7.6. Технология постановки задачи
Постановка задачи пользователем требует от него выполнения комплексов операций в последовательности, определяемой логикой их внутренней взаимосвязи, что отражает технологию этого процесса. Рассмотрим пример постановки задачи «Оперативный анализ прибыли и убытков по товарам в супермаркете».
Комплекс № 1 «Организационно-экономическая сущность задачи».
В данном комплексе осуществляются операции по определению назначения задачи, ее цели, периодичности и сроков выполнения. В этом же комплексе отражаются информационные взаимосвязи подразделений объекта, и при этом обращается внимание на внешние и внутренние связи подразделения, в котором решается задача. Затем раскрывается информационная взаимосвязь входной и выходной информации.
Назначение задачи уточняет область ее применения, что отражается в конкретизации объекта, в котором осуществляется автоматизация информационных процессов. В рассматриваемом примере задача предназначена для торгового предприятия типа супермаркета.
Цель отражает четкое, но достаточно общее описание результата, который ожидается получить в итоге постановки задачи и ее последующей реализации с помощью технических и программных средств. Цель рассматриваемой задачи заключается в своевременном получении информации для принятия решения относительно эффективности торговли и необходимости закупки новой партии товаров.
Периодичность и сроки решения задачи конкретизируют частоту потребности работника управления в информации (например, один раз в год, ежемесячно, по мере необходимости и т.п.). При этом оговариваются дата (число, месяц, год) и время дня суток (например, к десяти часам ежедневно). Данная задача решается в реальном времени, при котором обеспечивается доступ к базе данных по мере необходимости.
Информационная взаимосвязь подразделений данного экономического объекта позволяет определить состав взаимосвязанных подразделений объекта и место подразделения, для функционирования которого необходимо решение данной задачи. Пример отражения информационной взаимосвязи подразделений супермаркета и выделение конкретного подразделения (в частности, отдела продаж) приведен на рис. 7.4.
При изучении внешних и внутренних информационных связей подразделения раскрывается его структура и указывается конкретная информация, которая должна поступать на входе данного подразделения и на выходе. Пример отражения внешних и внутренних информационных связей подразделения представлен на рис. 7.5.
Рис. 7.4. Информационная взаимосвязь подразделений супермаркета
Рис. 7.5. Внешние и внутренние информационные связи отдела продажи
Заключительной операцией в этом комплексе является отражение информационной взаимосвязи входной и выходной информации. Операция акцентирует внимание на уровнях детализации и обобщения информации. Пример взаимосвязи информации представлен на рис. 7.6.
Рис. 7.6. Информационная взаимосвязь входной и выходной информации
Комплекс № 2 «Описание выходной информации». В данном комплексе осуществляются операции по определению состава реквизитов выходной информации, расположению реквизитов выходной информации с отражением контрольного примера, описанию полей (реквизитов) выходного документа.
Определение состава реквизитов выходной информации зависит от поставленной перед задачей цели; состав реквизитов должен быть необходимым и достаточным для организации работы специалиста подразделения.
Последовательность расположения реквизитов определяется правилами распределения реквизитов по частям документа (заголовочной, содержательной, оформительской) и отдельным зонам. Внутри зон реквизиты также располагаются по установленным правилам (удобство работы пользователя, специфика отражения итогов, акцентирование внимания на отдельных реквизитах и т.п.). В результате этой операции создается эскиз выходного документа с отображением контрольного примера. В контрольном примере дается логика расчета, при этом используются числа, легко подсчитываемые вручную.
Заключительной операцией этого комплекса является описание полей (реквизитов) выходного документа, или иначе - представление структуры выходного документа.
В комплексе 2 при проектировании выходного документа учитывается также влияние программных и технических средств (информационная емкость экрана, ширина печатающего устройства, возможность получения нескольких экземпляров и т.п.). В этом же комплексе обобщается специфика выходной информации: рассматриваются состав потребителей информации, способы передачи, объемно-временные характеристики, особенности контроля данных.
