3.6. Структура, функции и этапы развития систем
Особенности, черты, свойства целостных систем во многом определяются их внутренним строением и композицией. В их структуре скрыта тайна процесса интеграции элементов, образования на основе взаимодействия, казалось бы, разнородных явлений, не имеющих друг с другом ничего общего, новой качественной определенности. Химическая реакция железа с углеродом, взятых в определенной пропорции, приводит к образованию чугуна. Автомобиль, как целостное образование, составлен из таких разноименных частей, как мотор, кузов, колеса, сидения и т.д.
Структура объекта образует содержательную и сущностную стороны, композицию системы. Важно определиться с тем, что понимается под понятием «структура». В настоящее время существует два основных направления в подходах к нему: морфологический и функциональный. Первый сводится к тому, что подструктурой понимают простой набор компонентов, из которых состоит система. Тем самым лишь фиксируется факт деления целостного образования на различные составляющие. Такой подход предоставляет возможность исследовать конкретные компоненты системы. Но из поля зрения выпадают связи и отношения между ними, что для познания интегративных свойств объекта имеет основополагающее значение. Функциональный подход значительно продуктивнее и репрезентативнее. Он подходит к рассмотрению структуры не только с точки зрения составляющих ее компонентов, но и рассматривает взаимодействие между составляющими, ведущими к образованию целого.
Внутреннее строение системы описывается через ее компоненты. Они представлены структурными единицами в виде подсистем, частей и элементов. Подсистемы - это наиболее крупные и основополагающие компоненты целостного образования. Они составляют его костяк, остов. Для железнодорожного состава ими являются паровоз (электровоз, тепловоз) и вагоны. Подсистемы образованы из частей, которые ее образуют. Паровоз состоит из локомотива, паросиловой установки, колес и т.д. Прицепленные к нему вагоны могут быть пассажирскими и грузовыми, самоходными и несамоходными и т.д. Структурно части подразделяются на элементы. Они означают предел дробления системы на компоненты. Элементы выступают в роли не расчленяемого носителя для данного качества. Здесь не имеется в виду, что они не могут быть описаны составляющими еще более низкого уровня. Элементы являются конечным пунктом структурного анализа потому, что дальнейшее расщепление объекта становится бессмысленным, ибо оно не ведет к выделению компонентов, активно влияющих на образование целостных свойств объекта.
Следовательно, структура определяет внутреннее строение системы, количественный набор и состав явлений, придающих ей строго определенные качества. Ее движение идет от наиболее крупных образований к более мелким, от компонентов наивысшего уровня к компонентам низшего уровня значимости. Для каждого системного объекта существует своя структура, отличная от других, которая придает ему собственную неповторимость, уникальность и своеобразие.
Наряду с внутренним строением, структура предполагает и наличие строго определенных связей и отношений между всеми ее компонентами. Именно в этих связях и отношениях и происходит становление, развитие и функционирование системы. Любые изменения в этих связях (порядке взаимодействия частей и элементов или интенсивности их протекания) свидетельствуют о преобразованиях в данной системе или характеризуют уже иную целостность. Поэтому для нормального функционирования и развития систем большое значение имеет устойчивость структуры. Ее разрушение приводит к распаду объекта, переходу его в качественно другое состояние. Чем больше сила сопротивляемости внутренних связей и отношений системы к внешним возмущениям, тем она устойчивее, стабильнее, успешнее продвигается к своему равновесному состоянию.
Хотя структура каждой системы единична, все они имеют много общего, характеризующего сущностные стороны внутреннего строения и взаимодействия компонентов. Поэтому вполне оправдано говорить о законах структуры не только для каких-либо отдельных целостных образований или их классов, родов, видов, но и тех из них, которые носят всеобщий характер. Эти законы универсальны. Их действию подчиняется структура любой системы. Они отражают не единичные или особые сущностные свойства внутреннего строения и связей элементов, а общие, присущие всем целостным объектам. Причем они имеют устойчивый и повторяющийся характер.
