logo
Лекции по дисциплине ИКТ

Министерство образования рф

Поволжский Государственный Университет Сервиса

Кафедра Прикладная информатика в экономике

Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

курс лекций

(для студентов Дневной и заочной форм обучения экономических специальностей)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 7

ВВЕДЕНИЕ 9

Часть 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 13

1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС - ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 16

3. ПОНЯТИЕ СИСТЕМ И СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА 17

3.1. Основные понятия теории систем и системного анализа. 18

3.2. Свойства и признаки систем 23

Другая система 24

Другая система 24

Другая система 24

Входные 24

Выходные элементы 24

СИСТЕМА 24

Другая система 24

Другая система 24

Другая система 24

3.3. Принципы системного подхода. 25

3.4. Системообразующие и системоразрушающие факторы 25

3.4.1. Системообразующие факторы 26

3.4.2. Системоразрушающие факторы 27

3.5. Система и внешняя среда 28

3.6. Структура, функции и этапы развития систем 31

3.7. Принципы системного подхода 35

3.8. Механизм процесса описания системных объектов 39

4. информационные технологии и преобразование информации в данные. 45

4.2. Логический уровень информационной технологии. 48

4.3 Физический уровень информационной технологии. 51

4.4 Процесс превращения информации в данные. 52

4.5 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 52

5. УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМАХ 55

5.1. Управление как процесс целенаправленной переработки информации 55

5.2. СХЕМА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 57

5.3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ 59

5.4 РОЛЬ И МЕСТО ЧЕЛОВЕКА И ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В АВТОМАТИЗИРОВАННОМ УПРАВЛЕНИИ 60

5.5 ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ 61

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 62

ЧАСТЬ 2. Информационные экономические системы 64

6. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ 64

6.1. Классификация существующих информационных технологий и систем 64

6.2. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИХ РАЗВИТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ 66

6.3. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 73

6.4. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 75

6.4.1. Информационная технология обработки данных 75

6.4.2. Информационная технология управления 77

6.4.3. Автоматизация офиса 78

6.4.4. Информационная технология поддержки принятия решения 79

6.5. Этапы развития информационных систем 80

6.6. Основные понятия информационных систем 81

7. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ 84

7.1. Структура и состав информационной системы 84

7.2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ: СТАДИИ И ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ АИС И АИТ 91

7.3. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АИТ и АИС 95

7.4. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТИРОВОЧНЫХ РАБОТ 96

7.5. РОЛЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В СОЗДАНИИ АИС И АИТ И ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ 104

7.6. ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧИ 108

8. Типы, ВИДЫ И оценка и области применения информационных систем 113

8.1. Классификация информационных систем по функциональному признаку 113

8.2. ВИДЫ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ 114

8.2.1. Информационная система оперативного уровня 115

8.2.2. Информационные системы специалистов 116

8.2.3. Информационные системы для менеджеров среднего звена 116

8.2.4. Стратегические информационные системы 117

8.2.5. Информационная система по отысканию рыночных ниш. 117

8.2.6. Информационные системы, ускоряющие потоки товаров. 117

8.2.7. Информационные системы по снижению издержек производства. 117

8.2.8. Информационные системы автоматизации технологии ("менеджмент уступок"). 118

8.3. Классификация информационных систем по характеру использования информации и сфере применения 118

8.3.1. Классификация по характеру использования информации 118

8.3.2. Классификация по сфере применения 118

8.4. ОСНОВНЫЕ Типы АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 119

9. ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ 130

9.1. ВИДЫ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ ЭИС 130

9.2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ 133

9.3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАЩИТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В АИТ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 138

ЧАСТЬ 3. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ОБРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ В ЭКОНОМИКЕ 144

10. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ 144

10.1. НАЗНАЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКИХ СИСТЕМ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ. 144

10.2. Бухгалтерские ИС на крупных предприятиях. 147

10.3. Особенности функционирования БУИС на предприятиях малого и среднего бизнеса. 147

10.4. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ бухгалтерских информационных систем 149

10.4.1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АИС 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ 149

10.4.2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АИС БЭСТ 150

10.4.2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АИС ПАРУС 152

11. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 158

11.1. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО ДЕЛА В РОССИИ 158

11.2. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ 159

11.3. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОМАТИЗИРО-ВАННЫХ БАНКОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ 163

11.4. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ БАНКОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ 165

11.5. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКАХ 167

11.6. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ И МОДУЛИ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ 170

