3.4.6 Громкость
Часто термины "громкость" и "уровень звукового давления" используют как взаимозаменяемые, но это неправильно, так как термин "громкость" имеет свое определенное значение. Уровень звукового давления в дБ определяют с помощью измерителей уровня звука.
Кривые равной громкости и Фоны
Будут ли слушатели воспринимать тестовые шумоподобные или синусоидальные сигналы с линейной АЧХ во всем диапазоне звуковых частот, направленные на усилитель мощности с линейной АЧХ, а затем на громкоговоритель с линейной АЧХ, одинаково громкими на всех частотах? Дело в том, что чувствительность слуха человека имеет нелинейный характер, и поэтому звуки равной громкости на разных частотах слушатели будут воспринимать как звуки с разным звуковым давлением.
Это явление описывается, так называемыми "кривыми равной громкости" (рис. 4.6.1), которые показывают, какое звуковое давление требуется создать на разных частотах для того, чтобы для слушателей громкость этих звуков была равна громкости звука с частотой 1 кГц. Чтобы мы воспринимали звуки более высоких и более низких частот, такими же громкими, что и звук с частотой 1кГц, они должны иметь большее звуковое давление. И чем меньше уровень звука (нижние кривые на рис. 4.6.1), тем менее чувствительно наше ухо к низким частотам.
Рис. 4.6.1 Кривые равной громкости
Для определения громкости был введен еще один термин, который назвали "Фон". Значение Фона всегда равно уровню звукового давления в дБ на частоте 1кГц, на других частотах эти значения отличаются. Рассмотрим, например, верхнюю кривую, приведенную на рис 4.6.1: на частоте 1 кГц ей соответствует уровень звукового давления 120 дБ (шкала с левой стороны графика). Эта кривая называется "120 Фон". На частоте порядка 3,5 кГц кривая, соответствующая 120 Фон, снижается до 105 дБ, в двух крайних точках этой кривой, на частотах 45 кГц и 9500 кГц, достигает 130 дБ.
На основании этих данных можно сделать следующие выводы. Ухо человека имеет максимальную чувствительность к звукам с частотой 1 кГц и менее чувствительно к звукам с крайними частотами. Чтобы мы воспринимали звуки разных частот равными по громкости звуку 120 дБ на 1 кГц, громкоговоритель должен генерировать 130 дБ на 45 Гц или 9,5 Кгц, и всего 105 дБ на 3,5 кГц.
Если внимательно посмотреть на кривые равной громкости, то можно увидеть, что пиковая чувствительность уха человека приходится на частоты, лежащие между 3 и 4 кГц. Учитывая это, производители измерителей уровня звука, предложили использовать для измерения уровня звукового давления в дБ корректирующие фильтры (рис. 4.6.2), которые описываются, так называемыми "взвешенными" характеристиками -- дБ (А), или дБ (Aвзв.). Кривая А, приведенная на этом рисунке, которой соответствует опорный уровень сигнала при 1кГц, опускается до 30 дБ на частоте 50 Гц и ниже 45 дБ на частоте 20 Гц, а затем поднимается на несколько дБ в диапазоне от 1,5 кГц до 3 кГц. На частотах выше 6 кГц кривая А опускается ниже значения, соответствующего частоте 1кГц. Это примерно соответствует инверсии кривой равной громкости (40 Фон), приведенной на рис. 4.6.1.
Рис. 4.6.2 Кривые взвешенных характеристик корректирующих фильтров
Кривая взвешенных характеристик А, учитывает особенности восприятия негромких звуков (см. рис. 4.6.2), например, шорохов в тихой аудитории на частоте 1 кГц, которым соответствует звуковое давление 40 дБ (см. рис. 4.3.1). В отношении громких звуков (например, рок-н-рольная музыка), ухо человека имеет линейную чувствительность. Это наглядно можно увидеть, сравнивая кривые равной громкости 100 Фон и 110 Фон (именно такая громкость характерна для рок-н-рольной музыки) с кривой 40 Фон. Чем линейнее АЧХ измерителя уровня звукового давления, тем в большей степени определенный с его помощью уровень звука будет соответствовать тому, который воспринимает слушатели. Именно этот фактор учитывают кривые взвешенных характеристик B и C. Однако многие государственные организации, отвечающие за технику безопасности и гигиену труда, продолжают пользоваться для оценки громкости звуков только кривыми А, поэтому в их отчетах очень часто фигурируют заниженные данные. Болевой порог уровня звука при частоте 1 кГц составляет 120 -- 130 дБ, и, как правило, женщины и дети более чувствительны к громкости звуков, чем взрослые мужчины.