Все системы по своему внутреннему устройству подчинены закону субординации. Он показывает на иерархичность, главенство, как определенных компонентов структуры, так и связей и отношений между ними. Не секрет, что определяющую роль в автомобиле играет мотор. Его отсутствие или неисправность не позволяют говорить о нем как о системе, выполняющей заданную функцию. Среди связей можно выделить связи между мотором и колесами. Если первый не придает им необходимого вращения, то автомобиль теряет свое основное качество как средство передвижения. В структурных отношениях можно выделить отношения между владельцем автомобиля или водителем и самим автомобилем. Качественное состояние последнего во многом зависит от того, насколько бережно к нему относится владелец, следит за исправностью и наличием всех его компонентов, ремонтирует и меняет износившиеся части и элементы.
Сущность закона субординации сводится к установлению порядка в связях и отношениях компонентов, последовательности их взаимодействия, передачи информации и обмена энергией. Он характеризует вертикальные связи системы и определяет зависимости между более главными и менее главными ее компонентами. В социальных системах он проявляется в отношениях между начальниками и подчиненными, политической элитой и основной массой населения, отражая складывающийся между ними комплекс зависимостей.
Законом структуры систем является и закон координации связей и отношений всех компонентов целостного объекта. Его основное предназначение состоит в согласовании и приведении в соответствие действия всех связей и отношений, имеющих место в системе. Отображая взаимодействия составных частей объекта в пространстве, он характеризует его в горизонтальной плоскости. Движение поезда может соответствовать расписанию только тогда, когда скоординированы скорость и направление движения. В природных и технических системах согласование происходит объективно, естественным путем или посредством заданных технических параметров. В социальных системах дело обстоит значительно сложнее. Координация в них осуществляется людьми в соответствии с их целями. Она связана с активностью человеческого фактора, действующими в обществе противоречиями, возможными случайностями и непредвиденными обстоятельствами. Поэтому действие этого закона в социальной сфере гораздо многограннее и богаче.
Горизонтальные и вертикальные структуры соподчинены друг с другом. Вертикальные как бы задают то, что должны делать горизонтальные. Они являются причиной, подталкивающей к действию пространственные связи. Но одновременно горизонтальные структуры определяют реализацию вертикально заданных параметров. Приказ или распоряжение вышестоящего начальника выполняется через всю горизонталь подчиненных ему людей. Но качество его реализации всецело определяется порядком, который царит среди исполнителей. В своем единстве действие горизонтальных и вертикальных структур во многом обеспечивает меру упорядоченности системы.
К закону координации близко примыкает закон совместимости компонентов системы. Его смысл состоит в согласованности и взаимодополняемости функционирования разнородных и разнопорядковых структур. Благодаря ему обеспечивается стабильность функционирования всей системы. Общество будет стабильным, если все социальные слои и группы согласуют свои действия и связаны между собой прочными отношениями партнерства. Совместимость элементов целостного образования проявляет себя двояким образом, С одной стороны, она означает совместимость частей между собой, а с другой совместимость структур с целым, Любое ее нарушение приводит к сбоям функционирования системы или ее гибели.
Важным законом структуры является закон специализации компонентов системы. Каждая ее подсистема, часть, элемент выполняет строго определенные функции и операции. Действие одного из компонентов затрагивает другой компонент. Единичный элемент в этом случае выступает как относительно самостоятельный, но в то же время являющийся причиной движения всей цепочки связей и отношений, имеющихся в системе. Изъятие из системы любого из них приводит к нарушению функционирования всей цепочки и вызывает глубокие изменения в качественных характеристиках объекта.
И, наконец, в качестве последнего закона структуры может быть назван закон строго определенной пространственно-временной расположенности компонентов системы. Суть этого закона заключается в том, что все части целого расположены в заданном для них порядке и последовательности в конкретные временные промежутки. Этим обеспечивается пространственно- временная локализация систем. Так, в зависимости от расположения атомов в кристаллической решетке могут образовываться молекулы различных веществ. При выходе за пределы собственных пространственно-временных параметров система может существенным образом видоизменяться или преобразовываться.
Таким образом, структура системы определяет всю ее организацию.
Все системы выполняют определенные функции. Понятие «функция» употребляется в различных значениях. Оно может обозначать способность к деятельности и саму деятельность, роль, свойство, значение и т.д.
Функция системы – это проявление свойств, качеств системы во взаимодействии с другими системами, выражающими относительную устойчивость реакции системы на изменения ее внутреннего состояния и внешних связей.
