10.1. Назначение бухгалтерских систем в управлении предприятиями.
Технология электронной обработки задач - совокупность строго регламентированных человеко-машинных операций, выполняемых в определенной последовательности, начиная от момента создания первичного бухгалтерского документа и заканчивая составлением сводной финансовой отчетности.
Современное предприятие обладает значительным числом финансовых потоков. Преобладание бумажных документов, многогранность финансовых контрактов, требование ускоренных расчетов, внимание к управленческому учету диктуют пристальное внимание практиков к автоматизации бухгалтерской деятельности. Сегодня бухгалтеры в основном научились пользоваться компьютером, но это вовсе не означает переход на новые информационные технологии.
Бухгалтерская система является наиболее важной из экономических систем, так как выполняет ведущую роль в управлении потоком информации о состоянии объекта и направлении ее во все подразделения предприятия, а также заинтересованным лицам вне его. Прежде всего, она предоставляет количественные данные, необходимые для выполнения таких функций управления производственной и коммерческой деятельностью предприятия, как планирование, контроль и анализ.
Главными пользователями бухгалтерской информации являются руководство и менеджеры служб предприятия. На основе этой информации определяются чистая прибыль предприятия за последний отчетный период, соответствие нормы прибыли ожидаемой величине, наличие денежных ресурсов, соотношение чистых активов и уставного капитала, наиболее прибыльные направления деятельности, себестоимость производимой продукции.
Бухгалтерская информация помогает руководителям не только понять и проанализировать итоги, но и прогнозировать результаты деятельности предприятия при принятии различных решений.
Существуют и внешние пользователи бухгалтерской информации. Это акционеры, инвесторы, кредиторы, покупатели, клиенты, аудиторы и инспектора налоговых служб. Акционерам и инвесторам важно знать, насколько эффективно и прибыльно используется собственный капитал владельцев предприятия, нужны ли ему новые инвестиции или их объем следует уменьшить, может ли фирма в будущем оставаться прибыльной и при каких условиях. Кредиторов интересуют вопросы о способности предприятия своевременно выплачивать проценты за кредит и в срок расплатиться с долгами. В этой связи бухгалтерская информация все в большей степени становится связанной с технико-экономическим обоснованием и с бизнес - планированием при привлечении инвестиций. Государственные службы интересуются полнотой и правильностью определения прибыли и исчисления налогов, соблюдением антимонопольного и валютного законодательства.
Современный этап характеризуется созданием новой компьютерной информационной технологии на базе децентрализованной обработки бухгалтерских задач. Рассмотрим ее отличительные моменты.
Применение компьютеров, установленных на рабочем месте пользователя, где решение задач выполняется бухгалтером непосредственно на его рабочем месте.
Формирование локальных и многоуровневых вычислительных сетей, обеспечивающих интегрированную обработку экономических задач различных подразделений предприятия (организации, фирмы).
Существенное увеличение состава бухгалтерских расчетов, выполняемых компьютерами. Создание единой распределенной базы данных предприятия для различных подразделений.
Возможность формирования машиной первичных бухгалтерских документов, что обеспечивает переход к безбумажной технологии и сокращает трудоемкость операций по сбору и регистрации документов.
Интеграция решения комплексов бухгалтерских задач.
Возможность организации информационно-справочного обслуживания бухгалтера путем осуществления диалогового режима.
Новая интегрированная технология - сложный информационно-технологический и программный комплекс, проектируемый в тесной взаимосвязи.
Технологический процесс разрабатывается в ходе составления рабочего проекта.
Все операции технологического процесса выполняются на ПЭВМ последовательно на одном рабочем месте и в соответствии со структурой.
Основой обработки учетных задач являются различные виды информационных массивов.
При использовании ПЭВМ появляется возможность формирования сбора и регистрации первичных документов машиной, что автоматизирует процесс создания документов. Однако не исключена возможность поступления на ПЭВМ и первичных документов, заполненных ручным способом. Второй вид информационного обеспечения - файлы переменной и условно-постоянной информации на машинных носителях и в памяти ПЭВМ (база данных). Файлы переменной информации формируются на основании данных первичных документов и используются однократно при решении задачи за определенный период (например, массивы рабочих нарядов, приходных ордеров, расходных кассовых ордеров, накладных и др.).
