logo
АСУ ТП / ИДЗ №1 / Анализ сложных систем

11.3. Этапы проведения военной игры

Игры, подобно любой другой методике анализа, характеризуются рядом определенных этапов. Несколько произвольно мы могли бы выделить среди них следующие:

  1. определение задачи или цели игры;

  1. подготовка вводных данных и граничных условий;

  1. установление правил и механизма принятия решения;

  2. ведение игры;

  3. анализ игры.

Для иллюстрации некоторых соображений, важных для понимания каждого из этих этапов, предположим, что мы собираемся применить методы военной игры для оценки эффективности системы оружия.

Определение цели игры устанавливает рамки для всех последующих этапов. Цель служит показателем сложности игры, уровня детализации, которая будет включена в игру, масштабов игры и анализа. Это одно из таких очевидных утверждений, которые многократно повторяются в ходе игры и в других аналитических методах. Оно справедливо и в играх, где пытаются решать очень широкие проблемы, Допускающие множество толкований участников.

Гипотетическая проблема, которую мы избрали, может быть проанализирована очень многими способами. Мы можем принять четко оговоренную ситуацию для заданного периода времени и конкретных условий. Мы можем попытаться оценить систему оружия в определенной военной обстановке, не обращая внимания на предшествующие события или действия в этой ситуации и не беспокоясь о влиянии результата ситуации на остальную часть военной кампании. Если бы мы поступили таким образом и представили наши выводы разумным слушателям, они бы немедленно и совершенно правильно выразили сомнения в отношении выводов. Они бы указали помимо прочего на то, что мы рассмотрели только одну ситуацию и могли легко выбрать другие ситуации, в которых результаты были бы иными, что мы не установили определенной ситуации, подходящей для рассмотрения и фактически не провели полного и всестороннего исследования.

Мы могли бы ответить, что проблема, выбранная нами, сложная и взяли в качестве цели нашего исследования оценку системы оружия в ограниченных условиях, установленных нами. Это могло бы послужить ответом нашим критикам по этому конкретному исследованию, но дало бы только небольшое количество информации, необходимой для принимающего решение.

Учитывая такую возможность, мы можем рассмотреть проблему более широко. Мы могли бы принять решение об исследовании ряда ситуаций, каждая из которых обеспечивала бы ряд различных возможностей для действия системы оружия. Но каких возможностей? Здесь, как и при любом анализе, нам придется рассматривать большое количество альтернатив и вынести первоначальное суждение о том, какие из возможностей имеют наибольшее значение. Следует отметить два момента. Рассматриваемые ситуации - это плод суждения исследователей. Использование суждения неизбежно, но такая неизбежность не должна позволить нам забывать, что эти ситуации не более чем суждения. Второй момент заключается в том, что выбор для исследования одних ситуаций и исключение других является также решением. Каждую возможность можно было бы исследовать весьма подробно до того, как решить, какие возможности следует учесть в игре, однако и такое окончательное решение в лучшем случае - всего лишь грамотная догадка исследователей. И это не обычная догадка; это догадка о том, что определенные ситуации, избранные для исследования, имеют более реальные шансы для реализации по сравнению с теми, что были исключены. Такая догадка - это прогноз будущего. Такой прогноз составляет одну из основных проблем в военных играх. Из-за существующих ограничений во времени, деньгах и людях мы вынуждены ограничивать наш выбор ситуаций для исследования. Но даже если бы этих ограничений было меньше, мы могли бы установить, что для исследования всех более или менее реальных ситуаций понадобилось бы столько времени, что наша система оружия устарела бы к тому времени, когда у нас будет достаточное количество аналитических данных для ее оценки.

Так как нам приходится выбирать одни и отбрасывать другие ситуации, мы, в сущности, решаем, что выбранные нами ситуации более вероятны (мы можем также сказать «более важны», «более заслуживают доверия» или «являются лучшим рядом альтернатив» или дать другое разумное объяснение), чем некоторые другие.

Мы можем попытаться оправдать это, утверждая, будто не собираемся предсказывать, что эти ситуации произойдут, а только собираемся изучить эффективность системы оружия на случай, если бы они произошли. Принимающему решение приходится самому затем определять, достаточно ли вероятны избранные ситуации для того, чтобы результаты анализа приносили пользу.

