Лекции по дисциплине ИКТ
4.Информационные технологии и преобразование информации в данные.
Под технологией в широком смысле понимают науку о производстве материальных благ, включающую три аспекта: информационный, инструментальный и социальный. Информационный аспект включает описание принципов и методов производства, инструментальный - орудия труда, с помощью которых реализуется производство, социальный - кадры и их организацию. В более узком промышленном смысле технология рассматривается как последовательность действий над предметом труда в целях получения конечного продукта. Например, технология получения стали из железной руды или технология производства сливочного масла из молока.
Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.
Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта. Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию.
Понятие информационная технология возникло в последние десятилетия XX века в процессе становления информатики. Особенностью информационной технологии является то, что в ней и предметом, и продуктом труда является информация, а орудиями труда - средства вычислительной техники и связи. Информационная технология как наука о производстве информации возникла именно потому, что информация стала рассматриваться как вполне реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами. Причем производство информации и ее верхнего уровня - знаний оказывает решающее влияние на модификацию и создание новых промышленных технологий.
Тогда справедливо следующее определение.
Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Цель технологии материального производства - выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.
Содержание
-
Министерство образования рф
-
Введение
-
Часть 1. Основные понятия информационных систем и информационных технологий
-
1. Информационный ресурс -основа информатизации экономической деятельности
-
2. Возникновение информационных технологий
-
3. Понятие систем и системного анализа
-
3.1. Основные понятия теории систем и системного анализа.
-
3.2. Свойства и признаки систем
-
Другая система
-
3.3. Принципы системного подхода.
-
3.4. Системообразующие и системоразрушающие факторы
-
3.4.1. Системообразующие факторы
-
3.4.2. Системоразрушающие факторы
-
3.5. Система и внешняя среда
-
3.6. Структура, функции и этапы развития систем
-
3.7. Принципы системного подхода
-
3.8. Механизм процесса описания системных объектов
-
4.Информационные технологии и преобразование информации в данные.
-
Технология
-
4.1. Концептуальный уровень информационной технологии
-
4.2. Логический уровень информационной технологии.
-
4.3 Физический уровень информационной технологии.
-
4.4 Процесс превращения информации в данные.
-
4.5 Информатика и информационная технология
-
5. Управление в системах
-
5.1. Управление как процесс целенаправленной переработки информации
-
5.2. Схема системы управления
-
5.3. Информационные модели
-
5.4 Роль и место человека и информационной технологии в автоматизированном управлении
-
5.5 Процесс принятия решения
-
Вопросы для самопроверки
-
Часть 2. Информационные экономические системы
-
6. Основные понятия и структура автоматизированных информационных технологий и систем в экономике
-
6.1. Классификация существующих информационных технологий и систем
-
6.2. Автоматизированные информационные технологии, их развитие и классификация
-
6.3. Проблемы использования информационных технологий
-
6.4. Виды информационных технологий
-
6.4.1. Информационная технология обработки данных
-
База данных
-
6.4.2. Информационная технология управления
-
6.4.3. Автоматизация офиса
-
6.4.4. Информационная технология поддержки принятия решения
-
6.5. Этапы развития информационных систем
-
6.6. Основные понятия информационных систем
-
7. Методика создания автоматизированных информационных систем и технологий
-
7.1. Структура и состав информационной системы
-
Информационные системы
-
Техническая подготовка производства
-
Промышленного предприятия
-
Информационное обеспечение
-
Рис 7.3. Структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем
-
7.2. Проектирование: стадии и этапы создания аис и аит
-
7.3. Особенности проектирования аит и аис
-
7.4. Содержание и методы ведения проектировочных работ
-
7.5. Роль пользователя в создании аис и аит и постановке задач
-
7.6. Технология постановки задачи
-
8. Типы, виды и оценка и области применения информационных систем
-
8.1. Классификация информационных систем по функциональному признаку
-
8.2. Виды автоматизированных информационных систем в организации
-
8.2.1. Информационная система оперативного уровня
-
8.2.2. Информационные системы специалистов
-
8.2.3. Информационные системы для менеджеров среднего звена
-
8.2.4. Стратегические информационные системы
-
8.2.5. Информационная система по отысканию рыночных ниш.
-
8.2.6. Информационные системы, ускоряющие потоки товаров.
-
8.2.7. Информационные системы по снижению издержек производства.
-
8.2.8. Информационные системы автоматизации технологии("менеджмент уступок").
-
8.3. Классификация информационных систем по характеру использования информации и сфере применения
-
8.3.1. Классификация по характеру использования информации
-
8.3.2. Классификация по сфере применения
-
8.4. Основные Типы автоматизированных информационных систем
-
9. Проблемы безопасности информации в информационных системах
-
9.1. Виды угроз безопасности эис
-
9.2. Методы и средства защиты информации в экономических информационных системах
-
Методы средства
-
9.3. Основные виды защиты, используемые в аит банковской деятельности
-
Часть 3. Интегрированные информационные технологии и системы формирования, обработки и представления данных в экономике
-
10. Автоматизированные информационные технологии в бухгалтерском учете
-
10.1. Назначение бухгалтерских систем в управлении предприятиями.
-
10.2. Бухгалтерские ис на крупных предприятиях.
-
10.3. Особенности функционирования буис на предприятиях малого и среднего бизнеса.