Данный комплекс конкретизирует ответ на вопрос: «Что требуется получить в результате постановки задачи и ее реализации на персональном компьютере?», т.е. уточняет первоначально поставленную цель решения задачи.
Комплекс 3 «Описание входной информации» отвечает на вопрос, на основании какой информации может быть получена выходная информация. Под входной информацией понимается вся информация, необходимая для решения задачи и расположенная на различных носителях: первичных документах, машинных носителях, в памяти персонального компьютера. С этой целью составляются перечень входной информации и состав реквизитов каждого вида входной информации, расположение реквизитов входной информации, описание полей (реквизитов) входных документов.
При определении перечня входной информации описываются вид информации (текущая переменная, нормативно-справочная), источники информации, специфика сбора, хранения информации, способы поступления, а также объемно-временные характеристики и способы контроля.
Состав реквизитов входной информации зависит от особенностей входной информации. Он должен быть необходимым и достаточным для организации дальнейшей обработки. Расположение реквизитов осуществляется в соответствии с существующими правилами ее проектирования. Описание полей (реквизитов) выполняется по отношению ко всем видам входной информации и осуществляется аналогично подобной операции для выходной информации.
В этом же комплексе обобщаются особенности входной информации, которые конкретизируют вид информации (текущая, нормативно-справочная), источники возникновения информации, специфику ее сбора, способы поступления, объемно-временные характеристики, особенности контроля данных.
Комплекс 4 «Алгоритмы решения задачи» отвечает на вопрос:
«Каким образом, т.е. на основе каких алгоритмов расчета входная информация преобразуется в выходную информацию?» Разработка алгоритмов решения задачи связана с выполнением неформализованного и формализованного моделирования.
При неформализованном моделировании алгоритмы расчетов представляются в описательном виде. Например, в данной задаче «Оперативный анализ прибыли и убытков по товарам в супермаркете» используются алгоритмы:
1) Умножение Количества товаров - продано на Цену покупки для получения Объема реализации по ценам покупки.
2) Умножение Количества товаров - продано на Цену продажи для получения Объема реализации по ценам продажи.
3) Умножение Количества товаров на складе на Цену покупки для получения Наличия товаров на складе в стоимостном выражении.
4) Вычитание из Объема реализации по ценам продажи Объема реализации по ценам покупки и Наличия товаров на складе в стоимостном выражении для получения Прибыли (или Убытка) по Коду товара с указанием Кода группы товара.
5) Суммирование Прибыли и Убытков по Коду товара внутри Кода группы товара с целью получения Прибыли (или Убытка) по Коду группы товара.
Результат взаимодействия показателей по изложенным алгоритмам желательно отразить в виде неформализованной модели, которая может быть представлена как схема взаимодействия различных показателей по их наименованиям или идентификаторам.
Формализованное моделирование осуществляется по определенным правилам. Согласно правилам по каждому экономическому показателю выявляются реквизиты-признаки и реквизиты-основания. Им присваиваются условные обозначения: реквизитам-основаниям заглавные буквы, реквизитам-признакам строчные буквы. Экономический показатель выражается в виде совокупности обозначений. Взаимосвязи показателей представляются в виде формул. Совокупность формул отражает инфологическую модель решения задачи.
Инфологическая модель задачи «Оперативный анализ прибыли и убытков по товарам в супермаркете» представлена на рис. .7.7.
Рис. 7.7. Инфологическая модель задача «Оперативный анализ прибыли и убытков по товарам в супермаркете»
Инфологическая модель не только позволяет четко выразить логику расчета, но и служит основой для реализации других видов моделей: матричной, функциональной зависимости, графосхем. Это позволяет проектировать базы данных по задачам, комплексам задач, функциональным подсистемам и системе в целом. Созданием инфологической модели заканчивается технология постановки задачи.
Технология постановки задачи находит продолжение в технологии ее реализации на персональном компьютере и полностью зависит от используемых программных и технических средств.
Из главы следует запомнить:
• Автоматизированная информационная технология (АИТ) является основным элементом АИС любого экономического объекта.
