11.1. Использование военных игр
Военные игры издавна считались в военном деле важным средством воспитания и обучения. Их история восходит к тем древним временам, когда китайский генерал Сун Дзу78 пытался разбирать военные операции, нанося на карту расположение собственных сил и сил противника или размечая их на песке или планшете и анализируя различные ходы или действия, которые могут быть предприняты каждой стороной. Он, в сущности, строил модель боевой обстановки, рассматривая свои возможные ходы и ходы противника, он искал решения, наиболее эффективные в любых условиях противодействия противника.
Сохранилась ли эта методика изучения действий и противодействий благодаря тому, что наш генерал нашел, будто она способствовала его успеху, или потому, что она была полезным средством анализа сложных ситуаций, или просто потому, что она позволяла приятно провести время, не имеет большого значения. Важно одно: она сохранилась и со временем претерпела много изменений и сильно развилась.
В настоящее время военные игры используются во многих случаях. Приведем четыре основных типа использования военных игр79
Игры как средство обучения или эвристическое средство. Сюда входят все случаи использования игр, когда предполагается, что имитация обстановки позволит в большей степени осознать множество факторов и действий, которые связаны с этой обстановкой, и разовьет понимание этих факторов и действий в любом отражении этой обстановки в реальном мире.
Игры как средство самообразования. В этом случае создается ситуация, служащая сосредоточением опыта и суждений военного профессионала и специалиста по анализу систем. При анализе конкретных ситуаций соответствующие факторы рассматриваются в определенном контексте, и многие факторы и взаимосвязи, которыми, возможно, мы бы пренебрегли или упустили, выявляются и становятся предметом рассмотрения. Во многих случаях необходим такой начальный период, когда исследователи используют простейшие формы игр как метод, позволяющий почувствовать сложность проблемы и распознать некоторые основные аспекты, требующие изучения.
Игры как инструмент исследования. Цель этого использования (обычно в форме оценки или экспериментальной модели) заключается в том, чтобы прийти к определенным выводам в отношении планов, политики или определенных средств. Ниже приводится пример использования этого типа игр.
Игры как средство моделирования явления. В этом смысле игры используются как средство изучения различных факторов, связанных с данной ситуацией, чтобы определить ее важные аспекты и в некоторой степени оценить эти факторы. Этот случай использования является предварительным шагом на пути к созданию более точной модели, которая может стать частью гораздо более удобной и ценной теоретической формулировки.
Попытки использовать игры в качестве средства исследования или как этап в создании общей теории имеют относительно недавнюю историю. Вероятно, сейчас преждевременно пытаться оценить вклад, который военные игры могут сделать в качестве аналитических методов при принятии решения. Преждевременно также утверждать, что у нас есть весьма полное понимание различных типов игр или проблем, к которым они могут быть применены. Однако даже при таких оговорках мы можем использовать и действительно используем военные игры в качестве аналитических методов.
- Анализ сложных систем
- Предисловие
- Выражение признательности
- 1. Введение
- 2. Анализ и принятие решений в военно-воздушных силах
- 2.1. Использование анализа при подготовке решений по структуре сил и разработке вооружения
- 2.2. Увеличение количества переменных величин
- 2.3. Подробное рассмотрение неопределенностей
- 2.4. Противник
- 2.5. Учет фактора времени
- 2.6. Расширение критериев
- 2.7. Заключение
- 3. Выбор и использование стратегических авиационных баз
- 3.1. Введение
- 3.2. Постановка задачи
- 3.3. Исходные положения
- 3.4. Альтернативы
- 3.5. Решающие факторы
- 3.6. План проведения анализа
- 3.7. Расстояние от базы до цели. Издержки, связанные с увеличением радиуса полета
- 3.8. Расстояние от базы до пунктов входа в зону обороны противника. Стоимость преодоления обороны
- 3.9. Расстояние от базы до континентальной части сша. Издержки на проведение операций за пределами сша
- 3.10 Влияние расстояния от базы до границы противника на издержки, связанные с уязвимостью базы
- 3,12 Неопределенность в оценке возможностей противника
- 3.14. Кампании при постоянной величине расходов
- 3.15. Гибкость системы и время кампании
- 3.16. Операции с заокеанских баз после проведения кампании против авиации противника
- 3.17. Ограничения эффективности систем и их гибкость
- 3.18. Заключение
- Элементы и методы
- 4. Зачем и каким образом создается модель
- 4.1. Выявление релевантных факторов
- 4.2. Выбор факторов, описываемых количественно
- 4.3. Объединение в группы описываемых количественно факторов
- 4.4. Установление количественных соотношений между элементами
- 4.5. Создание модели и реальный мир
- 4.6. Суждения человека
- 4.7. Модель, использующая вычислительную машину
- 4.8. Заключение
- 5. Критерии
- 5.1. Неизбежность приближенных критериев
- 5.2. Субоптимизация и критерии
- 5.3. Некоторые распространенные ошибки при выборе критериев
- 5.4. Что можно сделать?
