logo
Лекции по ЦО АВС

3.7 Методы и стандарты передачи речи по трактам связи, применяемые в современном оборудовании (7 кГц)

Речь представляет собой колебания сложной формы, зависящей от произносимых слов, тембра голоса, интонации, пола и возраста говорящего.

Сжатие речи при ее передаче сокращает объем передаваемых данных, затраты и, благодаря этому, позволяет снижать цены на услуги и привлекать новых пользователей. Именно поэтому рынок цифровой телефонии развивается под непосредственным технологическим диктатом ученых и разработчиков кодеков речи.

Качество звучания сжатой речи в цифровой телефонии, мягко говоря, "не очень". Некоторые (из тех, конечно, кто имеет такой выбор) до сих пор предпочитают аналоговые сети цифровым, поскольку в последних речь часто звучит механически, случаются посторонние звуки и т. п. — и все из-за сжимающих кодеков речи, так как в остальном цифровые протоколы передачи обеспечивают лучшее качество звучания. В компьютерной телефонии снижению качества мы, помимо кодеков речи, обязаны заметным запаздываниям сигнала и ошибкам при сборке пакетов. Впрочем, это болезни роста: понятно, что если с кодеком на 2,4 кбит/с "узкий" канал справляется с трудом, то на скорости 1,2 кбит/с проблем будет меньше.

Спектр речи весьма широк (примерно от 50 до 10000 Гц), но для передачи речи в аналоговой телефонии когда-то отказались от составляющих, лежащих вне полосы 0,3-3,4 кГц, что ухудшило восприятие ряда звуков (например, шипящих, существенная часть энергии которых сосредоточена в верхней части речевого спектра), но мало затронуло разборчивость. Ограничение частоты снизу (до 300 Гц) также ухудшает восприятие из-за потерь низкочастотных гармоник основного тона. А в цифровой телефонии к влиянию ограничения спектра добавляются еще шумы дискретизации, квантования и обработки, дополнительно зашумляющие речь.

Решающими в выборе полосы 0,3-3,4 кГц были экономические соображения и нехватка телефонных каналов. Для совместимости по полосе с распространенными аналоговыми сетями в цифровой телефонии отсчеты аналоговой речи приходится брать согласно теореме Котельникова с частотой 8 кГц — не меньше двух отсчетов на 1 Гц полосы. Правда, в цифровой телефонии существует принципиальная возможность использовать спектр речи за пределами полосы 0,3-3,4 кГц и тем самым повысить качество, но эти методы не реализуются, так как они вычислительно пока еще очень сложны. При полосе исходного сигнала до 6 кГц и тактовой частоте отсчетов около 16 кГц сжатый цифровой сигнал требует для передачи канал в 12 кбит/с. При этом оценка качества по критерию MOS может быть выше 4,5 балла.

Озвученная речь, представляющая большую трудность для сжатия, образуется с помощью звуковых связок человека. Скорость их периодических колебаний задает так называемую частоту основного тона (ОТ) — периодическую подпитку энергией голосового тракта человека, который представляет собой объемный резонатор. Голосовой тракт формирует спектральную окраску речи, или, другими словами, ее формантную структуру. Другое название голосового тракта - синтезирующий фильтр — нам более удобно, так как математическое описание речеобразования обычно ведется в терминах линейной фильтрации. Тогда, условно, речевой сигнал можно разделить на две составляющие, отвечающие за 1- ый ОТ (возбуждение фильтра) и 2-ой голосовой тракт (формантная структура сигнала). Соответственно, большинство на сегодня используемых алгоритмов, так или иначе, решают один вопрос - как наиболее эффективно выделить и сокращенно описать обе составляющие. А отрезки глухой речи при моделировании заменяют спектрально окрашенным шумом.

Рассмотрим методы цифрового представления речи, к которым относятся: 1. прямое аналого- цифровое преобразование (или импульсно-кодовая модуляция, ИКМ); 2. эффективное кодирование речи, ЭКР (здесь можно выделить кодеры формы, вокодеры и кодеры, реализующие алгоритмы анализа через синтез).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4