• Технологическое обеспечение АИТ включает организационные, информационные, технические, математические, программные, лингвистические, эргономические и другие составляющие элементы.
• АИС и АИТ создаются в процессе проектирования, который организуется по стадиям и этапам.
• Совместимость (прежде всего, информационная, техническая и программная) различных экономических объектов достигается созданием на единых методических принципах их АИС и АИТ.
• Наибольшее распространение при создании АИТ получили типовое проектирование и автоматизация проектировочных работ.
• Для повышения качества и результатов внедрения АИТ в практику работы экономических объектов процесс создания АИС и АИТ строится на методе структурного анализа и проектирования.
• Пользователь-руководитель, специалист конкретной экономической службы принимает активное участие в работе, связанной с переходом на новую АИТ.
• Каждый специалист-экономист на своем рабочем месте должен внести вклад в создание в АИС и АИТ своими знаниями специфики и методики выполнения им функций и решаемых задач.
• Постановка экономической задачи для ее перевода на новую технологию выполняется по разработанной методике, владеть которой должен каждый специалист-экономист.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы место и значение АИТ в АИС?
2. В чем состоят назначение и необходимость каждой из обеспечивающих подсистем АИТ?
3. Раскройте смысл важнейших методических и организационно-технологических принципов создания АИС и АИТ.
4. Каковы основные методические положения, учитываемые при проектировании АИТ?
5. Назовите стадии и этапы создания АИС и АИТ, охарактеризуйте выполняемые на них работы.
6. Раскройте содержание проектной документации, создаваемой на различных этапах жизненного цикла АИТ.
7. Обоснуйте необходимость участия пользователя в работе предпроекгного обследования, предшествующего созданию АИС и АИТ.
8. Охарактеризуйте наиболее широко применяемые методы ведения проектировочных работ АИС и АИТ.
9. Дайте понятие жизненного цикла АИС и АИТ.
10. Обоснуйте необходимость участия пользователя (экономиста) в работах по созданию и внедрению АИС и АИТ.
11. В чем состоит технология постановки задачи для последующего проектирования АИС и АИТ?
- Министерство образования рф
- Введение
- Часть 1. Основные понятия информационных систем и информационных технологий
- 1. Информационный ресурс -основа информатизации экономической деятельности
- 2. Возникновение информационных технологий
- 3. Понятие систем и системного анализа
- 3.1. Основные понятия теории систем и системного анализа.
- 3.2. Свойства и признаки систем
- Другая система
- 3.3. Принципы системного подхода.
- 3.4. Системообразующие и системоразрушающие факторы
- 3.4.1. Системообразующие факторы
- 3.4.2. Системоразрушающие факторы
- 3.5. Система и внешняя среда
- 3.6. Структура, функции и этапы развития систем
- 3.7. Принципы системного подхода
- 3.8. Механизм процесса описания системных объектов
- 4.Информационные технологии и преобразование информации в данные.
- Технология
- 4.1. Концептуальный уровень информационной технологии
- 4.2. Логический уровень информационной технологии.
- 4.3 Физический уровень информационной технологии.
- 4.4 Процесс превращения информации в данные.
