1.2. Цели получения информации
Для того чтобы лучше разбираться в том, какие знания нужны и как их получать, необходимо определить основные цели получения знаний (или информации) и их применения. В общем можно сформулировать следующие пять основных целей получения информации:
познавательные;
социально-поведенческие;
художественно-эстетические;
игровые;
управленческие.
Познавательная цель получения информации направлена на приобретение человеком знаний об устройстве окружающего мира, о законах природы, месте и роли человека, его взаимоотношениях в социальной среде, достижениях НТП и использовании их в практической деятельности, а также знаний в технических, гуманитарных и других областях науки.
Эта цель достигается путем семейного и (или) коллективного обучения и воспитания, самообразования, а также создания многоступенчатой системы образования на государственном или коммерческом уровне (от дошкольного до послевузовского и специального). В результате воспитания и образования человек получает определенный запас (или багаж) стратегических знаний. Чем больше и разнообразнее эти знания, тем более универсально их может использовать человек, тем эффективнее он сможет строить свое поведение, тем шире будет практическая или теоретическая специализация у такого подготовленного к профессиональной деятельности сотрудника. Наличие стратегических знаний и умение их пополнять характеризуют уровень интеллектуального развития человека, на что, впрочем, и нацелены основные задачи построения современного цивилизованного общества.
Познавательные цели могут носить и узкий предметно-ориентированный характер, направленный на пополнение и углубление уже имеющихся профессиональных знаний. Так, программисты в современном мире для поддержания своего профессионального уровня должны постоянно заниматься образованием (в том числе и самообразованием) и изучением новых программных средств, в большом множестве пополняющих рынок продуктов информационных технологий.
Следует отметить, что накапливание знаний идет впрок без определенных гарантий, что они понадобятся в дальнейшем. Такая двойственность стратегических знаний — необходимость их использования в критических ситуациях, наступающих вероятностным образом, и явная избыточность при отсутствии таковых — неизбежная плата за их универсальность.
Социально-поведенческие цели получения информации явно не выражены. Они проявляются в повседневной деятельности человека в быту, в его общении с людьми, с окружающей природой, в поведении в социуме и т.п., т. е. в тех ситуациях, где чаще всего требуются оперативные или тактические знания, складывающиеся на данный момент. Способности к восприятию и переработке информации в таких ситуациях зависят в основном от генетически унаследованных свойств, от присущих моральных принципов поведения и, конечно, от суммы приобретенных знаний в результате воспитания и образования.
Цели художественно-эстетического порядка связаны с постоянным стремлением человека к духовному обогащению, получению с помощью культуры и искусства (литературы, театра живописи и т.д.) знаний интеллектуального рода, вызывающих его эмоциональные переживания. Еще в XVIII в. А. Баумгартен предложил новое понятие — "науку о чувственном знании" как низшую теорию познанияI, дополняющую логику, для чего ввел термин эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного. В этом случае содержащееся в произведениях искусства и культуры при общении с ними человеком осмысливается индивидуально, в результате чего извлекаются знания о духовных ценностях человека и окружающего мира, причем это происходит аналогично процессам получения и извлечения информации в других областях — технике, экономике и др.
Игровые цели получения информации направлены на принятие оптимальных решений участниками игры, которые преследуют в процессе игры противоположные интересы, что представляет собой конфликтную ситуацию. Поскольку участвующие в большинстве конфликтов стороны заинтересованы в том, чтобы скрыть от соперника свои намерения, принятие решений происходит в условиях неопределенности, а получение какой- либо информации о планах (стратегии) играющих и об имеющихся у них ресурсных возможностях снижает неопределенность на стороне получателя этой информации и дает ему больше шансов на выигрыш.
Таким образом, информация позволяет максимизировать вероятность достижения благоприятного результата игры за счет обоснованного разрешения конфликта на основании имеющихся или полученных знаний о вероятных действиях противника.
К классу игр относят не только всем известные традиционные игры — салонные, настольные или домашние игры (например, шахматы, карты, домино), но и конфликтные ситуации, возникающие в экономике (аукционы, арбитражные споры, конкуренция производств, товаров и т.п.), в спортивных состязаниях, в военном деле, в политике, (например, выборы в органы власти при наличии нескольких кандидатов на одно место) и т.п.
Конфликтные ситуации характеризуются наличием множества неизвестных факторов и планов противодействующих сторон и отсутствием информации об этом, что создает трудности для непосредственного анализа таких ситуаций, необходимость чего определяется самой целью игры. Учитывая это, была создана теория игр как раздел математики, изучающий методы и модели принятия оптимальных решений в условиях конфликта, т. е. при явлении, в котором участвуют различные стороны, наделенные различными возможностями выбирать доступные для них действия в соответствии с их интересами.
