logo
АСУ ТП / ИДЗ №1 / Анализ сложных систем

3.18. Заключение

Этот анализ, первоначально задуманный как упражнение по службе тыла, в конечном итоге стал анализом американской политики устрашения19. После одобрения специальной группой штаба ВВС и штабом ВВС основные рекомендации, содержащиеся в первой части этого анализа, о снижении уязвимости стратегической авиации США путем резкого сокращения функций, выполняемых на базах за пределами метрополии, и тем самым времени, в течение которого авиация находится на этих базах, стали в скором времени политикой ВВС США. Это было только началом работы, так как помимо работ по строительству укрытий и укреплению баз анализ побудил заняться исследованиями в области систем обнаружения и оповещения о взрывах атомных бомб, объявления воздушной тревоги, а также созданием самолетов с большой продолжительностью полета.

Значительным шагом в развитии подхода РЭНД к проблемам было то, что этот анализ не казался таким «аналитическим», какими были наши предыдущие анализы систем. При проведении этого анализа не применялось никаких усложненных математических моделей, характеризуемых астрономически большим количеством вычислений на машинах, и никакой современной методики исследований операций, такой, как линейное программирование. Фактически не предпринималось никаких попыток определить четкий оптимум. Целью анализа, скорее,было нахождение нечувствительности, т. е. поиски системы, которая хорошо бы работала во многих широко отличающихся друг от друга ситуациях и даже функционировала бы достаточно удовлетворительно при серьезной катастрофе. Наши попытки убедить ВВС в том, что рекомендации, полученные в результате исследования, необходимо осуществить, сделали ясным одно обстоятельство: при анализе с целью подготовки политических решений выявление подлежащих учету факторов и оценка непредвиденных обстоятельств, влияющих на проблему, важнее совершенных аналитических методов20. Хорошая новая идея, техническая, оперативная или иная, имеющаяся у нас, стоит тысячи тщательно выработанных оценок.

Насколько мне известно, это было первым исследованием, в котором в качестве важнейшей проблемы был поднят вопрос об уязвимости стратегической авиации США, самой мощной авиации в мире, и было указано на то, что она может подвергнуться уничтожению в результате внезапного удара противника. Исследователи рассмотрели много средств и способов, которые позволили бы противостоять этой угрозе, а последующие обсуждения дали рекомендации ВВС США в отношении других мер21. В результате были одобрены необходимые меры для защиты стратегической авиации США от объединенной угрозы со стороны самолетов и баллистических ракет и была пересмотрена роль активных средств ПВО22.

Сегодня критики полагают, что итоги проведенного анализа должны были быть очевидными до его проведения и что не требовалось никакого тщательного анализа. Они утверждают, что нелепо не принимать все разумные меры для защиты своих наступательных сил, особенно когда предполагается, что противник нанесет первый удар, и что также нелепо перевозить ракетное топливо по воздуху во время боевых действий, когда его при небольших затратах можно перевезти по морю в мирное время и хранить там, где оно, вероятно, понадобится. Тем не менее эти «нелепости» не были очевидными в то время и стали очевидными через ряд лет после проведения нашего анализа23.

Часть вторая