12.4. Использование информационных систем для бизнес - планирования
Современные информационные системы позволяют не только посчитать по вложенным формулам основные показатели бизнес-плана и построить графики, т.е. облегчить выполнение требуемых процедур, но и сделать то, что без компьютера выполнить практически невозможно: рассчитать варианты и ответить на вопрос "что, если?". Для этого применяются динамические методы расчета на основе встроенных в компьютерные программы имитационных моделей, а также анализ чувствительности к вариациям различных показателей.
Динамические методы в инвестиционном анализе
Несмотря на такие преимущества статических методов, как простота и наглядность использования, их применение для оценки инвестиционных проектов в сложных условиях экономики переходного периода, характеризуемых высокой инфляцией, структурными изменениями в ценообразовании и проблемами взаимных неплатежей, затруднено. Необходимость учета влияния множества динамически изменяемых во времени факторов ограничивает применение статических методов и может быть рекомендована только для проведения грубых, предварительных расчетов с целью ориентировочной оценки эффективности проекта.
Более эффективными, позволяющими рассчитать проект с учетом множества у казанных факторов, являются динамические методы, используемые в имитационном моделировании. В зарубежной литературе имитационные модели, описывающие деятельность предприятия в условиях рынка, называют корпоративными. Эти модели отражают реальную деятельность предприятия через описание денежных потоков (поступлений и выплат) как событий, происходящих в различные периоды времени.
Принимая во внимание, что в процессе расчетов используются такие труднопрогнозируемые факторы, как показатели инфляции, планируемые объемы сбыта и многие другие, для разработки стратегического плана и анализа эффективности проекта применяется сценарный подход. Сценарный подход подразумевает проведение альтернативных расчетов с данными, соответствующими различным вариантам развития проекта. Использование имитационных моделей в процессе разработки и анализа эффективности проекта является очень сильным и действенным средством убеждения инвестора, позволяющим через наглядное описание чисто управленческого решения (например, снижение цены продукции на 5 %) мгновенно получить финансовый результат.
Задача планирования и анализа эффективности инвестиций требует от экспертов использования подходов, позволяющих корректно описать процесс формирования денежных потоков. Одним из наиболее важных факторов, который необходимо учитывать в процессе расчетов, является инфляция. Существуют, по меньшей мере, две основные причины, почему это следует делать.
Первая - глубокие структурные изменения в ценообразовании, которые приводят к тому, что годовые индексы инфляции на различные группы товаров и услуг отличаются друг от друга иногда в несколько раз. Хотя уровень издержек неумолимо стремится к мировым ценам, с каждой из статей поступлений и затрат это происходит по-разному. В результате для каждого инвестиционного проекта формируется фактически уникальная инфляционная картина, что в случае проведения расчетов в постоянных ценах, например в долларах США, может привести к серьезным ошибкам. В качестве показательного примера можно привести изменение уровня заработной платы, которая в долларовом исчислении увеличилась более чем в десять раз за последние три года.
Вторая- целесообразность учета факторов времени, таких, как задержки платежей, время производства и сбыта продукции, а также условия формирования и использования производственных запасов. Влияние этих факторов на формирование денежных потоков в условиях высокой инфляции многократно возрастает, и пренебрегать ими при расчете в реальных (текущих) ценах было бы серьезной ошибкой.
Следствием необходимости учета инфляции и влияния факторов времени является использование в имитационной модели шага расчета, не превышающего один месяц. Необходимость выбора столь малого шага расчета вызвана тем, что все расчеты проводятся в реальных ценах, причем базовой валютой расчета является рубль. Проведение расчетов в реальных ценах с большим расчетным периодом (квартал, год) приводит к существенным погрешностям в определении величины потока наличности, что связано с более значимым влиянием фактора времени, определяющего изменения значений параметров, влияющих на формирование денежной массы. Особенно явно это можно наблюдать в случае анализа проектов, имеющих сезонный характер, когда поступления и затраты разнесены во времени на несколько месяцев. В то же время при периоде расчета более одного месяца практически невозможно корректно учесть влияние фактора времени, измеряемого в днях (задержки платежей, технологический цикл, условия продаж, условия привлечения капитала).
