. соответствующий материал в гл. 8 и 14), отметим, что в ито­ге программы на этих языках связаны с неприемлемыми для многих систем накладными расходами по времени и памяти. Кроме того, статический кон­троль соответствия типов (см. гл. 4) теперь считается необходимым для раз­работки надежного программного обеспечения. По этим причинам в языке Ada 83 реализована только частичная поддержка ООП.

Язык C++ показал, что можно реализовать полный механизм ООП спосо­бом, который совместим со статическим распределением памяти и контро­лем соответствия типов и с фиксированными затратами на диспетчеризацию: динамические механизмы ООП используются только, если они необходимы до существу. Поддержка ООП в Ada 95 основана на тех же идеях, что и в C++.

Однако нет необходимости «прививать» поддержку ООП в существующие языки, чтобы получить эти преимущества. Язык Eiffel подобен Smalltalk в том, что единственным методом структурирования является метод классов и объ­ектов, а также подобен C++ и Ada 95 в том, что проверка типов статическая, а реализация объектов может быть как статической, так и динамической, если нужно. Простота языка Eiffel по сравнению с гибридами, которым «привита» полная поддержка ООП, делает его превосходным выбором в качестве первого языка программирования.

Мы обсудим языковую поддержку ООП более подробно, сначала в C++, а затем в Ada 95. Кроме того, краткое описание Eiffel покажет, как выглядит «чистый» язык ООП.