Каждый компонент системы обладает собственными функциями, которые направлены на ее сохранение, развитие и совершенствование. Но функции целого не есть простая совокупность функций частей, ибо они отражают результат уже другого по своей сути объекта. Поэтому неправомерным является перенесение функций компонентов на всю систему. Функции, выполняемые электроном и ядром атома, не тождественны функциям самого атома. Точно так же в социальной сфере отдельно взятые функции политической, нравственной, правовой, эстетической культуры неравнозначны функциям культуры вообще.
Все системы подразделяются на многофункциональные и дисфункциональные. Последние встречаются редко и только в органическом мире. Подавляющее большинство систем многофункциональны. Самолет может выполнять функции: перевозки пассажиров и грузов, места проведения переговоров, орошения сельскохозяйственных угодий и другие. Даже такой простейший предмет, как чайник, может служить как средством нагревания воды, так и средством хранения различных жидкостей.
В то же время многофункциональность систем не означает равнозначности всех их функций. Одни из них являются основными, главными, другие - второстепенными, вспомогательными. Велосипед может выполнять самые разнообразные функции. Он может использоваться как средство обучения езде на нем, доставки небольших грузов, прогулочных и деловых поездок. Но его главная функция - это функция средства передвижения. В редких, единичных случаях предмет способен выполнять и несвойственные ему функции. Топор, предназначенный для рубки древесины, при определенных условиях может быть использован в качестве орудия защиты или нападения.
Бывают внешние и внутренние функции. Внешние показывают, какую роль выполняет данная система в отношении других, каково ее значение для них. Они фокусируют в себе результат объединенного взаимодействия всех частей целого. Через эти функции проявляются свойства, качества системы во взаимодействии с другими объектами. Они возникают как ответная реакция системы на внешние раздражители и возмутители. Но одновременно через их реализацию возникают и устанавливаются связи конкретной системы с окружающим миром. Политическая система выполняет многообразные функции в обществе, в том числе такие, как управление социальными процессами, политической социализации людей, сплочения населения и т.д. Но, реализуя эти функции, она проникает в экономическую, идеологическую, культурную, нравственную и другие системы общественной жизни.
Внутренние функции указывают на роль, выполняемую системой в отношении самой себя. Они обусловлены процессами, направленными на достижение естественных конечных результатов деятельности целостного объекта. Эти функции нацелены на поддержание системы в определенном состоянии, обеспечение заданного режима ее работы, защиты от внешних воздействий.
Системы не только обладают определенной структурой, имеют собственные функции и функциональные зависимости, но и постоянно изменяются, преобразуются во времени и пространстве. Процесс развития систем имеет свои источники и законы. Имея свои собственные особенности для каждой конкретной системы, он в то же время характеризуется многими общими чертами.
Развитие систем означает необратимое, направленное, закономерное изменение сложноорганизованных целостных объектов. Только наличие этих свойств выделяет развитие среди других процессов. Если процесс обратим, то он характеризует процесс функционирования системы, т.е. цикличное воспроизведение ее постоянных функций.
Известно, что источником развития системных объектов являются противоречия. Если они своевременно обнаруживаются и разрешаются, то система сохраняет свою целостность, выполняет возложенные на нее функции. Наоборот, когда противоречия не устраняются, а накапливаются внутри объекта или разрешаются не в пользу данной системы, то она начинает разрушаться.
Типы противоречий очень разнообразны. Рассмотрим только несколько из них, в наибольшей степени влияющих на объект.
1. Острые противоречия, которые отличаются интенсивным взаимодействием и противоборством взаимодействующих компонентов системы (или между системами). К ним может быть отнесено взаимодействие электронов и позитронов в атоме, хищников и травоядных животных в природе. Этот тип противоречий присущ явлениям, выполняющим в системе разноименные, противоположные функции, но которые в своем единстве и делают эту систему целостной.
2. Равновесные противоречия, в ходе которых противоборствующие силы уравновешены. В идеальном варианте это означает, что система, ее состояние, замораживается, возникающее противоречие не может быть разрешено в пользу одной из сил. Этим во многом объясняется стабильность систем. Однако обычно такое состояние не может длиться долго. Нередко равновесные противоречия перерастают в иные типы, придавая импульс движению внутренних сил системы, а ,следовательно, и ее развитию.
