logo search
Лекции по дисциплине ИКТ

26.1. Пути развития и эффективность внедрения новых информационных технологий в туризме

Эффективность работы туристской фирмы на рынке туристских услуг определяется различными факторами:

технологией формирования, продвижения и реализации туристского продукта;

квалификацией кадров;

организационной структурой управления;

конъюнктурой рынка;

внедрением новых информационных технологий и др.

Остановимся более подробно на факторе внедрения новых информационных технологий.

Технический прогресс в области информационных технологий прочно завоевывает свои позиции в туристской индустрии. Значительно упрощается процедура формирования туристского продукта с использованием международных систем бронирования, системы Интернет, систем электронных каталогов туристских путешествий по странам, электронных баз данных по нормативно-правовым актам в туризме, автоматизированных систем взаиморасчетов и т. д.

За рубежом такие системы являются нормой технологического процесса формирования тура, его продвижения на рынке и реализации.

В настоящее время сформировались следующие направления развития информационных технологий в туризме:

локальная автоматизация туристского офиса;

внедрение прикладных программ автоматизации формирования, продвижения и реализации туристского продукта;

использование систем управления базами данных;

использование локальных компьютерных сетей;

внедрение телекоммуникационных систем резервирования мест в отелях и бронирования билетов;

внедрение мультимедийных маркетинговых систем;

использование глобальной сети Интернет.

Структура информационных технологий в туризме представлена на рис. 26.1.

Рис. 26.1. Структура информационных технологий в туризме

Разработка и внедрение новых достижений научно-технического прогресса в области информационных технологий в туризме реализуются с учетом следующих основных принципов.

  1. Наиболее современные разработки выполнены (или проектируются) в режиме реального времени on line по принципу безбумажного офиса.

  2. Основной идеологией систем является замкнутый технологический цикл: клиент - турагент - туроператор - услуга - анализ.

  3. Разработчики отказались от создания дорогих универсальных автоматизированных систем, и пошли по пути внедрения локальных агрегатированных офисных технологий для тур операторов, турагентов, перевозчиков, маркетинга и др.

  4. На рынке информационных технологий предлагаемые офисные программы разрабатываются как для широкого потребителя, так и по заказу конкретной фирмы - специальные системы.

  5. Многие предлагаемые системы являются совместимыми между собой и выполнены в виде автоматизации конкретного рабочего места, или локальных внутриофисных сетей (до 50 рабочих мест) с выходом в глобальную сеть Интернет.

  6. Отмечается повсеместное использование новых интерактивных возможностей лазерных мультимедийных технологий на CD-ROM.

  7. Все предлагаемые технологии для автоматизации туристского офиса обеспечены сервисным сопровождением, включая обновление, консалтинг, обучение персонала, гарантийное обслуживание и др.

  8. Отмечается интенсивное обновление программных продуктов для работы в среде Windows.

  9. Локальные прикладные программы и локальные системы бронирования и резервирования объединяются в национальные и интегри­руются в международные сети.

  10. Наиболее быстрыми темпами идет внедрение глобальной сети Интернет в систему формирования, продвижения и реализации туристского продукта.

  11. Потребность в новых офисных информационных технологиях на туристском рынке удовлетворяется в основном отечественными фирмами-разработчиками.

Естественно, это не исчерпывающий перечень наметившихся путей и принципов разработки и внедрения новых информационных технологий в туризме.

В настоящее время практически использованы все факторы снижения себестоимости туристского продукта, за исключением автоматизации туристского офиса. Здесь есть еще одна сторона данной проблемы: с развитием систем информационных технологий, систем бронирования и резервирования, глобальной сети Интернет, а также с учетом высоких темпов компьютеризации и возможности взаиморасчетов по кредитным картам появляется реальная опасность невостребованности турагентств, как посредников между клиентом и поставщиком туристских услуг. В этих условиях клиент (турист) имеет возможность через свой домашний компьютер самостоятельно (без турагентств) выбрать требуемые туристские услуги, сформировать их в пакет, забронировать средства передвижения и размещения, оплатить данные услуги по кредитной карте или иным способом.

С учетом появления большого числа отечественных и зарубежных туристских серверов и сравнительно невысоких цен за пользование сетью Интернет турист сам имеет возможность выбрать более дешевые услуги в условиях огромного числа предложений на туристском рынке.

Мировой опыт свидетельствует, что для любой туристской фирмы фактором, определяющим успех ее деятельности на туристском рынке, является время обслуживания клиентов. Выигрывает тот, кто в состоянии предоставить клиенту весь комплекс услуг в режиме online (то есть в режиме реального времени). Возможность ведения бизнеса в подобном режиме напрямую связана с тем, каким образом организован обмен информацией между турагентом и туроператорами, у которых приобретаются услуги для клиентов.

Бронирование (резервирование) агентом услуг у туроператора является центральным в общей технологии обслуживания клиента. Ведь от того, сумеет ли туроператор подтвердить заявку агента в присутствии клиента, зависит все дальнейшее отношение клиента к агенту и услугам, которые он оказывает.

К сожалению, следует признать, что на практике on-line обмен информацией между агентом и оператором встречается крайне редко.

Необходимым условием перехода партнеров на режим взаимодействия on-line является наличие у них обоих некоторого программного обеспечения; более того, конкретный способ работы определяется тем, какое именно программное обеспечение у них установлено.

Будущее за прикладными системами автоматизации туристского офиса, которые смогут обеспечить независимость работы, высокую степень защиты информации, on-line обмен информацией с различными участниками туристского рынка, интеграцию в системы бронирования и резервирования, а также в глобальную компьютерную сеть Интернет.