Конечно, существуют проекты, в которых можно пренебречь влиянием указанных факторов. Тогда имеет смысл проводить расчет в постоянных ценах, например, в долларах США, при шаге в один квартал или год, но, к сожалению, такие проекты в условиях стран СНГ, скорее исключение, чем правило. Другими словами, требование к минимизации шага расчета вызвано переходом к расчетам в реальных ценах и является "платой" за это.
Использование указанных моделей позволяет не только определить эффективность инвестиционного проекта, но и выработать стратегию его реализации. Причем возможность построения альтернативных стратегий с практически мгновенным получением результата позволяет на стадии реализации проекта предотвратить многие ошибки.
Анализ чувствительности проекта в условиях высокой инфляции
Рассматривая тот или иной проект, мы часто спрашиваем себя: "А что произойдет, если?..". Именно этот вопрос и является основой того, что принято называть анализом чувствительности проекта. Целью анализа чувствительности является определение степени влияния варьируемых факторов на финансовый результат проекта. Наиболее распространенный метод, используемый для проведения анализа чувствительности, - имитационное моделирование. В качестве интегральных показателей, характеризующих финансовый результат проекта, используются рассмотренные ранее показатели эффективности инвестиций, такие, как:
• внутренняя норма рентабельности (IRR);
• период окупаемости проекта (РВР);
• чистая приведенная стоимость (NPV);
• индекс прибыльности (PI).
Обычно в процессе анализа чувствительности варьируется в определенном диапазоне значение одного из выбранных факторов при фиксированных значениях остальных и определяется зависимость интегральных показателей эффективности от этих изменений.
Факторы, варьируемые в процессе анализа чувствительности, можно разделить на две основные группы:
1) факторы, влияющие на объем поступлений;
2) факторы, влияющие на объем затрат. В классическом случае в качестве варьируемых факторов принимаются следующие:
показатели инфляции;
физический объем продаж как следствие емкости рынка, доли предприятия на рынке, потенциала роста рыночного спроса;
торговая цена и тенденции ее изменений;
переменные издержки и тенденции их изменений;
постоянные издержки и тенденции их изменений;
требуемый объем инвестиций;
стоимость привлекаемого капитала в зависимости от условий и источников его формирования.
Эти факторы можно отнести к разряду непосредственно влияющих на объемы поступлений и затраты.
Кроме факторов прямого действия имеются факторы, которые можно условно назвать косвенными, например временные факторы.
Высокая инфляция делает влияние временных факторов более значимым, чем в стабильных условиях. Факторы времени имеют разнонаправленное действие на финансовый результат проекта. В качестве факторов времени, оказывающих негативное влияние, следует отметить следующие: "
• длительность технологического цикла изготовления продукта или услуги;
• время, затрачиваемое на реализацию готовой продукции;
• время задержки платежей.
Чистая прибыль предприятия является источником, обеспечивающим: потребность в оборотных средствах последующих периодов, выплаты по долговым обязательствам, выплаты дивидендов акционерам (владельцам) предприятий. Таким образом, влияние длительности технологического цикла и времени задержки платежей в условиях все возрастающей потребности в покрытии дефицита денежной массы выводит эти временные факторы в число наиболее значимых, а, следовательно, необходимо учитывать их при составлении сценария для проведения анализа чувствительности в качестве варьируемых.
Среди позитивных факторов времени можно назвать такие, как: задержка оплаты за поставленное сырье, материалы и комплектующие изделия; период времени поставки продукции с момента получения авансового платежа при реализации продукции или услуг на условиях предоплаты.
Следующей группой факторов, оказывающих значительное влияние на финансовый результат проекта и используемых в качестве варьируемых параметров в анализе чувствительности инвестиционных проектов, являются формирование и управление запасами. Главной целью создания динамически формируемых запасов является снижение прямых производственных затрат при стабильном обеспечении производства необходимым объемом сырья, материалов и комплектующих изделий.