11.7. АВТОМАТИЗАЦИЯ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ 173

12.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АИС РАЗРАБОТКИ И ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 176

12.1. Производственный процесс и его обеспечение. 176

12.2. Бизнес-план как средство выражения идей развития фирмы 177

12.3. стадии разработки бизнес-планов 179

12.4. Использование информационных систем для бизнес - планирования 184

12.5 Краткая характеристика пакета Project Expert 187

13. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АИС УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ 191

13.2. Характеристики наиболее распространенных систем управления проектами 191

13.2.1. Microsoft Project 191

13.2.2. Time Line 6.5 192

13.2.3. Primavera Project Planner (P3) 192

13.2.4. SureTrak 194

13.2.5. Artemis Views 194

13.2.6. Spider Project 195

13.2.7. Open Plan Welcom Software 195

14. Справочно-правовые информационные системы 197

14.1. Система "Консультант Плюс" 197

14.2. Система "Гарант" 197

14.3. Информационная система “Договор” 198

15. Экспертные системы. 199

15.1. Характеристика и назначение экспертных систем 199

15.2. Основные компоненты информационной технологии экспертных систем. 200

16. НЕЙРОСЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 205

17. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ, ОБРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ В НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ 209

17.1. Автоматизированная информационная система (АИС) «Налог» 209

17.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ В ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ. 212

17.3. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АИС НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ 215

17.4. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ 218

18. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КАЗНАЧЕЙСТВЕ 221

18.1. СОЗДАНИЕ КАЗНАЧЕЙСКИХ ОРГАНОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ 221

18.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ КАЗНАЧЕЙСТВА 221

18.3. ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНАХ КАЗНАЧЕЙСТВА 222

18.4. ТЕРМИНАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КАЗНАЧЕЙСТВА 224

18.5. АРХИТЕКТУРА «КЛИЕНТ - СЕРВЕР» АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАЗНАЧЕЙСТВА 225

18.6. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ КАЗНАЧЕЙСТВА 226

19. ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТОЧКИ В РОССИИ 228

19.1. Что такое пластиковая карточка 228

20. АВТОМАТИЗАЦИЯ В ТОРГОВЛЕ 234

20.1. АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА В ТОРГОВЛЕ 234

20.2. штрихкоды как средство автоматизации торговых расчетов 235

20.3. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ С ПОКУПАТЕЛЕМ 236

21. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 237

21.1. КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ АИС 237

21.2. Основные требования к интегрированной АИС. 238

22. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫМ ДОКУМЕНТООБОРОТОМ 240

23. АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ 242

24. Корпоративные информационные системы: технологии и решения 244

24.1. Введение 244

24.2. Структура корпоративной информационной системы 245

24.3. Заключение 251

25. Электронные каналы маркетинга и дистрибуции 253

26. Информационные технологии в туризме 263

26.1. Пути развития и эффективность внедрения новых информационных технологий в туризме 263

26.2. Классификация специалистов и классы задач, решаемых в туристском офисе 265

26.3. Прикладные программы по формированию, продвижению и реализации туристского продукта 268

26.3.1. Анализ рынка прикладных программ автоматизации туристского офиса 268

26.3.2. Программа Само-Тур 269

26.3.3. Программа ТурбоТур 269

26.3.4. Пакет прикладных программ Туристский офис 270

26.3.5. Система интеграции сети розничной продажи туристских услуг TRAVELNET-2000 272

26.3.6. Программа автоматизации работы в турофисе «TurWin» 272

26.3.7. Программа "TourPilot 273

26.3.8. Программа "Business Tour" 274

26.4. Автоматизированные системы бронирования и резервирования в туризме 274

26.4.1. Отечественные системы резервирования 274

26.4.2. Зарубежные системы бронирования и резервирования 275

Система Амадеус (Amadeus Global Travel Distribution, www.global.amadeus.net) 275

26.5. Отечественные системы бронирования мест размещения 278

26.5.1. Система Ключ 278

26.5.2. Система Туринтел (www.tourintel.ru) 278

26.5.3. Система Тур Резерв (www.tours.ru) 279

26.6. Комплексная автоматизация гостиниц 279

26.6.1. Гостиничная АСУ (PMS) "Эдельвейс" - ядро комплекса. 280

26.6.2. Работа с другими программами и системами 284

25.6.3. Программы автоматизации объектов питания и развлекательных комплексов 287