- 6. Значение затрат39
- 6.1. Заданный объем ресурсов при единственной цели
- 6.2. Заданный объем ресурсов при нескольких целях
- 6.3. Переменный объем затрат ресурсов
- 6.4. Некоторые частные аспекты проблемы
- 7. Анализ и построение конфликтных систем44
- 7.1. Анализ систем в сравнении с моделями и проблемы, побуждающие к анализу
- 7.2. Пример из деятельности ввс - история межконтинентальных боевых действий
- 7.3. Цели и ограничения системных исследований
- 7.4. Более широкие задачи: параллельные и отдаленные цели
- 7.5. Происхождение и изменение целей
- 7.6. Сдерживание: пример с межконтинентальными полетами
- 7.7. Ведение войны
- 7.8. Противодействие и содействие противника
- 7.9. Малая ценность взаимно неудовлетворительных стратегий
- 7.10. Неопределенность и определение диапазона достижимых целей
- 7.11. Проектирование систем в сравнении с анализом систем
- 8. Методы и процедуры
- 8.1. Введение
- 8.2. Инженерное искусство
- 8.3. Методологические вопросы анализа систем
- Часть 3 специальные вопросы
- 9. Фактор техники
- 9.1. Введение
- 9.2. Технические характеристики
- 9.3. Параметры уровня развития техники
- 9.4. Законы масштабности
- 9.5. Оптимум и ограничения
- 9.6. Фактор надежности
- 10. Предположения о поведении противника
- 10.1. Введение
- 10.2. Пример проблемы выбора системы оружия из нескольких ее вариантов
- 10.3 - Выгодность четырех возможных результатов
- 10.3. Более широкое истолкование. Всесторонняя стратегия
- 10.4. Заключение
- 11. Методы теории игр и их применение
- 11.1. Использование военных игр
- 11.2. Методика военных игр
- 11.3. Этапы проведения военной игры
- 12. Стратегия разработок
- 12.1. Насколько велика неопределенность?
- 12,2. Что следует сделать для уменьшения неопределенности?
- 12.3. Каковы затраты на уменьшение неопределенности?
- 12.4. Какова степень уменьшения неопределенности продолжения разработки?
- 13. Математика и анализ систем
- 13.1. Линейное программирование
- 13.2. Метод Монте-Карло
- 13.3. Теория игр
- 13.4. Электронно-вычислительные машины
- 13.5. Роль математики
- 14. Применение электронно-вычислительных машин
- 14.1. Преимущества вычислительных машин
- 14.2. Недостатки вычислительных машин
- 14.3. Программирование модели
- 14.4. Постановка задачи
- 14.5. Несогласованность языков программирования
- 14.6. Заключение
- 15.1. Введение
- 15.2. Анализ стоимости отдельных систем
- 15.3. Анализ стоимости структуры вида сил
- 15.4. Анализ чувствительности модели стоимости
- 15.5. Представление результатов анализа
- 15.6. Заключение
- 16. Опасности анализа систем
- 16.1. Постановка задачи
- 16.2. Поиск
- 16.3. Толкование
- 16.4. Рекомендация
- 17. Повторение пройденного
- 17.1. Правила
- 17.2. Вопросы
- 17.3. Ретроспективный взгляд
- Введение в проблему создания лунной базы
- А.1. Базы на Луне - доводы за и против
- А.2. Некоторые элементы ракетной техники
- А.3. Варианты систем
- А.4. Модель системы прямого полета
- Сравнение ракетных систем
- Б.1. Введение
- Б.2. Пример
- Б.З. Сравнение ракет
- В.4. Заключение