Важной группой варьируемых факторов являются факторы, характеризующие условия формирования капитала. Сегодня действуют два ограничения: дефицит акционерного капитала как следствие низкого уровня доходов населения и низкой привлекательности долгосрочных инвестиций и высокая стоимость заемного капитала, включая проценты по кредитам и затраты на обеспечение гарантий. Для того чтобы корректно определить основные показатели эффективности, необходимо достаточно точно определить потребность в капитале и его структуру. В процессе анализа чувствительности проекта варьируется соотношение собственного и заемного капитала, и определяются граничные значения, за которыми процесс формирования капитала посредством банковских кредитов неэффективен. Таким образом, определяется реальная потребность в акционерном капитале и разрабатывается стратегия его привлечения, включая издержки на подписную кампанию.
Анализ чувствительности начинают с описания среды: уровня инфляции (как минимум, по основным группам затрат и поступлений), прогноза изменения курса национальной валюты, а также налогового окружения. Эти факторы не могут быть изменены посредством управленческих решений, например увеличения суммы инвестиций, т.е. описание окружающей среды представляется в виде альтернативного прогноза для различных сценариев.
Очевидно, что влияние всех указанных выше факторов для разных проектов будет различным. В каждом конкретном случае под варьированием значений того или иного фактора подразумевается конкретное управленческое решение, которое, в свою очередь, приводит к изменениям в инвестиционном плане или объемах планируемых затрат и поступлений.
Не всегда может быть установлена прямая связь между варьируемыми параметрами, следует учитывать косвенное влияние изменения значений каждого параметра на другие. Поэтому прежде чем приступить к анализу чувствительности, необходимо разработать план анализа, определив по отношению к каждому варьируемому параметру перечень действий и условий, при выполнении которых может быть достигнуто желаемое значение параметра, а также последствий, к которым может привести его изменение.
- Министерство образования рф
- Введение
- Часть 1. Основные понятия информационных систем и информационных технологий
- 1. Информационный ресурс -основа информатизации экономической деятельности
- 2. Возникновение информационных технологий
- 3. Понятие систем и системного анализа
- 3.1. Основные понятия теории систем и системного анализа.
- 3.2. Свойства и признаки систем
- Другая система
- 3.3. Принципы системного подхода.
- 3.4. Системообразующие и системоразрушающие факторы
- 3.4.1. Системообразующие факторы
- 3.4.2. Системоразрушающие факторы
- 3.5. Система и внешняя среда
- 3.6. Структура, функции и этапы развития систем
- 3.7. Принципы системного подхода
- 3.8. Механизм процесса описания системных объектов
- 4.Информационные технологии и преобразование информации в данные.
- Технология
- 4.1. Концептуальный уровень информационной технологии
- 4.2. Логический уровень информационной технологии.
- 4.3 Физический уровень информационной технологии.
- 4.4 Процесс превращения информации в данные.