26.7. БЭСТ-ПРО (ПРИЛОЖЕНИЕ "АДМИНИСТРАТОР ГОСТИНИЦЫ") 290

26.8. Использование глобальной компьютерной сети Internet в практике туристского бизнеса 293

26.8.1. Возможности Internet в формировании, продвижении и реализации туристского продукта 293

26.8.2. Участие в международных туристских выставках и ярмарках в сети Internet 294

26.8.3. Электронная система бронирования и резервирования туристских услуг в Internet 295

26.8.5. Другие возможности использования Internet для туризма 300

Предисловие

Переход к рыночным отношениям в экономике и научно-технический прогресс чрезвычайно ускорили темпы внедрения во все сферы социально-экономической жизни российского общества последних достижений в области информатизации. Термин «информатизация» впервые появился при создании локальных многотерминальных информационно-вычислительных систем и сетей массового обслуживания. Достижение Россией высоких результатов в экономике и социальной области и завоевание места полноправного партнера в мировой экономической системе в значительной степени зависит от того, каковы будут масштабы использования современных информационных технологий во всех аспектах человеческой деятельности, а также от того, какую роль будут играть эти технологии в повышении эффективности общественного труда.

Включение курса автоматизированных информационных технологий в учебные планы экономических специальностей государственных вузов говорит о безусловной значимости информатики и её составной части - информационной технологии в деятельности экономиста любого профиля.

Информатика как наука о способах и средствах получения и преобразования информации может быть представлена тремя уровнями: физическим; логическим; прикладным.

На физическом уровне рассматриваются технические средства информатики: компьютеры с их базовым программным обеспечением и средства передачи данных (средства связи). Этот уровень студенты ВУЗов изучают в курсе «Информатика».

На логическом уровне представления информации производится формализация информационных процессов, позволяющая их объединить в информационную технологию, выступающую в виде сложной системы, подсистемами которой являются основные информационные процессы, реализуемые с помощью процедур и операций. Фактически логический уровень является теоретической основой информатики.

На прикладном уровне изучаются вопросы практического применения теории информационной технологии в конкретных областях человеческой деятельности в виде специализированных информационных систем.

Логический и прикладной уровни информатики изучаются студентами экономических специальностей в дисциплинах «Автоматизированные информационные технологии в экономике», «Информационные системы в экономике», «Информационные технологии в управлении». Для того, чтобы студенты смогли осмыслить прикладной аспект базовой и конкретных информационных технологий, эта дисциплина преподаётся на 2-5 курсах, когда уже изучены или изучаются теоретические основы профилирующих экономических дисциплин.

Актуальностью изучения теории и практики автоматизированных информационных технологий и систем в управленческой деятельности объясняется включение дисциплин «Автоматизированные информационные технологии в экономике», «Информационные системы в экономике» в Государственные стандарты высшего профессионального образования по экономическим специальностям.

Цель учебных дисциплин - дать студентам, обучающимся по экономическим специальностям, знания в области прикладной информатики, информатизации и методов решения задач управления в среде автоматизированных информационных технологий и систем.

Предлагаемое учебное пособие написано в соответствии требованиями государственных стандартов специальностей экономического профиля по дисциплинам «Автоматизированные информационные технологии в экономике», «Информационные системы в экономике», «Информационные технологии в управлении», «Информационные технологии», состоит из трех частей, имеющих определенную самостоятельность и логическую последовательную связь, и подразделяется на 24 темы.

Первая часть посвящена методическим вопросам создания и функционирования систем и новых технологий управленческой деятельности. Рассматриваются предпосылки создания и условия реализации автоматизированных информационных технологий применительно к процедурам управления.

Вторая часть содержит описание структур экономических информационных систем, виды обеспечения информационных систем, особенности проектирования информационных систем, стадии и этапы внедрения информационных технологий и систем на предприятиях, защиты экономической информации.

Третья часть пособия содержит описание автоматизированных информационных технологий и систем, используемых для решения конкретных функциональных задач в различных органах управления финансово-экономических учреждений, промышленных предприятий, организаций производственной и непроизводственной сфер. В 3-й части также обсуждаются вопросы применения интегрированных автоматизированных информационных технологий и систем профессионального назначения.

Лекционный курс дополняется лабораторными работами, включающими получение навыков решения профессиональных офисных задач, специальных задач с использованием различных типов профессиональных информационных систем: юридических, маркетинговых, анализа деятельности предприятий и управления ими, бухгалтерских, бизнес-планирования и др.