logo
Лекции по дисциплине ИКТ

Введение

Мы находимся в начале нового тысячелетия, и нынешним студентам выпала честь работать в новом веке. Развитие производства невозможно без информации, которая последние десятилетия уходящего века была окончательно признана ресурсом развития человеческого общества. Впечатляющие успехи в этот же период достигнуты человечеством в информационных технологиях. Это компьютеры и компьютерные системы, локальные и глобальные сети, всемирная сеть Internet, мультимедийные технологии и т.д.

По мере развития научно-технического прогресса усложняются технологии производства продукции и выпускаемые изделия, расширяется ассортимент, возрастает наукоемкость продукции, повышается жизненный уровень населения, его потребности. Это приводит к усложнению взаимоотношений человека и природы, истощению ресурсов Земли, к экологическим проблемам.

В результате усложняются процессы управления экономикой, возникает необходимость управления самим научно-техническим прогрессом.

Информатика проникла во все сферы деятельности человека. Сейчас трудно представить рабочее место экономиста предприятия, банкира, менеджера без персонального компьютера, но возможности этого универсального инструмента должны быть использованы специалистом в полной мере. Не случайно уже сейчас одним из требований при приеме экономиста на работу является умение работать на компьютере и знание профессиональных информационных систем. Компьютер становится основным инструментом экономиста любой специализации: финансиста, бухгалтера, плановика, аналитика, менеджера и т.д. Изучение автоматизированных информационных технологий и систем вооружает специалиста знаниями по эффективному использованию компьютера в управлении экономическими процессами. Современные информационные технологии и системы позволяют оперативно и оптимальным образом управлять предприятием.

Важнейшим фактором повышения эффективности производства в любой отрасли экономики является улучшение управления.

Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического прогресса, дальнейшего развития информатики, занимающейся изучением законов, методов и способов накапливания, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ и других технических средств. Методы и средства информатики реализуются в виде автоматизированных информационных технологий (АИТ) или информационных систем (ИС).

В мире наступил такой период, когда производственный потенциал и научный уровень общества определяется суммарной мощностью ЭВМ и технологическим совершенством переработки с их помощью информации.

Вооружить человека принципиально новыми орудиями производства и технологиями, усиливающими его возможности по обработке информации - важнейшая технико-экономическая задача, которая требует ускоренного развития индустрии информатики. При этом возникают новые, еще не устоявшиеся в научной литературе понятия: «информационная экономика», «информационные ресурсы» и т. д.

Национальные «информационные ресурсы» - это новая экономическая категория. Информация становится таким же ресурсом, как материал и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: Кто им владеет? Кто в нем заинтересован? Насколько он доступен? Возможно ли его коммерческое использование?

В течение всей предшествующей XX веку истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводственных затрат. В конце XX века впервые в истории человечества основным предметом труда в общественном производстве промышленно развитых стран становится информация. Возникли тенденции неуклонного перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу, что является сейчас наиболее заметным симптомом, который получил название «информационный кризис».

В настоящее время можно указать на два различных фактора, убедительно свидетельствующих о начале перехода промышленно развитых стран на качественно новый этап технологического развития, который принято называть веком информации и новых информационных технологий:

1) время удвоения объема накопленных научных знаний составляет 2-3 года (в 1900 - 50 лет, 1950 -10 лет, 1970 - 5 лет);

2) материальные затраты на хранение, передачу и переработку информации превышают аналогичные расходы на энергетику.

По данным ЮНЕСКО, в настоящее время уже более половины всего занятого населения наиболее индустриально развитых стран принимают участие в процессе производства и распространения информации.

Как известно, большая часть усилий людей, занятых в информационном секторе, имеет своей целью управление людьми и машинами в ходе трудового процесса, однако усложнение трудового процесса вызывает трудности управления при обработке информации вручную.

Какими инструментами была вооружена до последнего времени основная часть людей, занятых в информационной сфере? - Телефоны, пишущая машинка, ЭВМ - вот и все. Поэтому количество людей в информационной сфере увеличивалось, а это снижало производительность труда в целом по стране.

Развитие общества характеризуется также возрастанием роли информации в процессе управления. В частности академик В.М. Глушков ввел понятие «информационных барьеров». Первый информационный барьер был достигнут в тот период, когда экономические связи полностью замыкались в рамках ограниченных коллективов (род, семья, племя), и сложность управления этим коллективом стала превосходить способности одного человека, определяемые пропускной способностью человека как системы управления (2-4 бит/с). Он был преодолен путем отделения функций системы управления (СУ) от функций объекта управления (ОУ) и перехода к иерархическому принципу управления. В соответствии с этим принципом СУ включает лицо, принимающее решение (ЛПР), и группу подчиненных управленцев - должностных лиц, отвечающих за отдельные функции ОУ. Это произошло многие тысячелетия тому назад и вызвало соответствующие изменения в технологии управления, которые состояла в изобретении двух механизмов управления экономикой: первый механизм - создание иерархических систем управления (при котором руководитель заводит себе помощников, а те, в свою очередь, распределяют функции между своими подчиненными); второй механизм - введение правил взаимоотношения между людьми и социальными коллективами: предприятиями, регионами, государствами и т.д. (эти функции первоначально выполняла религия, а в последующем - законодательная система). Одним из наиболее действенных способов реализации этого механизма являются экономические регуляторы, основанные на введении рыночных товарно-денежных отношений.

