14.1. Преимущества вычислительных машин
Каковы основные свойства вычислительных машин? Они обладают быстродействием и надежностью и с их помощью можно дешево получить результаты, как только задача подготовлена для ввода в машину. Однако все познается в сравнении. Мы сравним работу вычислительной машины и человека при решении одной и той же задачи. Чтобы показать характерные свойства машины, мы рассмотрим задачу, с которой вычислительная машина справляется блестяще: расчет траектории ракеты.
В 1949 г. корпорация РЭНД получила новую электронную вычислительную машину. Одной из первых ее задач был расчет траектории ракеты. Прежде чем готовить задачу Для ввода в машину, руководитель темы дал задание просчитать три варианта вручную. Для расчета каждого варианта на настольных счетных машинах потребовался полугодовой труд двух человек, который по ценам тех дней обошелся приблизительно в 5000 долл. Расчет каждого варианта на ЭВМ занял около трех часов; стоимость такого расчета, включая оплату за пользование машиной и труд оператора, была меньше 100 долл. Выигрыш по времени был, тем самым, более 600 раз и по стоимости примерно в 50 раз. (Отладка решения задачи на машине заняла около двух недель и обошлась примерно в 500 долл.) Самое поразительное, по-видимому, состояло в том, что, когда был проведен повторный расчет на машине вариантов, просчитанных вручную, тогда в каждом из них были обнаружены ошибки, хотя расчетчицы постоянно проверяли друг друга.
То было много лет назад. С тех. пор вычислительная техника резко двинулась вперед. Современная вычислительная машина корпорации РЭНД проделала бы ту же работу примерно за полсекунды при затратах, меньших 25 центов на вариант. По сегодняшним понятиям это тривиальная проблема.
Мы не будем рассматривать другие преимущества вычислительных машин - их быстродействие, надежность и экономичность. Они были разрекламированы столь широко, что возникла тенденция переоценивать возможности вычислительных машин. То обстоятельство, что вычислительная машина может просуммировать столбец чисел высотой с небоскреб за четыре секунды при расходах в 20 центов, может представлять академический интерес для исследователя или для руководителя, решение которого тот готовит, но по-настоящему, в сущности, оба они хотят знать, что может и что не может вычислительная машина сделать для них.
Подведем итог всему сказанному о быстродействии, расходах и надежности посредством табл. 14.1.
Таблица 14.1 – Сравнение быстродействия, стоимости и надежности
Методы | Затраченное время | Расходы в долларах | Коэффициент ошибки | Время и стоимость отладки87 |
Вручную (1949 г.) | 6 мес. | 5000,0 | 1/103 | - |
Вычислительная машина (1949 г.) | 3 часа | 100,0 | 1/105 | Две недели; 500 долл. |
Вычислительная машина (1956 г.) | 1 мин. | 5,0 | 1/109 | Два дня; 300 долл. |
Вычислительная машина (1961 г.) | 0,5 сек. | 0,25 | 1/1012 | Один день; 200 долл. |
Вычислительная машина (1965 г.) | 0,005 сек. | 0,01 | 1/1016 | Один день; 100 долл. |
Приведенные в таблице предположительные оценки для двух последних столбцов кажутся вполне реальными, хотя при быстродействии, характерном для этих машин, количество операций между двумя ошибками может быть большим, а время работы машины между двумя ошибками не обязательно будет велико.
Вернемся к основному вопросу о полезности машины для исследователя. Это одно из средств в его арсенале, подобно карандашу и листу бумаги или арифмометру. Необходимое условие для использования вычислительной машины состоит в том, чтобы исследователь был способен сформулировать свою задачу (или ее часть) в виде математической модели, но это условие не является достаточным с экономической точки зрения, поскольку, как будет показано ниже, во многих случаях решение задачи на машине бывает невыгодно.
Решение задач на вычислительных машинах, несомненно, обладает определенными достоинствами. Используя преимущества машин по быстродействию и стоимости, можно, очевидно, с их помощью рассмотреть больше вариантов, чем при ручном счете. На практике обычно этими факторами пользуются, не просто рассчитывая для одной и той же модели большее количество вариантов, чем вручную, а делая модель более сложной. Покажем это на примере. Несколько лет назад одна организация получила новую вычислительную машину - головной образец новой серии. Конечно, всех потребителей вычислительных машин интересовало, насколько быстрее работает новая машина по сравнению со старой. Когда этот вопрос был задан на одном совещании, глава организации сообщил, что на новой и на старой машине была решена одна и та же физическая проблема. Расчет одного варианта на старой машине потребовал одного часа, на новой машине - трех часов. Он объяснил недоуменным слушателям, что новая машина позволила рассмотреть гораздо более сложную модель.
Вывод в том, что вычислительная машина дает исследователю возможность рассмотреть проблему более детально, чем позволяют ручные методы. Более сложная модель дает возможность проводить общую оптимизацию в более широких пределах и избежать необходимости в субоптимизации при условии, конечно, что исследователь сможет построить необходимую для этого более сложную модель.
Вычислительная машина позволяет исследователю проверять чувствительность его моделей. Одна из самых важных особенностей использования вычислительных машин состоит в том, что она дает возможность сравнительно просто ответить на многочисленные вопросы типа: «А что, если...?»
Быстродействие и дешевизна расчетов на вычислительных машинах позволят вместо обычных методов расчетов вероятностных величин использовать мощный метод Монте-Карло; суть различий между этими методами была рассмотрена в гл. 4. Существуют также такие проблемы, требующие анализа или обработки информации, решение которых без вычислительной машины практически невозможно.