Файлы условно-постоянной информации создаются однократно при внедрении проекта, используются многократно и периодически корректируются. К ним относятся массивы различных нормативов, справочные данные, инвентарные карточки учета основных средств, персональные карточки работающих и др.
В условиях децентрализованной обработки, когда все операции технологического процесса выполняются бухгалтером на его рабочем месте, несколько меняется содержание традиционно сложившихся этапов технологического процесса. Выполнение всех операций определяет меню программы, которое высвечивается на экране сразу же после включения машины. Меню представляет собой перечень блоков (модулей) программы, где каждый модуль выполняет определенные функции технологического процесса, начиная от ввода первичных документов и заканчивая составлением сводных отчетов.
В технологическом процессе, выполняемом на ПЭВМ, можно выделить следующие этапы: подготовительный, начальный и основной.
Подготовительный этап связан с подготовкой программы и информационной базы к работе. Особенное значение этот этап приобретает в начальный период, при внедрении задачи. Бухгалтер заносит в машину справочные данные предприятия, корректирует план бухгалтерских счетов и состав типовых проводок. Заполняются и корректируются различные справочники: подразделений, предприятий, материалов, поставщиков, покупателей и т.д. При внедрении проекта один раз вручную вводятся остатки по балансовым счетам; далее они получаются автоматически. Здесь же предусмотрено выполнение операций по установлению расчетного периода.
Начальный этап связан с операциями сбора и регистрацией первичных документов. Возможно формирование этих документов вручную или автоматически. Ввод данных первичных документов в машину происходит периодически, по мере поступления данных.
Для современного этапа развития компьютерной обработки характерна интеграция задач бухгалтерского учета, предусмотренная операциями технологического процесса. Суть его в том, что, обрабатывая каждый участок бухгалтерского учета на отдельном АРМ, формируется информация, которая впоследствии объединяется и используется головным модулем программы для получения сводной бухгалтерской отчетности (режим «перенос проводок»).
Важным элементом реализации технологии обработки учетных задач является его программное обеспечение. На рынке компьютерных программ в России представлен широкий спектр вариантов бухгалтерских программ, предназначенных для различных предприятий, фирм, организаций. Разработка программных продуктов ведется многочисленными отечественными фирмами, наиболее известные из них «1С Бухгалтерия», «Парус», «Интеллект-Сервис», «Инфософт», «Хакерс-Дизайн» и др. Основой классификации функциональных пакетов бухгалтерского учета может служить их ориентация на малое, среднее или крупное предприятие. Многие фирмы выпускают программы в двух вариантах: локальном и сетевом. Следует отметить, что сетевые варианты намного сложнее и дороже, требуют осуществления новой технологии «клиент - сервер», специального оборудования и операционных систем, а также наличия штата специалистов по обслуживанию вычислительной сети. Как правило, сетевые версии помимо программ бухгалтерского учета ориентированы на компьютерную обработку управленческой информации всей фирмы или организации. Рассмотрим характеристики некоторых функциональных пакетов бухгалтерского учета.
Пакеты мини-бухгалтерии предназначены для бухгалтерий с малой численностью, без ярко выраженной специализации сотрудников по конкретным участкам учета. Программы, ориентированные на малый бизнес, под общим названием «Проводка - Главная книга - Баланс», выполняют в основном функции ведения синтетического и несложного аналитического учета. Наиболее известные пакеты этого класса: «1С: Бухгалтерия», «Турбо-Бухгалтер», «Фолио» и др.
Пакеты мини-бухгалтерии просты в освоении и работе, рассчитаны на пользователя-непрофессионала. Несмотря на их большое разнообразие, они имеют, как правило, общие характеристики. Например, автоматическое ведение журнала хозяйственных операций, наличие плана счетов и типовых проводок, возможность формирования ряда первичных бухгалтерских документов, автоматическое составление сводной бухгалтерской отчетности.