Тонокомпенсация
Многие предусилители класса Hi-Fi и автомобильные стереосистемы имеют переключатели или регуляторы тонокомпенсации. Простой переключатель тонокомпенсации, как правило, просто усиливает низкочастотные звуки. Более сложные регуляторы тонокомпенсации дополнительно обеспечивают усиление и звуков высоких частот, а самые сложные -- непрерывное понижение общего уровня с одновременным увеличением НЧ- и ВЧ-составляющих. За счет внесения таких изменений достигается более естественное звучание, но при очень высокой громкости тонокомпенсация неэффективна. Этот подход можно использовать для тех случаев, когда необходима корректирующая эквализация за счет усиления НЧ и ВЧ при низком уровне общей громкости. При установке системы звукоусиления для инструментальной группы в маленьком клубе можно переключить измеритель звукового давления на шкалу А (это автоматически обеспечит нужный контур для выравнивания АЧХ системы на измерителе взвешенных характеристик), или немного усилить звуки на самых низких НЧ и верхних ВЧ. Только внимательно следите за ходом выступлений и отмените установленную компенсацию, когда будет выступать рок-н-рольная группа с очень энергичным звучанием.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 2.4.3 Ацп с плавающей точкой……………………………………………
- 1 Цифровые фильтры
- 1.1 Явление Гиббса
- 1.1.1 Сущность явления Гиббса
- 1.1.2 Параметры эффекта
- 1.1.3 Последствия для практики
- 1.2 Весовые функции
- 1.2.1 Нейтрализация явления Гиббса в частотной области
- 1.2.2 Основные весовые функции
- 1.3 Типы фильтров
- 1.4 Разностное уравнение
- Нерекурсивные фильтры
- 1.5.1 Методика расчетов нцф
- 1.5.2 Идеальные частотные фильтры
- 1.5.3 Конечные приближения идеальных фильтров
- 1.5.3.1 Применение весовых функций
- 1.5.3.2 Весовая функция Кайзера
- 1.5.4 Дифференцирующие цифровые фильтры
- 1.5.5 Гладкие частотные фильтры
- 1.6 Рекурсивные фильтры
- 6.3 Интегрирующий рекурсивный фильтр.
- 1.6.1 Принципы рекурсивной фильтрации
- 1.6.2 Режекторные и селекторные фильтры
- 1.6.2.1 Комплексная z-плоскость.
- 1.6.2.2 Режекторные фильтры
- 1.6.2.3 Селекторный фильтр
- 1.6.3 Билинейное z-преобразование
- 1.6.4 Типы рекурсивных частотных фильтров
- 1.7 Импульсная характеристика фильтров
- Передаточные функции фильтров
- 1.9 Частотные характеристики фильтров
- 1.10 Частотный анализ цифровых фильтров
- 1.10.1 Сглаживающие фильтры и фильтры аппроксимации
- 1.10.1.1 Фильтры мнк 1-го порядка (мнк-1)
- 1.10.1.2 Фильтры мнк 2-го порядка (мнк-2)
- 1.10.1.3 Фильтры мнк 4-го порядка
- 1.10.2 Разностные операторы
- 1.10.2.1 Разностный оператор
- 1.10.2.2 Восстановление данных
- 1.10.2.3 Аппроксимация производных
- 1.10.3 Интегрирование данных
- 1.10.4 Расчёт фильтров по частотной характеристике
- 1.11 Фильтрация случайных сигналов
- 1.12 Структурные схемы цифровых фильтров
- Обращенные формы.
- 1.13 Фильтры Чебышева
- 1.14 Фильтры Баттерворта
- Свойства фильтров Баттерворта нижних частот:
- 1.15 Фильтры Бесселя
- 2 Аналого-цифровое преобразование
- 2.1 Цифровая обработка звуковых сигналов
- 2.2 Основы аналого-цифрового преобразования
- 2.2.1 Основные понятия и определения
- 2.3 Структура и алгоритм работы цап
- Контрольные вопросы
- 2.4 Структура и алгоритм работы ацп
- 2.4.1 Параллельные ацп
- 2.4.2 Ацп с поразрядным уравновешиванием
- 2.4.3 Ацп с плавающей точкой
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Звук.
- 3.1 Аудиосигнал
- 3.1.1 Звуковые волны
- 3.1.2 Звук как электрический сигнал
- 3.1.3 Фаза
- 3.1.4 Сложение синусоидальных волн
- 3.2 Звуковая система
- 3.2.1 Назначение звуковой системы
- 3.2.2 Модель звуковой системы
- 3.2.3 Входные датчики
- 3.2.4 Выходные датчики
- 3.2.5 Простейшая звуковая система
- 3.3 Амплитудно-частотная характеристика
- 3.3.1 Способы записи ачх в спецификации звуковых устройств
- 3.3.2 Октавные соотношения и измерения
- 3.3.3 Ачх реальных устройств воспроизведения звука
- 3.3.4 Диапазон частот голоса и инструментов
- 3.3.5 Влияние акустических факторов
- 3.4 Единицы измерения, параметры звуковых сигналов
- 3.4.1 Децибел
- 3.4.2 Относительная мощность электрических сигналов дБm
- 3.4.3 Децибелы и уровень звука
- 3.4.5 Громкость, уровень сигнала и коэффициент усиления
- 3.4.6 Громкость
- 3.5 Динамический диапазон
- 3.5.1 Запас динамического диапазона
- 3.5.2 Выбор динамического диапазона для реальной звуковой системы
- 3.6 Цифровой звук
- 3.6.1 Частота дискретизации
- 3.6.2 Разрядность
- 3.6.3 Дизеринг
- 3.6.4 Нойс шейпинг
- 3.6.5 Джиттер
- 3.7 Методы и стандарты передачи речи по трактам связи, применяемые в современном оборудовании (7 кГц)
- 3.7.1 Импульсно-кодовая модуляция (pcm — Pulse-Code Modulation)
- 3.7.3 Помехоустойчивость методов икм
- 3.7.4 Методы эффективного кодирования речи
- 3.7.5 Кодирование речи в стандарте cdma
- 3.7.6 Речевые кодеки для ip-телефонии
- 3.7.7 Оценка качества кодирования речи
- 3.8 Общие сведения по мр3
- 3.8.1 Феномен мрз
- 3.8.2 Что такое формат мрз?