Мы могли бы попробовать сделать нечто совершенно другое: передвинуть наш анализ в достаточно удаленное от нас будущее, так чтобы даже в случае больших затрат времени для изучения множества различных ситуаций и факторов мы были в состоянии окончить работу с полезными для принимающего решение результатами. Имеется много мнений за и против использования военных игр для анализа отдаленных ситуаций. В настоящее время дать ясный ответ на вопрос о применимости игр для анализа таких ситуаций невозможно. Нам известно только то, что, когда мы углубляемся в будущее, проблемы предсказания начинают затрагивать ряд различных аспектов игры и увеличивают наши затруднения.

Но эти проблемы выбора ситуаций для исследования поддаются решению. Иногда решение основывается на мнении специалистов, иногда на произвольном решении, принимаемом в зависимости от ресурсов, имеющихся в распоряжении участников игр. Иногда оно основывается лишь на «благой надежде», что выбор правилен.

Следующий этап в играх состоит в подготовке вводных данных. Они устанавливаются вместе с определением цели и выбором ситуаций для рассмотрения. Можно различать три их основных типа: данные, необходимые для определения места действия или среды, в которых оружие будет использоваться; данные, необходимые для определения эксплуатационных характеристик и эффективности оружия.

При попытках определить место или условия действия немедленно возникает несколько важных возможностей выбора. Хотя они и относятся к первоначальному выбору цели, но в этот момент приобретают новое значение. Могут быть следующие возможности выбора:

Что нас, прежде всего, интересует при оценке эффективности оружия: стратегия, оперативное искусство или тактика боя? Или, возможно, мы хотим узнать, полезна ли эта система в мировой войне, в локальных войнах или в обоих случаях?

Какой сложности модель политических, военных, экономических тыловых и разведывательных событий следует включить в исследование?

До какого предела могут развиваться действия каждой стороны?

Ответы, которые мы даем на эти вопросы, определяют вводные данные и граничные условия военной игры.

Если военная игра касается ситуации мировой войны, то театр военных действий и участники войны определяются достаточно точно. Вводные данные будут включать сведения о расположении наших сил, расположении сил противника, о наших целях, целях противника и т. д. Здесь мы перечисляем все вводные данные и можем делать это так исчерпывающе, как нам позволят наши знания настоящего или предполагаемого положения и разведывательные данные. Когда начнется процесс игры, мы, может быть, найдем, что есть некоторые критические решения, которые будут приняты и повлияют на наше использование всех этих вводных данных, например, в отношении того, каковы будут наши собственные намерения и намерения противника, так как и нам и противнику, возможно, придется действовать, имея ограниченные ресурсы или ограниченный выбор целей, средств доставки бомб и т. д.

Если же игра касается ситуаций локальных войн, то имеется огромный выбор возможных театров военных действий, в каждом из которых будут свои специфические факторы, в значительной мере влияющие на оценку эффективности рассматриваемой системы оружия. Кроме того, выбор театра военных действий скажется на развитии ситуации, так как виды предпринятых военных действий будут зависеть от этого театра. Соответственно это скажется и на типах подготавливаемых вводных данных. Должны приниматься во внимание такие факторы, как наличие сил, имеющиеся базы, возможности материально-технического обеспечения, а также характер местности и климатические условия. Все это должно рассматриваться на фоне политической обстановки, обусловливаемой нашими намерениями и целями, а также объективно действующими политическими и военными ограничениями.

Следующий тип вводных данных - эксплуатационные характеристики оружия - обусловливает дополнительные требования. Недостаточно знать только его технические характеристики. Приобретают важность многие другие факторы: возможности развертывания и применения, планы использования, ограничения использования, тактическое использование, оперативно-тактические требования, техническое обслуживание, периодичность проведения ремонта и другие подобные факторы, которые приходится определять. Если наша система оружия является одной из многих систем, которые необходимо включить в игру, и ее отношение к другим системам оружия и силам можно представить, то приходится устанавливать подобные вводные данные и для этих других систем.

Третий тип вводных данных необходим для установления эффективности оружия. Здесь опять имеется несколько более важных проблем, о которых следует сказать. Одна из них связана с тем, что для многих типов нашего оружия мы не имеем данных и информации такого вида, который нам необходим. Наш опыт действий в боевых условиях, по существу, закончился в Корее, и хотя можно сделать много выводов по результатам испытаний, учений с имитацией боевой обстановки и поля боя, мы должны подходить к вопросу об использовании этих результатов в реальных боевых условиях с некоторой осторожностью. Во-первых, небоевые условия всегда отличаются от условий боя, и у нас нет приемлемого и точного средства для соотнесения их с условиями боя. Во-вторых, большая часть того, что мы Действительно знаем, свойственна результатам или значе­ниям в определенных ситуациях, однако в нашей игре мы можем иметь дело с ситуациями, имеющими характеристики, отличные от характеристик, к которым применимы имеющиеся результаты или значения.