Пакеты «Интегрированная бухгалтерская система» рассчитаны на ведение малого и среднего бизнеса. Главной особенностью пакетов является их модульное построение. Основой пакета, как и для малых предприятий, является модуль «Проводка - Главная книга - Баланс», в который встроены модули по некоторым участкам учета, где ведется развернутый аналитический учет. Например, по таким участкам учета, как учет заработной платы, материалов, основных средств, касса, банк, договора, поставщики и другим, ведение аналитического учета осуществляется в независимом режиме, но впоследствии происходит их интеграция в модуле «Проводка - Главная книга - Баланс», где обеспечивается составление сводной бухгалтерской отчетности. Эти пакеты выросли из «мини-бухгалтерии» и являются наиболее распространенными. Лучшими пакетами этого класса признаны «Парус», «Компех+», «Бемби+», «Бухкомплекс», «Суперменеджер».
Пакеты «Комплексная система бухгалтерского учета» являются самой старой формой существования бухгалтерских программ. Создание определенных программ под каждый раздел учета сложилось исторически еще до появления современных персональных компьютеров. Пакеты этого класса являются наиболее рациональными для средних и крупных предприятий и предусматривают наличие комплекса локальных, но взаимосвязанных пакетов по отдельным участкам бухгалтерского учета, где ведется расширенный аналитический учет и обеспечивается интерфейс обмена информацией между АРМ сводного учета и АРМ отдельных участков учета. Состав пакетов комплекса следующий: «Проводка - Главная книга - Баланс», учет труда и заработной платы, учет основных средств, учет затрат на производство, учет финансово-расчетных операций, учет готовой продукции, учет фондов, учет финансовых результатов, анализ финансового состояния предприятия. Состав традиционного комплекса бухгалтерских задач может быть расширен за счет создания новых управленческих, торговых и аналитических модулей комплекса. При этом необходимо соблюдать главный принцип - пакеты должны быть информационно взаимосвязаны, что возможно только при приобретении всего комплекса программ у одной фирмы.
В разработке программ этого класса хорошо себя зарекомендовали фирмы «Инфософт», «Интеллект-сервис», «Микроплюс», «Омега», «Новый Атлант and Ton Софт», «Никос-Софт».
- Министерство образования рф
- Введение
- Часть 1. Основные понятия информационных систем и информационных технологий
- 1. Информационный ресурс -основа информатизации экономической деятельности
- 2. Возникновение информационных технологий
- 3. Понятие систем и системного анализа
- 3.1. Основные понятия теории систем и системного анализа.
- 3.2. Свойства и признаки систем
- Другая система
- 3.3. Принципы системного подхода.
- 3.4. Системообразующие и системоразрушающие факторы
- 3.4.1. Системообразующие факторы
- 3.4.2. Системоразрушающие факторы
- 3.5. Система и внешняя среда
- 3.6. Структура, функции и этапы развития систем
- 3.7. Принципы системного подхода
- 3.8. Механизм процесса описания системных объектов
- 4.Информационные технологии и преобразование информации в данные.
- Технология
- 4.1. Концептуальный уровень информационной технологии
- 4.2. Логический уровень информационной технологии.
- 4.3 Физический уровень информационной технологии.
- 4.4 Процесс превращения информации в данные.