- Анализ сложных систем
- Предисловие
- Выражение признательности
- 1. Введение
- 2. Анализ и принятие решений в военно-воздушных силах
- 2.1. Использование анализа при подготовке решений по структуре сил и разработке вооружения
- 2.2. Увеличение количества переменных величин
- 2.3. Подробное рассмотрение неопределенностей
- 2.4. Противник
- 2.5. Учет фактора времени
- 2.6. Расширение критериев
- 2.7. Заключение
- 3. Выбор и использование стратегических авиационных баз
- 3.1. Введение
- 3.2. Постановка задачи
- 3.3. Исходные положения
- 3.4. Альтернативы
- 3.5. Решающие факторы
- 3.6. План проведения анализа
- 3.7. Расстояние от базы до цели. Издержки, связанные с увеличением радиуса полета
- 3.8. Расстояние от базы до пунктов входа в зону обороны противника. Стоимость преодоления обороны
- 3.9. Расстояние от базы до континентальной части сша. Издержки на проведение операций за пределами сша
- 3.10 Влияние расстояния от базы до границы противника на издержки, связанные с уязвимостью базы
- 3,12 Неопределенность в оценке возможностей противника
- 3.14. Кампании при постоянной величине расходов
- 3.15. Гибкость системы и время кампании
- 3.16. Операции с заокеанских баз после проведения кампании против авиации противника
- 3.17. Ограничения эффективности систем и их гибкость
- 3.18. Заключение
- Элементы и методы
- 4. Зачем и каким образом создается модель
- 4.1. Выявление релевантных факторов
- 4.2. Выбор факторов, описываемых количественно
- 4.3. Объединение в группы описываемых количественно факторов
- 4.4. Установление количественных соотношений между элементами
- 4.5. Создание модели и реальный мир
- 4.6. Суждения человека
- 4.7. Модель, использующая вычислительную машину
- 4.8. Заключение
- 5. Критерии
- 5.1. Неизбежность приближенных критериев
- 5.2. Субоптимизация и критерии
- 5.3. Некоторые распространенные ошибки при выборе критериев
- 5.4. Что можно сделать?
- 6. Значение затрат39
- 6.1. Заданный объем ресурсов при единственной цели
- 6.2. Заданный объем ресурсов при нескольких целях
- 6.3. Переменный объем затрат ресурсов
- 6.4. Некоторые частные аспекты проблемы
- 7. Анализ и построение конфликтных систем44
- 7.1. Анализ систем в сравнении с моделями и проблемы, побуждающие к анализу
- 7.2. Пример из деятельности ввс - история межконтинентальных боевых действий
- 7.3. Цели и ограничения системных исследований
- 7.4. Более широкие задачи: параллельные и отдаленные цели
- 7.5. Происхождение и изменение целей
- 7.6. Сдерживание: пример с межконтинентальными полетами
- 7.7. Ведение войны
- 7.8. Противодействие и содействие противника
- 7.9. Малая ценность взаимно неудовлетворительных стратегий
- 7.10. Неопределенность и определение диапазона достижимых целей
- 7.11. Проектирование систем в сравнении с анализом систем
- 8. Методы и процедуры
- 8.1. Введение
- 8.2. Инженерное искусство
- 8.3. Методологические вопросы анализа систем
- Часть 3 специальные вопросы
- 9. Фактор техники
- 9.1. Введение
- 9.2. Технические характеристики
- 9.3. Параметры уровня развития техники
- 9.4. Законы масштабности
- 9.5. Оптимум и ограничения
- 9.6. Фактор надежности
- 10. Предположения о поведении противника
- 10.1. Введение
- 10.2. Пример проблемы выбора системы оружия из нескольких ее вариантов
- 10.3 - Выгодность четырех возможных результатов
- 10.3. Более широкое истолкование. Всесторонняя стратегия
- 10.4. Заключение
- 11. Методы теории игр и их применение
- 11.1. Использование военных игр
- 11.2. Методика военных игр
- 11.3. Этапы проведения военной игры
- 12. Стратегия разработок
- 12.1. Насколько велика неопределенность?
- 12,2. Что следует сделать для уменьшения неопределенности?
- 12.3. Каковы затраты на уменьшение неопределенности?
- 12.4. Какова степень уменьшения неопределенности продолжения разработки?
- 13. Математика и анализ систем
- 13.1. Линейное программирование
- 13.2. Метод Монте-Карло
- 13.3. Теория игр
- 13.4. Электронно-вычислительные машины
- 13.5. Роль математики
- 14. Применение электронно-вычислительных машин
- 14.1. Преимущества вычислительных машин
- 14.2. Недостатки вычислительных машин
- 14.3. Программирование модели
- 14.4. Постановка задачи
- 14.5. Несогласованность языков программирования
- 14.6. Заключение
- 15.1. Введение
- 15.2. Анализ стоимости отдельных систем
- 15.3. Анализ стоимости структуры вида сил
- 15.4. Анализ чувствительности модели стоимости
- 15.5. Представление результатов анализа
- 15.6. Заключение
- 16. Опасности анализа систем
- 16.1. Постановка задачи
- 16.2. Поиск
- 16.3. Толкование
- 16.4. Рекомендация
- 17. Повторение пройденного
- 17.1. Правила
- 17.2. Вопросы
- 17.3. Ретроспективный взгляд
- Введение в проблему создания лунной базы
- А.1. Базы на Луне - доводы за и против
- А.2. Некоторые элементы ракетной техники
- А.3. Варианты систем
- А.4. Модель системы прямого полета
- Сравнение ракетных систем
- Б.1. Введение
- Б.2. Пример
- Б.З. Сравнение ракет
- В.4. Заключение