Второй информационный барьер связан с ограниченной способностью к переработке информации у всего населения страны - сложность задач управления экономикой растет быстрее числа занятых в ней людей.

Теоретические исследования о тенденциях роста численности управленческого персонала подтверждались и статистикой. Например, в США в начале нынешнего столетия на одного конторского работника приходилось 40 рабочих: в 1940 г. - 10; в 1958 г. - 6; а в 1965 - всего лишь 1 рабочий. Отечественная статистика аналогично констатировала рост численности управленческого персонала до 40 и более процентов от общей численности работников предприятия.

Иными словами, возникла ситуация, когда как бы каждым рабочим командует управленческий работник. На самом деле ситуация гораздо сложнее: система организационного управления занимается не только непосредственно организацией производства, но и его технической подготовкой, материальным, финансовым, кадровым и т. п. обеспечением, развитием предприятия и т. д. По мере укрупнения предприятий, более частого обновления номенклатуры выпускаемой ими продукции и технологий растет потребность в обслуживающих видах деятельности, а, следовательно, и численность управленческого персонала, что и приводит к парадоксальному результату.

Аналогичная ситуация наблюдалась и с ростом численности управленческого персонала регионов, страны. При этом возник особый класс управленческих работников - номенклатура, а эффективность управления повысить не удавалось.

Для преодоления второго информационного барьера имеется принципиально другой путь: автоматизация всех информационных процессов, телекоммуникации и сетевые технологии, Интернет. Объектом автоматизации являются функции, задачи и процессы, происходящие в системах управления. Без знания основ управления говорить об автоматизации нет смысла.

Для решения этой проблемы в 60-е годы началась разработка автоматизированных систем управления - АСУ, но в дальнейшем стало ясно, что для оптимального управления различными процессами необходимы более радикальные изменения в управлении, учет закономерностей функционирования и развития сложных систем с активными элементами.

Задача совершенствования управления системами ставится как задача оптимального синтеза систем с управлением: при заданных системе и множестве внешних воздействий построить систему управления, обеспечивающую требуемое поведение системы, удовлетворяющей критериям качества управления.

Для сложных систем, с которыми приходится иметь дело на практике, применение классического экспериментального метода исследования ограничено его высокой стоимостью, а в ряде случаев (экология, макроэкономика и др.) натурные эксперименты становятся либо вовсе невозможными, либо, по крайней мере, чересчур рискованными. Поэтому в качестве основного метода исследования сложных систем используют метод компьютерного эксперимента - универсальный метод познания, основанный на использовании системных имитационных моделей.

Информационные технологии и системы, являясь основным инструментом повышения обоснованности управленческих решений, представляют собой сложные программно-аппаратные и телекоммуникационные комплексы, выступают в качестве самостоятельного объекта исследований. Вопросы архитектуры таких систем и организации управления информационным процессом представляют одно из главных направлений рассматриваемой области знаний.

Информационные технологии и информационные системы призваны помочь в решении информационных, логических и расчетных задач. Теоретические основы информационного, лингвистического, математического, программного и других видов обеспечения распределенной обработки информации, построения баз данных, баз знаний, аналитических и других систем определяют потенциальные возможности и ограничения информационных систем в целом. Методы информатики - это «мост» между теорией и практикой построения прикладных корпоративных систем, функционирующих в органах управления.

Важнейшей составляющей управленческой информации является экономическая информация, представляющая собой совокупность различных сведений экономического характера, которые можно фиксировать, передавать, обрабатывать, хранить и использовать в процессе планирования, учета, контроля, анализа на всех уровнях управления различными экономическими структурами.

Экономическая информация включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени.

Использование современных информационных технологий и систем в сфере управления обеспечивает повышение качества экономической информации, ее точности, объективности, оперативности и, как следствие этого, возможности принятия своевременных управленческих решений.

Автоматизированная обработка экономической информации с использованием средств связи и оргтехники, профессиональных информационных систем вооружает администрацию и непосредственных исполнителей точными сведениями об объеме работы, проделанной за любой отрезок времени, об использовании трудовых и материальных ресурсов, и себестоимости и трудоемкости отдельных видов продукции и другие экономические сведения.

На основе этих данных осуществляются расчеты экономической эффективности производства, его отдельных отраслей и видов продукции, контролируется ход производства.

Значение дальнейшей автоматизации управленческого труда определяется и тем, что они служат средством сокращения и удешевления аппарата управления.

Дальнейшая автоматизация управленческого труда служит средством сокращения и удешевления аппарата управления.

Использование современных информационных технологий в сфере управления организациями обеспечивает повышение качества экономической информации, ее точности, объективности, оперативности и, как следствие, возможности принятия своевременных управленческих решений.