Таковы некоторые требования, которые необходимо выполнить при подготовке вводных данных. В каждом возможном случае следует использовать количественные оценки, но существует много таких случаев, когда это невозможно и когда приходится делать обоснованное заключение. Иногда достаточно дать только очень широкую формулировку, в то время как в других случаях необходимо быть настолько точным и определенным, насколько позволяют имеющиеся данные и информация. Количество деталей будет различным для разных игр и будет зависеть от анализируемой конкретной проблемы, но в отличие от многих других методов анализа неопределенность в отношении того, как будет развертываться процесс игры, затрудняет установление заранее правильной степени детализации для всех вводных данных. Это потребует получения или выработки дополнительных данных в процессе игры.

Следующим после подготовки вводных данных и связанным с этой подготовкой этапом является установление правил принятия решений и механизма принятия решения, который будет использоваться для выполнения этих правил. В некоторых случаях эти правила и механизм определяются заранее настолько полно, что можно оценить без особого труда каждое отдельное событие или ход в игре. В большинстве игр, в которых существует какая-либо степень сложности, это невозможно. Обычным методом преодоления этой трудности является введение посредничества или контрольной системы, которая принимает решение во всех случаях, когда данные или правила являются недостаточными для данной ситуации. Контрольная функция является средством использования суждений для восполнения нашего недостатка в данных или в знаниях. Суждения основываются на каких-либо существующих фактах, а также на возможно большем использовании мнения специалистов. Во многих случаях эти суждения не являются решающими для результата игры, но они необходимы для того, чтобы продолжать игру, когда возникнет ситуация, для которой имеющиеся данные или правила не являются полными или ясными. Однако в двух типах случаев суждения могут иметь решающий характер. Один случай - это когда суждение применяется к конкретному событию или ситуации, которые настолько важны, что влияют на весь результат проводимой игры и оценки. Другой случай - это когда суждение применяется к некоторому ряду действий или событий, происходящих в игре, так часто, что образуется их накопление, влияющее на оценку событий. К этой категории случаев относятся суждения о влиянии оружия, используемого неоднократно. Иногда невозможно установить, каким будет результат в пределах нескольких порядков величин. Если анализ очень сильно зависит от суждения, то, может быть, необходимо пересмотреть игру, взяв несколько разных значений влияния для определения того, как зависит оценка от суждения.

Следующий этап - это само ведение игры. Существует много различных методов игры, которые не будут рассматриваться здесь. Однако следует упомянуть несколько аспектов, относящихся к процессу игры. Игра, в которой существует в любое данное время ряд альтернативных ходов, позволяет исследовать только одну альтернативу в данной игре. Теоретически можно было бы разработать тип игры, который позволит исследовать все альтернативы для всех возможных значений вводных данных в широкой области неопределенности и при большом разнообразии значений для каждого фактора в игре. Но это потребовало бы больших затрат на проведение игр, связанных с принятием решений человеком.

Однако, вообще говоря, приходится принимать решения о том, какой из возможных ходов будет избран. Это решение, в конечном счете, может зависеть от интуиции и суждения участников игры. Оно отличается от принятых решений или проявленной интуиции в начале анализа. Эти первоначальные решения фактически представляют собой допущения анализа. Можно рассмотреть эти первоначальные допущения и в границах реального изменить их таким образом, чтобы исследовать результаты разных предположений. В ходе игры суждения, используемые для выбора одного из вариантов, добавляются к первоначальным допущениям и дополнительно усложняют проблему исследования. Еще один момент, который следует иметь в виду при рассмотрении хода игры, - это окончание игры. Во всех наших салонных и спортивных играх имеются некоторые правила окончания игр, например мат в шахматах или девятая подача без ничьей в бейсболе. Мы знаем, когда игра окончена, и знаем, кто выиграл. В военной игре мы иногда не знаем ни того, ни другого. Верным является то, что игры приходят к концу и что этот конец иногда является определенным. Например, наша система оружия могла бы полностью лишить противника возможности продолжать сражаться сколько-нибудь эффективным образом с военной точки зрения. Хотя могут быть сомнения в том, как долго будет сохраняться определенный результат, эти сомнения не являются решающими для оценки системы. Однако такой тип окончания игры весьма редок. Обычно мы сталкиваемся с ситуацией, которая характеризуется тем, что часть военных возможностей с обеих сторон потеряна, но остающиеся возможности позволяют указать способы, с помощью которых можно продолжать военные операции, а также повлиять на нашу конечную оценку. Чаще всего военная игра заканчивается решением руководства о том, что эта игра не даст больше существенно нового материала для исследования. Хотя этот метод окончания игры, возможно, не совсем удовлетворительный, существующий уровень наших знаний не представляет нам лучшего выхода.