- 4.5 Информатика и информационная технология
- 5. Управление в системах
- 5.1. Управление как процесс целенаправленной переработки информации
- 5.2. Схема системы управления
- 5.3. Информационные модели
- 5.4 Роль и место человека и информационной технологии в автоматизированном управлении
- 5.5 Процесс принятия решения
- Вопросы для самопроверки
- Часть 2. Информационные экономические системы
- 6. Основные понятия и структура автоматизированных информационных технологий и систем в экономике
- 6.1. Классификация существующих информационных технологий и систем
- 6.2. Автоматизированные информационные технологии, их развитие и классификация
- 6.3. Проблемы использования информационных технологий
- 6.4. Виды информационных технологий
- 6.4.1. Информационная технология обработки данных
- База данных
- 6.4.2. Информационная технология управления
- 6.4.3. Автоматизация офиса
- 6.4.4. Информационная технология поддержки принятия решения
- 6.5. Этапы развития информационных систем
- 6.6. Основные понятия информационных систем
- 7. Методика создания автоматизированных информационных систем и технологий
- 7.1. Структура и состав информационной системы
- Информационные системы
- Техническая подготовка производства
- Промышленного предприятия
- Информационное обеспечение
- Рис 7.3. Структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем
- 7.2. Проектирование: стадии и этапы создания аис и аит
- 7.3. Особенности проектирования аит и аис
- 7.4. Содержание и методы ведения проектировочных работ
- 7.5. Роль пользователя в создании аис и аит и постановке задач
- 7.6. Технология постановки задачи
- 8. Типы, виды и оценка и области применения информационных систем
- 8.1. Классификация информационных систем по функциональному признаку
- 8.2. Виды автоматизированных информационных систем в организации
- 8.2.1. Информационная система оперативного уровня
- 8.2.2. Информационные системы специалистов
- 8.2.3. Информационные системы для менеджеров среднего звена
- 8.2.4. Стратегические информационные системы
- 8.2.5. Информационная система по отысканию рыночных ниш.
- 8.2.6. Информационные системы, ускоряющие потоки товаров.
- 8.2.7. Информационные системы по снижению издержек производства.
- 8.2.8. Информационные системы автоматизации технологии("менеджмент уступок").
- 8.3. Классификация информационных систем по характеру использования информации и сфере применения
- 8.3.1. Классификация по характеру использования информации
- 8.3.2. Классификация по сфере применения
- 8.4. Основные Типы автоматизированных информационных систем
- 9. Проблемы безопасности информации в информационных системах
- 9.1. Виды угроз безопасности эис
- 9.2. Методы и средства защиты информации в экономических информационных системах
- Методы средства
- 9.3. Основные виды защиты, используемые в аит банковской деятельности
- Часть 3. Интегрированные информационные технологии и системы формирования, обработки и представления данных в экономике
- 10. Автоматизированные информационные технологии в бухгалтерском учете
- 10.1. Назначение бухгалтерских систем в управлении предприятиями.
- 10.2. Бухгалтерские ис на крупных предприятиях.
- 10.3. Особенности функционирования буис на предприятиях малого и среднего бизнеса.
- 10.4. Основные характеристики бухгалтерских информационных систем
- 10.4.1. Основные характеристики аис 1с: предприятие
- 10.4.2. Основные характеристики аис бэст
- Первичный
- 10.4.2. Основные характеристики аис парус
- 11. Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности
- 11.1. Специфика организации банковского дела в россии
- 11.2. Проблемы создания автоматизированных банковских систем
- 11.3. Особенности информационного обеспечения автоматизиро-ванных банковских технологий
- 11.4. Технические решения банковских технологий
- 11.5. Программное обеспечение информационных технологий в банках
- 11.6. Функциональные задачи и модули банковских систем
- 11.7. Автоматизация межбанковских расчетов
- Основные характеристики аис разработки и оценки инвестиционных проектов
- 12.1. Производственный процесс и его обеспечение.
- 12.2. Бизнес-план как средство выражения идей развития фирмы
- 12.3. Стадии разработки бизнес-планов
- 12.4. Использование информационных систем для бизнес - планирования
- 12.5 Краткая характеристика пакета Project Expert
- 13. Общая характеристика аис управления проектами
- 13.1. Базовые функциональные возможности систем управления
- 13.2. Характеристики наиболее распространенных систем управления проектами
- 13.2.1. Microsoft Project
- 13.2.2.TimeLine6.5
- 13.2.3. Primavera Project Planner (p3)
- 13.2.4.SureTrak
- 13.2.5.ArtemisViews
- 13.2.6. Spider Project
- 13.2.7. Open Plan Welcom Software
- 14. Справочно-правовые информационные системы
- 14.1. Система "Консультант Плюс"
- 14.2. Система "Гарант"
- 14.3. Информационная система “Договор”
- 15. Экспертные системы.
- 15.1. Характеристика и назначение экспертных систем
- 15.2. Основные компоненты информационной технологии экспертных систем.