3. Скрытые (слабые) противоречия, разрешение которых осуществляется при сотрудничестве различных сил. В этом случае противодействие изменению системы слабо и малозаметно.
4. Непосредственные противоречия характеризуются отсутствием промежуточных звеньев между существующими противоположностями электрон-позитрон, богатый-бедный и т.д. В силу того, что здесь во взаимодействие вступают взаимоисключающие элементы (или системы), эти противоречия чаще всего являются острыми.
5. Опосредованные противоречия, отличительной чертой которых служит то, что противоположности вступают во взаимодействие друг с другом через промежуточные звенья. Кузнец воздействует на обрабатываемую поверхность металла через посредство молота. Враждующие государства обращаются за помощью в примирении к другим странам.
6. Асимметричные противоречия выделяются тем, что одни элементы системы имеют преобладающее воздействие на другие. Причем это преобладание обусловлено самой их природой. Сила воздействия государства на конкретного человека всегда превосходит воздействие этого человека на государство.
7. Симметричные противоречия отражают известный принцип: сила действия равна силе противодействия. Данное противоречие говорит о том, что ни одна из противоборствующих сил на этапе не способна одержать победу и придать нужную направленность развитию системы.
С проблемой разрешения противоречий тесно связан вопрос об управлении развитием систем. Оно основано на предвидении системных противоречий и соответственном изменении взаимодействующих сторон и их соотношений. Можно облегчить рождение нового, дифференцировав его и лишив источника старого существования. Но при этом нужно учитывать естественный ход развития систем. Новое должно вызреть в старом. Искусственное ускорение появления нового, без соответствующих условий, не всегда дает позитивный результат. Поэтому управление системными противоречиями требует конкретного и всестороннего анализа хода развития целостного объекта.
Развитие систем носит этапный характер. Каждый из этапов означает переход объекта из одного качественного состояния в другое. При этом принципиальным изменениям подвергаются структурные и функциональные связи и отношения компонентов. В рамках конкретного этапа действуют свои законы и закономерности, определяемые природой системы. Основными этапами развития систем являются этапы возникновения, становления, расцвета, стагнации и распада. Они отражают восходящую и нисходящую ветви развития. Этапы возникновения, становления и расцвета характеризуют процессы, происходящие в системе, от начала ее образования до точки наивысшего подъема. Они образуют восходящую ветвь развития. Этапы стагнации и распада отражают нисходящую ветвь, связанную с упадком и гибелью системы.
Важной чертой развития систем является преемственность. Она содержит в себе связь между различными этапами развития. Эта связь выражается в том, что всякое новое сохраняет в себе одновременно черты старого. Новое качественное состояние систем всегда оставляет в себе следы прошлого. Более того, всякое новое обязательно вмещает в себя то прежнее, что необходимо для настоящего существования.
- Министерство образования рф
- Введение
- Часть 1. Основные понятия информационных систем и информационных технологий
- 1. Информационный ресурс -основа информатизации экономической деятельности
- 2. Возникновение информационных технологий
- 3. Понятие систем и системного анализа
- 3.1. Основные понятия теории систем и системного анализа.
- 3.2. Свойства и признаки систем
- Другая система
- 3.3. Принципы системного подхода.
- 3.4. Системообразующие и системоразрушающие факторы
- 3.4.1. Системообразующие факторы
- 3.4.2. Системоразрушающие факторы
- 3.5. Система и внешняя среда
- 3.6. Структура, функции и этапы развития систем
- 3.7. Принципы системного подхода
- 3.8. Механизм процесса описания системных объектов
- 4.Информационные технологии и преобразование информации в данные.
- Технология
- 4.1. Концептуальный уровень информационной технологии
- 4.2. Логический уровень информационной технологии.
- 4.3 Физический уровень информационной технологии.
- 4.4 Процесс превращения информации в данные.
