11.2. Методика военных игр
Военные игры связаны с созданием гипотетической ситуации, в которой две стороны с противоположными интересами и целями взаимодействуют в системе более или менее определенных правил. В этих общих рамках мы можем рассмотреть ряд различных методов, некоторые из которых, возможно, подчеркивают один аспект военной игры, другие - иные аспекты. Мы можем рассматривать различные методы согласно следующим разделам:
математические игры;
.машинные игры;
управленческие игры;
игры, требующие посредничества человека.
К математическим относятся игры, поддающиеся анализу с помощью теории игр. В этих играх каждый ход, возможный для одной стороны, соотносится на матрице с ходом, возможным для другой стороны, и предполагаемый результат для каждого сочетания точно определяется. Задача математики заключается в том, чтобы вывести правильный ход действия или стратегию, которую должен применять каждый игрок. В некоторых случаях решения указывают одну лучшую стратегию, которую должен выбирать каждый игрок. Однако в других случаях каждому игроку приходится выбирать одну из нескольких стратегий в соответствии с вычисленной вероятностью. При этом методе правила являются абсолютно определенными и никакого посредничества не требуется. До сих пор метод был подходящим только для ограниченного количества случаев, связанных с боевыми действиями, таких, например, как некоторые типы одиночного перехвата бомбардировщика истребителем.
К другому типу математических игр относится такая игра, в которой каждой стороне предоставляется возможность сделать ряд выборов при распределении сил. Примером такого типа является проблема распределения, при решении которой каждая сторона может предназначать свои самолеты для выполнения любой из трех задач: ПВО, удары по наземным целям, непосредственная поддержка войск. Проблема, подлежащая анализу, заключается в том, чтобы сделать правильный вывод по распределению сил для каждой стороны на всю кампанию. В этой ситуации, как и в предыдущем случае, условия должны быть оговорены очень точно и возможности выбора ограниченны и определенны.
Следующими являются игры, связанные с использованием вычислительных машин. Примером этого типа является игра, отражающая воздушное сражение, в которой прослеживается история каждой отдельной атаки и ее результат. Правила игры для каждой атаки должны быть определены заблаговременно, и машина, использующая метод Монте-Карло, проигрывает огромное количество атак. Анализ может указать степень критичности для результата боя некоторых факторов, которые были включены для анализа.
Существуют разнообразные машинные методы, позволяющие включать в игру одного или двух человек-игроков, принимающих на месте решения о необходимости проведения атак и об использовании сил, вместо того чтобы эти атаки и силы были определены заранее. В этом случае машина проводит вычисления, основываясь на суждениях игроков.
К третьей категории относятся управленческие игры. Эти игры имеют обычно четкие правила и отличаются от машинных игр тем, что количество возможных действий и их последствий в течение некоторого периода времени становится таким большим и их взаимодействие столь сложным, что превосходит реальные возможности машин. В каком-то смысле эти игры похожи на очень большие шахматные партии. Игры этого типа использовались для изучения стратегических кампаний ВВС, планирования войны и закупок вооружения и военной техники.
И наконец, есть игры, в которых человек участвует как игрок и как посредник; этот тип игр отличается большим разнообразием. Возможны такие игры, когда одна сторона играет против посредника, являющегося непререкаемым авторитетом по результатам каждого хода. В этих играх подобные правила могут применяться и могут не применяться.
Исходя из этого, мы получаем двусторонние или многосторонние военные игры, сочетаний и типов которых существует множество, включая игры, связанные с участием большого количества игроков и многих посредников. Эти игры используются при решении проблем, касающихся национальных и международных факторов.
Так как наиболее широко используются игры, связанные с посредничеством человека, его суждениями и принятием решений, то большая часть последующих замечаний будет относиться именно к этому типу игр.
