logo
Лекции по дисциплине ИКТ

12.2. Бизнес-план как средство выражения идей развития фирмы

Бизнес-план сегодня - не просто модное слово в странах СНГ. Это официальный документ, который является одним из основных инструментов по добыванию денег. В западных деловых кругах этот документ иногда просто называют - "сделка". Составление бизнес-плана включает в себя три основных этапа:

  1. предпроектный анализ инвестиций;

  2. составление бизнес-плана;

  3. экспертиза проекта.

Можно выделить три основные причины, почему мы должны планировать. Сам процесс составления бизнес-плана, включая обдумывание идеи, заставляет объективно, критически и беспристрастно взглянуть на проект предприятия во всей его полноте. План способствует предотвращению ошибок, давая возможность понять, для чего все это делается. Это хорошо проложенный маршрут, отражающий строгую очередность действий и приоритеты на пространстве ограниченных ресурсов.

Бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при над лежащем использовании поможет эффективно контролировать и управлять предприятием, что, в свою очередь, является основой успеха. "То, что планируется, делается», - говорил известный консультант по управлению Питер Дракер.

Законченный бизнес-план является средством для сообщения идей составителя другим заинтересованным лицам. Качественно разработанный бизнес-план производит благоприятное впечатление на людей, с которыми составитель предполагает сотрудничать или уже делает свой бизнес, таких, как инвесторы, банкиры, совладельцы и служащие. Он в полной мере характеризует его талант и уровень профессионализма.

В постсоциалистической экономике многие предприятия вынуждены менять производственный профиль. Часто это делается без детального обоснования, поскольку время торопит. Поэтому важно уметь отклонять явно неперспективные решения. Роль своеобразного фильтра выполняет предпроектный анализ (SWOT), разработанный на основе рекомендаций комиссии ЕС (см. гл. 3). Предпроектный анализ инвестиций представляет собой качественное исследование эффективности инвестиционного проекта и возможности его реализации на действующем предприятии. Мы основное внимание уделим составлению бизнес-плана. Бизнес-план создается по следующей структуре:

• обзорный раздел (резюме);

• описание предприятия;

• описание отрасли;

• описание продукции (услуг);

• описание рынка;

• производственная деятельность;

• график выполнения работ (календарный план);

• финансы;

• приложения.

Кратко охарактеризуем отдельные составляющие структуры бизнес-плана.

Резюме

Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана и является наиболее важным из разделов. Это связано с тем, что банкиры или другие финансисты очень занятые люди и предпочитают не тратить на знакомство с вашим планом более 5 или 10 минут, причем большинство из них зачастую ограничивается прочтением только титульного листа и резюме.

Описание предприятия

Это характеристика предприятия, в которой особое внимание уделено его отличиям от существующих. В нем указано, как давно предприятие работает, или когда начнет работать. Рассказывается о существующем рынке, показано, чем он привлекателен для Вас и будущих инвесторов. Обращается внимание на сильные и слабые стороны предприятия.

Описание отрасли

Описание отрасли включает в себя следующую информацию:

Описание продукции

В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг; производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства.

Описание рынка

Этот раздел должен быть разработан в первую очередь, так как другие разделы (например, "Производственная деятельность", "Финансы") основываются на сведениях, представленных в разделе "Рынок". Инвестора в первую очередь интересует жизнеспособность проекта, сможет ли ваше предприятие добиться успеха на рынке. В этом разделе должно быть убедительно показано, что ваша продукция или услуги имеют рынок сбыта. Из этого раздела инвестор должен получить исчерпывающую информацию о том, на чем основывается Ваша уверенность в успехе на рынке, какие действия Вы планируете предпринять для продвижения продукции, располагаете ли Вы достаточными ресурсами и способностями реализовать Вашу стратегию.

Производственная деятельность

Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого ваше предприятие планирует производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Следует представить как можно более подробное описание производственного процесса с указанием "узких" с технологической и организационной точек зрения мест и путей их преодоления. Имеет смысл отметить преимущества вашего предприятия, которые способствуют повышению его конкурентоспособности.

Календарный план

Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.

Финансы

В разделе "Финансы" наряду с прогнозируемым движением денежных потоков (поступлениями и выплатами) должно быть подробно описано текущее финансовое состояние предприятия. Обычно финансовый раздел представлен тремя основными документами:

• отчетом о прибылях и убытках;

• балансовой ведомостью;

• планом денежных потоков (кэш-фло).

В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта. Инвесторов будет также интересовать способность предприятия погашать ссуду.