- 4.5 Информатика и информационная технология
- 5. Управление в системах
- 5.1. Управление как процесс целенаправленной переработки информации
- 5.2. Схема системы управления
- 5.3. Информационные модели
- 5.4 Роль и место человека и информационной технологии в автоматизированном управлении
- 5.5 Процесс принятия решения
- Вопросы для самопроверки
- Часть 2. Информационные экономические системы
- 6. Основные понятия и структура автоматизированных информационных технологий и систем в экономике
- 6.1. Классификация существующих информационных технологий и систем
- 6.2. Автоматизированные информационные технологии, их развитие и классификация
- 6.3. Проблемы использования информационных технологий
- 6.4. Виды информационных технологий
- 6.4.1. Информационная технология обработки данных
- База данных
- 6.4.2. Информационная технология управления
- 6.4.3. Автоматизация офиса
- 6.4.4. Информационная технология поддержки принятия решения
- 6.5. Этапы развития информационных систем
- 6.6. Основные понятия информационных систем
- 7. Методика создания автоматизированных информационных систем и технологий
- 7.1. Структура и состав информационной системы
- Информационные системы
- Техническая подготовка производства
- Промышленного предприятия
- Информационное обеспечение
- Рис 7.3. Структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем
- 7.2. Проектирование: стадии и этапы создания аис и аит
- 7.3. Особенности проектирования аит и аис
- 7.4. Содержание и методы ведения проектировочных работ
- 7.5. Роль пользователя в создании аис и аит и постановке задач
- 7.6. Технология постановки задачи
- 8. Типы, виды и оценка и области применения информационных систем
- 8.1. Классификация информационных систем по функциональному признаку
- 8.2. Виды автоматизированных информационных систем в организации
- 8.2.1. Информационная система оперативного уровня
- 8.2.2. Информационные системы специалистов
- 8.2.3. Информационные системы для менеджеров среднего звена
- 8.2.4. Стратегические информационные системы
- 8.2.5. Информационная система по отысканию рыночных ниш.
- 8.2.6. Информационные системы, ускоряющие потоки товаров.
- 8.2.7. Информационные системы по снижению издержек производства.
- 8.2.8. Информационные системы автоматизации технологии("менеджмент уступок").
- 8.3. Классификация информационных систем по характеру использования информации и сфере применения
- 8.3.1. Классификация по характеру использования информации
- 8.3.2. Классификация по сфере применения
- 8.4. Основные Типы автоматизированных информационных систем
- 9. Проблемы безопасности информации в информационных системах
- 9.1. Виды угроз безопасности эис
- 9.2. Методы и средства защиты информации в экономических информационных системах
- Методы средства
- 9.3. Основные виды защиты, используемые в аит банковской деятельности
- Часть 3. Интегрированные информационные технологии и системы формирования, обработки и представления данных в экономике
- 10. Автоматизированные информационные технологии в бухгалтерском учете
- 10.1. Назначение бухгалтерских систем в управлении предприятиями.
- 10.2. Бухгалтерские ис на крупных предприятиях.
- 10.3. Особенности функционирования буис на предприятиях малого и среднего бизнеса.
- 10.4. Основные характеристики бухгалтерских информационных систем
- 10.4.1. Основные характеристики аис 1с: предприятие
- 10.4.2. Основные характеристики аис бэст
- Первичный
- 10.4.2. Основные характеристики аис парус
- 11. Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности
- 11.1. Специфика организации банковского дела в россии
- 11.2. Проблемы создания автоматизированных банковских систем
- 11.3. Особенности информационного обеспечения автоматизиро-ванных банковских технологий
- 11.4. Технические решения банковских технологий
- 11.5. Программное обеспечение информационных технологий в банках
- 11.6. Функциональные задачи и модули банковских систем
- 11.7. Автоматизация межбанковских расчетов
- Основные характеристики аис разработки и оценки инвестиционных проектов
- 12.1. Производственный процесс и его обеспечение.
- 12.2. Бизнес-план как средство выражения идей развития фирмы
- 12.3. Стадии разработки бизнес-планов
- 12.4. Использование информационных систем для бизнес - планирования
- 12.5 Краткая характеристика пакета Project Expert
- 13. Общая характеристика аис управления проектами
- 13.1. Базовые функциональные возможности систем управления
- 13.2. Характеристики наиболее распространенных систем управления проектами
- 13.2.1. Microsoft Project
- 13.2.2.TimeLine6.5
- 13.2.3. Primavera Project Planner (p3)
- 13.2.4.SureTrak
- 13.2.5.ArtemisViews
- 13.2.6. Spider Project
- 13.2.7. Open Plan Welcom Software
- 14. Справочно-правовые информационные системы
- 14.1. Система "Консультант Плюс"
- 14.2. Система "Гарант"
- 14.3. Информационная система “Договор”
- 15. Экспертные системы.