- 4.5 Информатика и информационная технология
- 5. Управление в системах
- 5.1. Управление как процесс целенаправленной переработки информации
- 5.2. Схема системы управления
- 5.3. Информационные модели
- 5.4 Роль и место человека и информационной технологии в автоматизированном управлении
- 5.5 Процесс принятия решения
- Вопросы для самопроверки
- Часть 2. Информационные экономические системы
- 6. Основные понятия и структура автоматизированных информационных технологий и систем в экономике
- 6.1. Классификация существующих информационных технологий и систем
- 6.2. Автоматизированные информационные технологии, их развитие и классификация
- 6.3. Проблемы использования информационных технологий
- 6.4. Виды информационных технологий
- 6.4.1. Информационная технология обработки данных
- База данных
- 6.4.2. Информационная технология управления
- 6.4.3. Автоматизация офиса
- 6.4.4. Информационная технология поддержки принятия решения
- 6.5. Этапы развития информационных систем
- 6.6. Основные понятия информационных систем
- 7. Методика создания автоматизированных информационных систем и технологий
- 7.1. Структура и состав информационной системы
- Информационные системы
- Техническая подготовка производства
- Промышленного предприятия
- Информационное обеспечение
- Рис 7.3. Структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем
- 7.2. Проектирование: стадии и этапы создания аис и аит
- 7.3. Особенности проектирования аит и аис
- 7.4. Содержание и методы ведения проектировочных работ
- 7.5. Роль пользователя в создании аис и аит и постановке задач
- 7.6. Технология постановки задачи
- 8. Типы, виды и оценка и области применения информационных систем
- 8.1. Классификация информационных систем по функциональному признаку
- 8.2. Виды автоматизированных информационных систем в организации
- 8.2.1. Информационная система оперативного уровня
- 8.2.2. Информационные системы специалистов
- 8.2.3. Информационные системы для менеджеров среднего звена
- 8.2.4. Стратегические информационные системы
- 8.2.5. Информационная система по отысканию рыночных ниш.
- 8.2.6. Информационные системы, ускоряющие потоки товаров.
- 8.2.7. Информационные системы по снижению издержек производства.
- 8.2.8. Информационные системы автоматизации технологии("менеджмент уступок").
- 8.3. Классификация информационных систем по характеру использования информации и сфере применения
- 8.3.1. Классификация по характеру использования информации
- 8.3.2. Классификация по сфере применения
- 8.4. Основные Типы автоматизированных информационных систем
- 9. Проблемы безопасности информации в информационных системах
- 9.1. Виды угроз безопасности эис
- 9.2. Методы и средства защиты информации в экономических информационных системах
- Методы средства
- 9.3. Основные виды защиты, используемые в аит банковской деятельности
- Часть 3. Интегрированные информационные технологии и системы формирования, обработки и представления данных в экономике
- 10. Автоматизированные информационные технологии в бухгалтерском учете
- 10.1. Назначение бухгалтерских систем в управлении предприятиями.
- 10.2. Бухгалтерские ис на крупных предприятиях.
- 10.3. Особенности функционирования буис на предприятиях малого и среднего бизнеса.
- 10.4. Основные характеристики бухгалтерских информационных систем
- 10.4.1. Основные характеристики аис 1с: предприятие
- 10.4.2. Основные характеристики аис бэст
- Первичный
- 10.4.2. Основные характеристики аис парус
- 11. Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности
- 11.1. Специфика организации банковского дела в россии
- 11.2. Проблемы создания автоматизированных банковских систем
- 11.3. Особенности информационного обеспечения автоматизиро-ванных банковских технологий
- 11.4. Технические решения банковских технологий
- 11.5. Программное обеспечение информационных технологий в банках
- 11.6. Функциональные задачи и модули банковских систем
- 11.7. Автоматизация межбанковских расчетов
- Основные характеристики аис разработки и оценки инвестиционных проектов
- 12.1. Производственный процесс и его обеспечение.
- 12.2. Бизнес-план как средство выражения идей развития фирмы
- 12.3. Стадии разработки бизнес-планов
- 12.4. Использование информационных систем для бизнес - планирования
- 12.5 Краткая характеристика пакета Project Expert
- 13. Общая характеристика аис управления проектами
- 13.1. Базовые функциональные возможности систем управления
- 13.2. Характеристики наиболее распространенных систем управления проектами
- 13.2.1. Microsoft Project
- 13.2.2.TimeLine6.5
- 13.2.3. Primavera Project Planner (p3)
- 13.2.4.SureTrak
- 13.2.5.ArtemisViews
- 13.2.6. Spider Project
- 13.2.7. Open Plan Welcom Software
- 14. Справочно-правовые информационные системы
- 14.1. Система "Консультант Плюс"
- 14.2. Система "Гарант"
- 14.3. Информационная система “Договор”
- 15. Экспертные системы.