- 3.8.3 Качество записи мрз
- 3.8.4 Формат мрз и музыкальные компакт-диски
- 3.8.5 Работа со звукозаписями формата мрз
- 3.9 Основные понятия цифровой звукозаписи
- 3.9.1 Натуральное цифровое представление данных
- 3.9.2 Кодирование рсм
- 3.9.3 Стандартный формат оцифровки звука
- 3.9.4 Параметры дискретизации
- 3.9.5 Качество компакт-диска
- 3.9.6 Объем звукозаписей
- 3.9.7 Формат wav
- 3.10 Формат mp3
- 3.10.1 Сжатие звуковых данных
- 3.10.2 Сжатие с потерей информации
- 3.10.3 Ориентация на человека
- 3.10.4 Кратко об истории и характеристиках стандартов mpeg.
- 3.10.5 Что такое cbr и vbr?
- 3.10.6 Каковы отличия режимов cbr, vbr и abr?
- 3.10.7 Методы оценки сложности сигнала
- 3.10.8 Какие методы кодирования стерео информации используются в алгоритмах mpeg (и других)?
- 3.10.9 Какие параметры предпочтительны при кодировании mp3?
- 3.10.10 Какие альтернативные mpeg-1 Layer III (mp3) алгоритмы компрессии существуют?
- 3.11 OggVorbis
- 3.13 Flac
- 4 Сжатие видео
- 4.1 Общие положения алгоритмов сжатия изображений
- 4.1.1 Классы изображений
- 4.1.2 Классы приложений
- 4.1.3 Требования приложений к алгоритмам компрессии
- 4.1.4 Критерии сравнения алгоритмов
- 4.2 Алгоритмы сжатия
- Gif (CompuServe Graphics Interchange Format)
- 4.3 Вейвлет-преобразования
- 4.3.1 Вейвлеты, вейвлет-преобразования, виды и свойства Вейвлет анализ и прямое вейвлет-преобразование
- Непрерывное прямое и обратное вейвлет-преобразования
- Ортогональные вейвлеты
- Дискретное вейвлет-преобразование непрерывных сигналов
- Кратномасштабный анализ
- Пакетные вейвлеты.
- 4.3.2 Примеры применения вейвлетов Очистка сигнала от шума
- Очистка сигнала от шумов на основе вейвлет-преобразований.
- 4.4 Формат сжатия изображений jpeg
- 2) Дискретизация
- 3) Сдвиг Уровня
- 4) 8X8 Дискретное Косинусоидальное Преобразование (dct)
- 5) Зигзагообразная перестановка 64 dct коэффициентов
- 6) Квантование
- 7) RunLength кодирование нулей (rlc)
- 8) Конечный шаг - кодирование Хаффмана
- 4.5 Jpeg2000
- 4.5.1 Общая характеристика стандарта и основные принципы сжатия
- 4.5.2 Информационные потери в jpeg2000 на разных этапах обработки
- 4.5.3 Практическая реализация
- 4.5.4 Специализированные конверторы и просмотрщики
- 4.5.5 Основные задачи для развития и усовершенствования стандарта jpeg2000
- 4.6 Видеостандарт mpeg
- 4.6.1 Общее описание
- 4.6.2 Предварительная обработка
- 4.6.3 Преобразование макроблоков I-изображений
- 4.6.4 Преобразование макроблоков р-изображений
- 4.6.5 Преобразование макроблоков в-изображений
- 4.6.6 Разделы макроблоков
- 4.7 Mpeg-1
- Параметры mpeg-1
- 4.8 Mpeg-2
- 4.8.1 Стандарт кодирования mpeg-2
- 4.8.2 Компрессия видеоданных
- 4.8.3 Кодируемые кадры
- 4.8.4 Компенсация движения
- 4.8.5 Дискретно-косинусное преобразование
- 4.8.6 Профессиональный профиль стандарта mpeg-2
- 4.9.11 Плюсы и минусы mpeg-4
- 4.10 Стандарт hdtv