- 15.1. Характеристика и назначение экспертных систем
- 15.2. Основные компоненты информационной технологии экспертных систем.
- Р инструкции и информация решение и объяснения знанияис. 15.1. Структура экспертной системы
- 16.Нейросетевые технологии в финансово - экономической деятельности
- 17. Автоматизированные информационные технологии формирования, обработки и представления данных в налоговой службе
- 17.1. Автоматизированная информационная система (аис) «Налог»
- 17.2. Характеристика функциональных задач, решаемых в органах налоговой службы.
- 17.3. Особенности информационного обеспечения аис налоговой службы
- 17.4. Особенности информационных технологий, используемых в органах налоговой службы
- 18. Автоматизированные информационные технологии в казначействе
- 18.1. Создание казначейских органов и перспективы их развития
- 18.2. Информационное обеспечение органов казначейства
- 18.3. Организация автоматизированной информационной технологии в органах казначейства
- 18.4. Терминальная архитектура автоматизированной информационной системы казначейства
- 18.5. Архитектура «клиент - сервер» автоматизированной информационной технологии казначейства
- 18.6. Организация коммуникационной системы органов казначейства
- 19. Пластиковые карточки в россии
- 19.1. Что такое пластиковая карточка
- 19.2. Микропроцессорные карточки
- 20. Автоматизация в торговле
- 20.1. Автоматизация учета в торговле
- 20.2. Штрихкоды как средство автоматизации торговых расчетов
- 20.3. Безналичные расчеты с покупателем
- 21. Управленческие автоматизированные информационные системы
- 21.1. Концепция интегрированной управленческой аис
- 21.2. Основные требования к интегрированной аис.
- 22. Системы управления электронным документооборотом
- 23. Автоматизация работы с персоналом
- 24. Корпоративные информационные системы: технологии и решения
- 24.1. Введение
- 24.2. Структура корпоративной информационной системы
- 24.3. Заключение
- 25. Электронные каналы маркетинга и дистрибуции
- 26. Информационные технологии в туризме
- 26.1. Пути развития и эффективность внедрения новых информационных технологий в туризме
- 26.2. Классификация специалистов и классы задач, решаемых в туристском офисе
- 26.3. Прикладные программы по формированию, продвижению и реализации туристского продукта
- 26.3.1. Анализ рынка прикладных программ автоматизации туристского офиса
- 26.3.2. Программа Само-Тур
- 26.3.3. Программа ТурбоТур
- 26.3.4. Пакет прикладных программ Туристский офис
- 6. Финансовый модуль:
- 26.3.5. Система интеграции сети розничной продажи туристских услугTravelnet-2000
- 26.3.6. Программа автоматизации работы в турофисе «TurWin»
- 26.3.7. Программа "TourPilot
- 26.3.8. Программа "Business Tour"
- 26.4. Автоматизированные системы бронирования и резервирования в туризме
- 26.4.1. Отечественные системы резервирования
- 26.4.2. Зарубежные системы бронирования и резервирования
- Система Амадеус (Amadeus Global Travel Distribution, www.Global.Amadeus.Net)
- 26.5. Отечественные системы бронирования мест размещения
- 26.5.1. Система Ключ
- 26.5.2. Система Туринтел (www.Tourintel.Ru)
- 26.5.3. Система Тур Резерв (www.Tours.Ru)
- 26.6. Комплексная автоматизация гостиниц
- 26.6.1. Гостиничная асу (pms) "Эдельвейс" - ядро комплекса.
- 26.6.2. Работа с другими программами и системами
- 25.6.3. Программы автоматизации объектов питания и развлекательных комплексов
- 26.7. Бэст-про (приложение "администратор гостиницы")
- 26.8. Использование глобальной компьютерной сети Internet в практике туристского бизнеса
- 26.8.1. ВозможностиInternetв формировании, продвижении и реализации туристского продукта
- 26.8.2. Участие в международных туристских выставках и ярмарках в сетиInternet
- 26.8.3. Электронная система бронирования и резервирования туристских услуг вInternet
- 26.8.5. Другие возможности использованияInternetдля туризма