-
10.4. Основные характеристики бухгалтерских информационных систем
-
10.4.1. Основные характеристики аис 1с: предприятие
-
10.4.2. Основные характеристики аис бэст
-
Первичный
-
10.4.2. Основные характеристики аис парус
-
11. Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности
-
11.1. Специфика организации банковского дела в россии
-
11.2. Проблемы создания автоматизированных банковских систем
-
11.3. Особенности информационного обеспечения автоматизиро-ванных банковских технологий
-
11.4. Технические решения банковских технологий
-
11.5. Программное обеспечение информационных технологий в банках
-
11.6. Функциональные задачи и модули банковских систем
-
11.7. Автоматизация межбанковских расчетов
-
Основные характеристики аис разработки и оценки инвестиционных проектов
-
12.1. Производственный процесс и его обеспечение.
-
12.2. Бизнес-план как средство выражения идей развития фирмы
-
12.3. Стадии разработки бизнес-планов
-
12.4. Использование информационных систем для бизнес - планирования
-
12.5 Краткая характеристика пакета Project Expert
-
13. Общая характеристика аис управления проектами
-
13.1. Базовые функциональные возможности систем управления
-
13.2. Характеристики наиболее распространенных систем управления проектами
-
13.2.1. Microsoft Project
-
13.2.2.TimeLine6.5
-
13.2.3. Primavera Project Planner (p3)
-
13.2.4.SureTrak
-
13.2.5.ArtemisViews
-
13.2.6. Spider Project
-
13.2.7. Open Plan Welcom Software
-
14. Справочно-правовые информационные системы
-
14.1. Система "Консультант Плюс"
-
14.2. Система "Гарант"
-
14.3. Информационная система “Договор”
-
15. Экспертные системы.
-
15.1. Характеристика и назначение экспертных систем
-
15.2. Основные компоненты информационной технологии экспертных систем.
-
Р инструкции и информация решение и объяснения знанияис. 15.1. Структура экспертной системы
-
16.Нейросетевые технологии в финансово - экономической деятельности
-
17. Автоматизированные информационные технологии формирования, обработки и представления данных в налоговой службе
-
17.1. Автоматизированная информационная система (аис) «Налог»
-
17.2. Характеристика функциональных задач, решаемых в органах налоговой службы.
-
17.3. Особенности информационного обеспечения аис налоговой службы
-
17.4. Особенности информационных технологий, используемых в органах налоговой службы
-
18. Автоматизированные информационные технологии в казначействе
-
18.1. Создание казначейских органов и перспективы их развития
-
18.2. Информационное обеспечение органов казначейства
-
18.3. Организация автоматизированной информационной технологии в органах казначейства
-
18.4. Терминальная архитектура автоматизированной информационной системы казначейства
-
18.5. Архитектура «клиент - сервер» автоматизированной информационной технологии казначейства
-
18.6. Организация коммуникационной системы органов казначейства
-
19. Пластиковые карточки в россии
-
19.1. Что такое пластиковая карточка
-
19.2. Микропроцессорные карточки
-
20. Автоматизация в торговле
-
20.1. Автоматизация учета в торговле
-
20.2. Штрихкоды как средство автоматизации торговых расчетов
-
20.3. Безналичные расчеты с покупателем
-
21. Управленческие автоматизированные информационные системы
-
21.1. Концепция интегрированной управленческой аис
-
21.2. Основные требования к интегрированной аис.
-
22. Системы управления электронным документооборотом
-
23. Автоматизация работы с персоналом
-
24. Корпоративные информационные системы: технологии и решения
-
24.1. Введение
-
24.2. Структура корпоративной информационной системы
-
24.3. Заключение
-
25. Электронные каналы маркетинга и дистрибуции
-
26. Информационные технологии в туризме
-
26.1. Пути развития и эффективность внедрения новых информационных технологий в туризме
-
26.2. Классификация специалистов и классы задач, решаемых в туристском офисе
-
26.3. Прикладные программы по формированию, продвижению и реализации туристского продукта
-
26.3.1. Анализ рынка прикладных программ автоматизации туристского офиса
-
26.3.2. Программа Само-Тур
-
26.3.3. Программа ТурбоТур
-
26.3.4. Пакет прикладных программ Туристский офис
-
6. Финансовый модуль:
-
26.3.5. Система интеграции сети розничной продажи туристских услугTravelnet-2000
-
26.3.6. Программа автоматизации работы в турофисе «TurWin»
-
26.3.7. Программа "TourPilot
-
26.3.8. Программа "Business Tour"
-
26.4. Автоматизированные системы бронирования и резервирования в туризме
-
26.4.1. Отечественные системы резервирования
-
26.4.2. Зарубежные системы бронирования и резервирования
-
Система Амадеус (Amadeus Global Travel Distribution, www.Global.Amadeus.Net)
-
26.5. Отечественные системы бронирования мест размещения
-
26.5.1. Система Ключ
-
26.5.2. Система Туринтел (www.Tourintel.Ru)
-
26.5.3. Система Тур Резерв (www.Tours.Ru)
-
26.6. Комплексная автоматизация гостиниц
-
26.6.1. Гостиничная асу (pms) "Эдельвейс" - ядро комплекса.
-
26.6.2. Работа с другими программами и системами
-
25.6.3. Программы автоматизации объектов питания и развлекательных комплексов
-
26.7. Бэст-про (приложение "администратор гостиницы")
-
26.8. Использование глобальной компьютерной сети Internet в практике туристского бизнеса
-
26.8.1. ВозможностиInternetв формировании, продвижении и реализации туристского продукта
-
26.8.2. Участие в международных туристских выставках и ярмарках в сетиInternet
-
26.8.3. Электронная система бронирования и резервирования туристских услуг вInternet
-
26.8.5. Другие возможности использованияInternetдля туризма