- 4.5 Информатика и информационная технология
- 5. Управление в системах
- 5.1. Управление как процесс целенаправленной переработки информации
- 5.2. Схема системы управления
- 5.3. Информационные модели
- 5.4 Роль и место человека и информационной технологии в автоматизированном управлении
- 5.5 Процесс принятия решения
- Вопросы для самопроверки
- Часть 2. Информационные экономические системы
- 6. Основные понятия и структура автоматизированных информационных технологий и систем в экономике
- 6.1. Классификация существующих информационных технологий и систем
- 6.2. Автоматизированные информационные технологии, их развитие и классификация
- 6.3. Проблемы использования информационных технологий
- 6.4. Виды информационных технологий
- 6.4.1. Информационная технология обработки данных
- База данных
- 6.4.2. Информационная технология управления
- 6.4.3. Автоматизация офиса
- 6.4.4. Информационная технология поддержки принятия решения
- 6.5. Этапы развития информационных систем
- 6.6. Основные понятия информационных систем
- 7. Методика создания автоматизированных информационных систем и технологий
- 7.1. Структура и состав информационной системы
- Информационные системы
- Техническая подготовка производства
- Промышленного предприятия
- Информационное обеспечение
- Рис 7.3. Структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем
- 7.2. Проектирование: стадии и этапы создания аис и аит
- 7.3. Особенности проектирования аит и аис
- 7.4. Содержание и методы ведения проектировочных работ
- 7.5. Роль пользователя в создании аис и аит и постановке задач
- 7.6. Технология постановки задачи
- 8. Типы, виды и оценка и области применения информационных систем
- 8.1. Классификация информационных систем по функциональному признаку
- 8.2. Виды автоматизированных информационных систем в организации
- 8.2.1. Информационная система оперативного уровня
- 8.2.2. Информационные системы специалистов
- 8.2.3. Информационные системы для менеджеров среднего звена
- 8.2.4. Стратегические информационные системы
- 8.2.5. Информационная система по отысканию рыночных ниш.
- 8.2.6. Информационные системы, ускоряющие потоки товаров.
- 8.2.7. Информационные системы по снижению издержек производства.
- 8.2.8. Информационные системы автоматизации технологии("менеджмент уступок").
- 8.3. Классификация информационных систем по характеру использования информации и сфере применения
- 8.3.1. Классификация по характеру использования информации
- 8.3.2. Классификация по сфере применения
- 8.4. Основные Типы автоматизированных информационных систем
- 9. Проблемы безопасности информации в информационных системах
- 9.1. Виды угроз безопасности эис
- 9.2. Методы и средства защиты информации в экономических информационных системах
- Методы средства
- 9.3. Основные виды защиты, используемые в аит банковской деятельности
- Часть 3. Интегрированные информационные технологии и системы формирования, обработки и представления данных в экономике
- 10. Автоматизированные информационные технологии в бухгалтерском учете
- 10.1. Назначение бухгалтерских систем в управлении предприятиями.
- 10.2. Бухгалтерские ис на крупных предприятиях.
- 10.3. Особенности функционирования буис на предприятиях малого и среднего бизнеса.
- 10.4. Основные характеристики бухгалтерских информационных систем
- 10.4.1. Основные характеристики аис 1с: предприятие
- 10.4.2. Основные характеристики аис бэст
- Первичный
- 10.4.2. Основные характеристики аис парус
- 11. Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности
- 11.1. Специфика организации банковского дела в россии
- 11.2. Проблемы создания автоматизированных банковских систем
- 11.3. Особенности информационного обеспечения автоматизиро-ванных банковских технологий
- 11.4. Технические решения банковских технологий
- 11.5. Программное обеспечение информационных технологий в банках
- 11.6. Функциональные задачи и модули банковских систем
- 11.7. Автоматизация межбанковских расчетов
- Основные характеристики аис разработки и оценки инвестиционных проектов
- 12.1. Производственный процесс и его обеспечение.
- 12.2. Бизнес-план как средство выражения идей развития фирмы
- 12.3. Стадии разработки бизнес-планов
- 12.4. Использование информационных систем для бизнес - планирования
- 12.5 Краткая характеристика пакета Project Expert
- 13. Общая характеристика аис управления проектами
- 13.1. Базовые функциональные возможности систем управления
- 13.2. Характеристики наиболее распространенных систем управления проектами
- 13.2.1. Microsoft Project
- 13.2.2.TimeLine6.5
- 13.2.3. Primavera Project Planner (p3)
- 13.2.4.SureTrak
- 13.2.5.ArtemisViews
- 13.2.6. Spider Project
- 13.2.7. Open Plan Welcom Software
- 14. Справочно-правовые информационные системы
- 14.1. Система "Консультант Плюс"
- 14.2. Система "Гарант"
- 14.3. Информационная система “Договор”
- 15. Экспертные системы.
- 15.1. Характеристика и назначение экспертных систем
- 15.2. Основные компоненты информационной технологии экспертных систем.