Заключительный этап игры - ее анализ. В ходе игры накапливается огромное количество информации самого различного вида. Каждая серия ходов в игре требует действий с обеих сторон. Если было сделано большое количество ходов, то может быть накоплено значительное количество данных о распределении дружественных сил, оружия и ресурсов; о целях этого распределения; о распределении сил, оружия и ресурсов противника и его целях; о результатах каждого взаимодействия. Если игровая ситуация очень широка, эти серии ходов будут сопровождаться ходами в области материально-технического снабжения, политики, разведки и экономики. При таком множестве данных можно провести различные виды анализа.

Одним из видов анализа является общая оценка игры, показывающая, как различные серии ходов способствовали достижению окончательного результата. Для этого иногда достаточно критического обзора игры с изложением действий и противодействий с каждой стороны. Изложение может преследовать несколько целей. Оно может дать синтез исторических фактов, на фоне которых возможно оценивать различные условия, обстоятельства и действия, влияющие на использование системы оружия, или же позволяет в некоторых случаях рассмотреть факты повторно для определения их влияния. Или оно может послужить макетом, на котором изменены некоторые первоначальные допущения и где можно исследовать либо другие альтернативы использования системы оружия, либо другие системы оружия.

Связанным с этой общей оценкой, а иногда и совершенно независимым от нее является анализ некоторых частных вопросов. Для системы оружия это может быть ее эффективность в различных условиях, возникающих в ходе игры. Например, нам интересно было бы узнать о том, сколько раз можно использовать систему, чтобы установить количество потерь, нанесенных каждой ее боевой единицей, и определить требования тыловому обеспечению, необходимому для получения данного уровня эффективности. В этих видах анализа многое из более общих результатов игры не будет иметь существенного значения.

Другой вид анализа касается факторов, влияющих на эффективность системы, начиная с политических ограничений и требований разведки и кончая климатическими условиями и характером местности. Этот вид анализа может быть совершенно независимым от сделанных конкретных ходов и касается просто рассмотрения каждой из многих возникающих ситуаций, которые будут характеризоваться другой эффективностью оружия.

Еще один, четвертый, тип анализа касается проблем опознавания, например, таких, которые возникают при развертывании, применении и эксплуатации нашей гипотетической системы оружия. В этих случаях основное назначение анализа, возможно, заключается в указании области, к которой относится проблема, чтобы можно было провести дополнительное ее изучение, что, вероятно, приведет к техническому изучению путей решения этой проблемы. Главное состоит в том, что можно провести ряд различных и часто взаимосвязанных исследований, так как военная игра является источником мнений, отношений и суждений в части проводимого конкретного анализа, а также очень богатым источником данных.

Последнее замечание по играм касается вопроса о ценности полученных данных. В этом вопросе имеются две крайние точки зрения, которых придерживаются люди, знакомые с играми. По одной точке зрения игры так ограничены по своему характеру, так полны предположений и суждений, так лимитированы количеством возможностей, которые можно исследовать, и так искусственны, что ценными (если они вообще имеются) можно считать только незначительное количество получаемых данных. Согласно другой точке зрения, игры являются моделями в том же смысле, как и многие другие наши аналитические модели; они полны проверок и перепроверок происходящих действий, позволяют получить данные, которые нельзя получить любым другим методом. При этом полученные данные следует считать достаточно ценными для того типа сложных ситуаций, которые изучаются с помощью игр, если эти данные использовать как основу для решения или если они как минимум должны приводить к использованию других методов, которые независимо от игры могут давать дополнительное обоснование для решения.

В целом сомнения в отношении ценности получаемых в игре данных не распространяются на используемую методологию. Они касаются типов проблем, выбираемых для анализа. Эти проблемы обычно включают в себя многие аспекты, которые трудно ясно определить или точно измерить. Они касаются событий или необходимости выбора в будущем, когда неопределенность в отношении наших предсказаний или оценок может быть очень большой, и они связаны с ситуациями, в которых обе стороны имеют много возможных направлений действий, меняющихся в течение игры. Эти типы проблем трудно рассматривать с помощью каких-либо аналитических методов, и о ценности получаемых при этом данных можно судить только в свете сделанных предположений, установленных факторов и критериев и рассмотренных альтернатив по определенной проблеме.