- Р инструкции и информация решение и объяснения знанияис. 15.1. Структура экспертной системы
- 16.Нейросетевые технологии в финансово - экономической деятельности
- 17. Автоматизированные информационные технологии формирования, обработки и представления данных в налоговой службе
- 17.1. Автоматизированная информационная система (аис) «Налог»
- 17.2. Характеристика функциональных задач, решаемых в органах налоговой службы.
- 17.3. Особенности информационного обеспечения аис налоговой службы
- 17.4. Особенности информационных технологий, используемых в органах налоговой службы
- 18. Автоматизированные информационные технологии в казначействе
- 18.1. Создание казначейских органов и перспективы их развития
- 18.2. Информационное обеспечение органов казначейства
- 18.3. Организация автоматизированной информационной технологии в органах казначейства
- 18.4. Терминальная архитектура автоматизированной информационной системы казначейства
- 18.5. Архитектура «клиент - сервер» автоматизированной информационной технологии казначейства
- 18.6. Организация коммуникационной системы органов казначейства
- 19. Пластиковые карточки в россии
- 19.1. Что такое пластиковая карточка
- 19.2. Микропроцессорные карточки
- 20. Автоматизация в торговле
- 20.1. Автоматизация учета в торговле
- 20.2. Штрихкоды как средство автоматизации торговых расчетов
- 20.3. Безналичные расчеты с покупателем
- 21. Управленческие автоматизированные информационные системы
- 21.1. Концепция интегрированной управленческой аис
- 21.2. Основные требования к интегрированной аис.
- 22. Системы управления электронным документооборотом
- 23. Автоматизация работы с персоналом
- 24. Корпоративные информационные системы: технологии и решения
- 24.1. Введение
- 24.2. Структура корпоративной информационной системы
- 24.3. Заключение
- 25. Электронные каналы маркетинга и дистрибуции
- 26. Информационные технологии в туризме
- 26.1. Пути развития и эффективность внедрения новых информационных технологий в туризме
- 26.2. Классификация специалистов и классы задач, решаемых в туристском офисе
- 26.3. Прикладные программы по формированию, продвижению и реализации туристского продукта
- 26.3.1. Анализ рынка прикладных программ автоматизации туристского офиса
- 26.3.2. Программа Само-Тур
- 26.3.3. Программа ТурбоТур
- 26.3.4. Пакет прикладных программ Туристский офис
- 6. Финансовый модуль:
- 26.3.5. Система интеграции сети розничной продажи туристских услугTravelnet-2000
- 26.3.6. Программа автоматизации работы в турофисе «TurWin»
- 26.3.7. Программа "TourPilot
- 26.3.8. Программа "Business Tour"
- 26.4. Автоматизированные системы бронирования и резервирования в туризме
- 26.4.1. Отечественные системы резервирования
- 26.4.2. Зарубежные системы бронирования и резервирования
- Система Амадеус (Amadeus Global Travel Distribution, www.Global.Amadeus.Net)
- 26.5. Отечественные системы бронирования мест размещения
- 26.5.1. Система Ключ
- 26.5.2. Система Туринтел (www.Tourintel.Ru)
- 26.5.3. Система Тур Резерв (www.Tours.Ru)
- 26.6. Комплексная автоматизация гостиниц
- 26.6.1. Гостиничная асу (pms) "Эдельвейс" - ядро комплекса.
- 26.6.2. Работа с другими программами и системами
- 25.6.3. Программы автоматизации объектов питания и развлекательных комплексов
- 26.7. Бэст-про (приложение "администратор гостиницы")
- 26.8. Использование глобальной компьютерной сети Internet в практике туристского бизнеса
- 26.8.1. ВозможностиInternetв формировании, продвижении и реализации туристского продукта
- 26.8.2. Участие в международных туристских выставках и ярмарках в сетиInternet
- 26.8.3. Электронная система бронирования и резервирования туристских услуг вInternet
- 26.8.5. Другие возможности использованияInternetдля туризма