- Р инструкции и информация решение и объяснения знанияис. 15.1. Структура экспертной системы
- 16.Нейросетевые технологии в финансово - экономической деятельности
- 17. Автоматизированные информационные технологии формирования, обработки и представления данных в налоговой службе
- 17.1. Автоматизированная информационная система (аис) «Налог»
- 17.2. Характеристика функциональных задач, решаемых в органах налоговой службы.
- 17.3. Особенности информационного обеспечения аис налоговой службы
- 17.4. Особенности информационных технологий, используемых в органах налоговой службы
- 18. Автоматизированные информационные технологии в казначействе
- 18.1. Создание казначейских органов и перспективы их развития
- 18.2. Информационное обеспечение органов казначейства
- 18.3. Организация автоматизированной информационной технологии в органах казначейства
- 18.4. Терминальная архитектура автоматизированной информационной системы казначейства
- 18.5. Архитектура «клиент - сервер» автоматизированной информационной технологии казначейства
- 18.6. Организация коммуникационной системы органов казначейства
- 19. Пластиковые карточки в россии
- 19.1. Что такое пластиковая карточка
- 19.2. Микропроцессорные карточки
- 20. Автоматизация в торговле
- 20.1. Автоматизация учета в торговле
- 20.2. Штрихкоды как средство автоматизации торговых расчетов
- 20.3. Безналичные расчеты с покупателем
- 21. Управленческие автоматизированные информационные системы
- 21.1. Концепция интегрированной управленческой аис
- 21.2. Основные требования к интегрированной аис.
- 22. Системы управления электронным документооборотом
- 23. Автоматизация работы с персоналом
- 24. Корпоративные информационные системы: технологии и решения
- 24.1. Введение
- 24.2. Структура корпоративной информационной системы
- 24.3. Заключение
- 25. Электронные каналы маркетинга и дистрибуции
- 26. Информационные технологии в туризме
- 26.1. Пути развития и эффективность внедрения новых информационных технологий в туризме
- 26.2. Классификация специалистов и классы задач, решаемых в туристском офисе
- 26.3. Прикладные программы по формированию, продвижению и реализации туристского продукта
- 26.3.1. Анализ рынка прикладных программ автоматизации туристского офиса
- 26.3.2. Программа Само-Тур
- 26.3.3. Программа ТурбоТур
- 26.3.4. Пакет прикладных программ Туристский офис
- 6. Финансовый модуль:
- 26.3.5. Система интеграции сети розничной продажи туристских услугTravelnet-2000
- 26.3.6. Программа автоматизации работы в турофисе «TurWin»
- 26.3.7. Программа "TourPilot
- 26.3.8. Программа "Business Tour"
- 26.4. Автоматизированные системы бронирования и резервирования в туризме
- 26.4.1. Отечественные системы резервирования
- 26.4.2. Зарубежные системы бронирования и резервирования
- Система Амадеус (Amadeus Global Travel Distribution, www.Global.Amadeus.Net)
- 26.5. Отечественные системы бронирования мест размещения
- 26.5.1. Система Ключ
- 26.5.2. Система Туринтел (www.Tourintel.Ru)
- 26.5.3. Система Тур Резерв (www.Tours.Ru)
- 26.6. Комплексная автоматизация гостиниц
- 26.6.1. Гостиничная асу (pms) "Эдельвейс" - ядро комплекса.
- 26.6.2. Работа с другими программами и системами
- 25.6.3. Программы автоматизации объектов питания и развлекательных комплексов
- 26.7. Бэст-про (приложение "администратор гостиницы")
- 26.8. Использование глобальной компьютерной сети Internet в практике туристского бизнеса
- 26.8.1. ВозможностиInternetв формировании, продвижении и реализации туристского продукта
- 26.8.2. Участие в международных туристских выставках и ярмарках в сетиInternet
- 26.8.3. Электронная система бронирования и резервирования туристских услуг вInternet
- 26.8.5. Другие возможности использованияInternetдля туризма