- Анализ сложных систем
- Предисловие
- Выражение признательности
- 1. Введение
- 2. Анализ и принятие решений в военно-воздушных силах
- 2.1. Использование анализа при подготовке решений по структуре сил и разработке вооружения
- 2.2. Увеличение количества переменных величин
- 2.3. Подробное рассмотрение неопределенностей
- 2.4. Противник
- 2.5. Учет фактора времени
- 2.6. Расширение критериев
- 2.7. Заключение
- 3. Выбор и использование стратегических авиационных баз
- 3.1. Введение
- 3.2. Постановка задачи
- 3.3. Исходные положения
- 3.4. Альтернативы
- 3.5. Решающие факторы
- 3.6. План проведения анализа
- 3.7. Расстояние от базы до цели. Издержки, связанные с увеличением радиуса полета
- 3.8. Расстояние от базы до пунктов входа в зону обороны противника. Стоимость преодоления обороны
- 3.9. Расстояние от базы до континентальной части сша. Издержки на проведение операций за пределами сша
- 3.10 Влияние расстояния от базы до границы противника на издержки, связанные с уязвимостью базы
- 3,12 Неопределенность в оценке возможностей противника
- 3.14. Кампании при постоянной величине расходов
- 3.15. Гибкость системы и время кампании
- 3.16. Операции с заокеанских баз после проведения кампании против авиации противника
- 3.17. Ограничения эффективности систем и их гибкость
- 3.18. Заключение
- Элементы и методы
- 4. Зачем и каким образом создается модель
- 4.1. Выявление релевантных факторов
- 4.2. Выбор факторов, описываемых количественно
- 4.3. Объединение в группы описываемых количественно факторов
- 4.4. Установление количественных соотношений между элементами
- 4.5. Создание модели и реальный мир
- 4.6. Суждения человека
- 4.7. Модель, использующая вычислительную машину
- 4.8. Заключение
- 5. Критерии
- 5.1. Неизбежность приближенных критериев
- 5.2. Субоптимизация и критерии
- 5.3. Некоторые распространенные ошибки при выборе критериев
- 5.4. Что можно сделать?
- 6. Значение затрат39
- 6.1. Заданный объем ресурсов при единственной цели
- 6.2. Заданный объем ресурсов при нескольких целях
- 6.3. Переменный объем затрат ресурсов
- 6.4. Некоторые частные аспекты проблемы
- 7. Анализ и построение конфликтных систем44
- 7.1. Анализ систем в сравнении с моделями и проблемы, побуждающие к анализу
- 7.2. Пример из деятельности ввс - история межконтинентальных боевых действий
- 7.3. Цели и ограничения системных исследований
- 7.4. Более широкие задачи: параллельные и отдаленные цели
- 7.5. Происхождение и изменение целей
- 7.6. Сдерживание: пример с межконтинентальными полетами
- 7.7. Ведение войны
- 7.8. Противодействие и содействие противника
- 7.9. Малая ценность взаимно неудовлетворительных стратегий
- 7.10. Неопределенность и определение диапазона достижимых целей
- 7.11. Проектирование систем в сравнении с анализом систем
- 8. Методы и процедуры
- 8.1. Введение
- 8.2. Инженерное искусство
- 8.3. Методологические вопросы анализа систем
- Часть 3 специальные вопросы
- 9. Фактор техники
- 9.1. Введение
- 9.2. Технические характеристики
- 9.3. Параметры уровня развития техники
- 9.4. Законы масштабности
- 9.5. Оптимум и ограничения
- 9.6. Фактор надежности
- 10. Предположения о поведении противника
- 10.1. Введение
- 10.2. Пример проблемы выбора системы оружия из нескольких ее вариантов
- 10.3 - Выгодность четырех возможных результатов
- 10.3. Более широкое истолкование. Всесторонняя стратегия
- 10.4. Заключение
- 11. Методы теории игр и их применение
- 11.1. Использование военных игр
- 11.2. Методика военных игр
- 11.3. Этапы проведения военной игры
- 12. Стратегия разработок
- 12.1. Насколько велика неопределенность?
- 12,2. Что следует сделать для уменьшения неопределенности?
- 12.3. Каковы затраты на уменьшение неопределенности?
- 12.4. Какова степень уменьшения неопределенности продолжения разработки?
- 13. Математика и анализ систем
- 13.1. Линейное программирование
- 13.2. Метод Монте-Карло
- 13.3. Теория игр
- 13.4. Электронно-вычислительные машины
- 13.5. Роль математики
- 14. Применение электронно-вычислительных машин
- 14.1. Преимущества вычислительных машин
- 14.2. Недостатки вычислительных машин
- 14.3. Программирование модели
- 14.4. Постановка задачи
- 14.5. Несогласованность языков программирования
- 14.6. Заключение
- 15.1. Введение
- 15.2. Анализ стоимости отдельных систем
- 15.3. Анализ стоимости структуры вида сил
- 15.4. Анализ чувствительности модели стоимости
- 15.5. Представление результатов анализа
- 15.6. Заключение
- 16. Опасности анализа систем
- 16.1. Постановка задачи
- 16.2. Поиск
- 16.3. Толкование
- 16.4. Рекомендация
- 17. Повторение пройденного
- 17.1. Правила
- 17.2. Вопросы
- 17.3. Ретроспективный взгляд
- Введение в проблему создания лунной базы
- А.1. Базы на Луне - доводы за и против
- А.2. Некоторые элементы ракетной техники
- А.3. Варианты систем
- А.4. Модель системы прямого полета
- Сравнение ракетных систем
- Б.1. Введение
- Б.2. Пример
- Б.З. Сравнение ракет
- В.4. Заключение