- 15.1. Характеристика и назначение экспертных систем
- 15.2. Основные компоненты информационной технологии экспертных систем.
- Р инструкции и информация решение и объяснения знанияис. 15.1. Структура экспертной системы
- 16.Нейросетевые технологии в финансово - экономической деятельности
- 17. Автоматизированные информационные технологии формирования, обработки и представления данных в налоговой службе
- 17.1. Автоматизированная информационная система (аис) «Налог»
- 17.2. Характеристика функциональных задач, решаемых в органах налоговой службы.
- 17.3. Особенности информационного обеспечения аис налоговой службы
- 17.4. Особенности информационных технологий, используемых в органах налоговой службы
- 18. Автоматизированные информационные технологии в казначействе
- 18.1. Создание казначейских органов и перспективы их развития
- 18.2. Информационное обеспечение органов казначейства
- 18.3. Организация автоматизированной информационной технологии в органах казначейства
- 18.4. Терминальная архитектура автоматизированной информационной системы казначейства
- 18.5. Архитектура «клиент - сервер» автоматизированной информационной технологии казначейства
- 18.6. Организация коммуникационной системы органов казначейства
- 19. Пластиковые карточки в россии
- 19.1. Что такое пластиковая карточка
- 19.2. Микропроцессорные карточки
- 20. Автоматизация в торговле
- 20.1. Автоматизация учета в торговле
- 20.2. Штрихкоды как средство автоматизации торговых расчетов
- 20.3. Безналичные расчеты с покупателем
- 21. Управленческие автоматизированные информационные системы
- 21.1. Концепция интегрированной управленческой аис
- 21.2. Основные требования к интегрированной аис.
- 22. Системы управления электронным документооборотом
- 23. Автоматизация работы с персоналом
- 24. Корпоративные информационные системы: технологии и решения
- 24.1. Введение
- 24.2. Структура корпоративной информационной системы
- 24.3. Заключение
- 25. Электронные каналы маркетинга и дистрибуции
- 26. Информационные технологии в туризме
- 26.1. Пути развития и эффективность внедрения новых информационных технологий в туризме
- 26.2. Классификация специалистов и классы задач, решаемых в туристском офисе
- 26.3. Прикладные программы по формированию, продвижению и реализации туристского продукта
- 26.3.1. Анализ рынка прикладных программ автоматизации туристского офиса
- 26.3.2. Программа Само-Тур
- 26.3.3. Программа ТурбоТур
- 26.3.4. Пакет прикладных программ Туристский офис
- 6. Финансовый модуль:
- 26.3.5. Система интеграции сети розничной продажи туристских услугTravelnet-2000
- 26.3.6. Программа автоматизации работы в турофисе «TurWin»
- 26.3.7. Программа "TourPilot
- 26.3.8. Программа "Business Tour"
- 26.4. Автоматизированные системы бронирования и резервирования в туризме
- 26.4.1. Отечественные системы резервирования
- 26.4.2. Зарубежные системы бронирования и резервирования
- Система Амадеус (Amadeus Global Travel Distribution, www.Global.Amadeus.Net)
- 26.5. Отечественные системы бронирования мест размещения
- 26.5.1. Система Ключ
- 26.5.2. Система Туринтел (www.Tourintel.Ru)
- 26.5.3. Система Тур Резерв (www.Tours.Ru)
- 26.6. Комплексная автоматизация гостиниц
- 26.6.1. Гостиничная асу (pms) "Эдельвейс" - ядро комплекса.
- 26.6.2. Работа с другими программами и системами
- 25.6.3. Программы автоматизации объектов питания и развлекательных комплексов
- 26.7. Бэст-про (приложение "администратор гостиницы")
- 26.8. Использование глобальной компьютерной сети Internet в практике туристского бизнеса
- 26.8.1. ВозможностиInternetв формировании, продвижении и реализации туристского продукта
- 26.8.2. Участие в международных туристских выставках и ярмарках в сетиInternet
- 26.8.3. Электронная система бронирования и резервирования туристских услуг вInternet
- 26.8.5. Другие возможности использованияInternetдля туризма