Игра по сути представляет собой процесс непродуктивной деятельности человека, смысл которой заключается не только в результате, но и в самом процессе. Это свойство игры в настоящее время широко используется при проведении так называемых деловых игр. Они позволяют разыгрывать различные ситуации по заданным или разрабатываемым самими участниками игры правилам.
Таким образом, информация, получаемая участниками в процессе деловой игры, приносит им новые знания и навыки поведения в необходимых для их профессиональной деятельности условиях, в ситуациях, имитирующих реальные. Следовательно, такая информация носит также и познавательный характер.
Игра как способ нетривиального получения информации имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии как детей и подростков, так и отдельных контингентов специалистов, а также в приобретении ими знаний, обеспечивающих психологическую и интеллектуальную подготовку к будущим жизненным ситуациям.
Управленческие цели получения информации в отличие от других, перечисленных выше, имеют, как правило, хорошо формализуемый характер, так как связаны с задачами управленияI, заключающимися, в свою очередь, в достижении определенных, заранее намеченных целей относительно состояния или поведения выделенного объекта управления.
С понятием "управление" напрямую связано общенаучное определение системы управления как совокупности управляемого объекта и устройства управления (комплекс средств сбора, обработки или преобразования, хранения и передачи информации, а также формирования управляющих решений, сигналов или команд), действие которой направлено на поддержание или улучшение работы объекта. Рассмотрим более подробно суть управления. На рис. 1.1 представлена обобщенная структура системы управления, которая включает входные воздействия на объект — X, характеристику его состояния на выходе — Y и управляющее воздействие — U, сформированное устройством управления на основании поступающей информации о состоянии объекта на входе — Iх и выходе — IY, о целях управления — Iz, а также о среде пребывания объекта — внешней среде — Is (последнее не всегда учитывается).
Внешняя Цель среда управления Рис. 1.1. Обобщенная структура системы управления
Таким образом, эффективное управление в общем случае возможно только при наличии достаточных, достоверных и своевременных (оперативных) знаний от указанных выше четырех источников информации (Ix, IY, Is, Iz). Отсюда вывод — любое управление базируется на информации. Этим проблемам посвящена современная наука кибернетикаII.
Объекты управления по своей природе подразделяются на следующие группы:
технические (технические устройства, системы, машины и т.п.);
организационно-экономические (фирмы, отдельные цеха или участки предприятия, учреждения, корпорации, отрасли хозяйства, экономическое хозяйство страны, государство, территориальные, государственные и межгосударственные политико-экономические образования, рынки и т.п.);
энергетические (генераторы электрической, магнитной и других видов энергии, ее преобразователи, потребители и т.п.);
социальные (отдельные люди и коллективы, характеризующиеся национальной или государственной принадлежностью, местом проживания, родом своей деятельности, возрастными или другими отличиями и связанные со сферой их повседневной жизни, организации их жизни, с другими коллективами и т.п.);
биологические (отдельные виды животного и растительного мира, штаммы и т.п.);
информационные (данные, базы данных, документы и т.п.).
Объектами управления могут быть разнообразные процессы и технологии:
производственные процессы (технологические, энергетические, транспортные и др.);
процессы проектирования (например, проектирование сложных агрегатов, судов, промышленных сооружений, производственных комплексов и т.д.),
научно-исследовательские процессы;
медицинские исследования;
процессы технического или иного диагностирования;
информационные технологии (учет и обработка данных статистической отчетности, программирование и т.п.);
и др.
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- 1. Сущность информации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Цели получения информации
- 1.3. Носители информации
- 1.3.1. Данные
- 1.3.2. Документы
- 1.3.3. Сигналы
- 3. Сигнал дискретизированный (или дискретный) во времени с непрерывным по размеру параметром (рис. 1.4).
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные понятия и сущность информационных ресурсов
- 2.1. Определение информационных ресурсов
- 2.2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов
- 2.3. Возникновение и развитие информационных ресурсов
- 2.4. Классификация информационных ресурсов
- 2.5. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Недокументированные информационные ресурсы
- 3.1. Индивидуальные знания специалистов
- 3.2. Коллективные знания специалистов
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Документированные информационные ресурсы
- 4.1. Текстовые (письменные) информационные ресурсы
- 4.2. Характеристика первичных документов, опубликованных в виде издания
- 4.3. Характеристика первичных документов, не опубликованных в виде издания
- 4.4. Характеристика вторичных документов (информационных изданий)
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Электронные информационные ресурсы
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Характеристика баз данных
- 5.3. Электронные издания
- 5.4. Мультимедиасистемы
- 5.5. Гипертекстовые системы
- 5.6. Ресурсы Интернета
- 5.6.1. Общие положения
- 5.6.2. Сервисные услуги Интернета
- 5.6.3. Поисковый сервис Интернета
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Качество информации и его оценка
- 6.1. Характеристики качества информационных ресурсов
- 6.2. Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования
- 6.3. Методика формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса
- 6.4. Пример формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса Название: Информационный ресурс х
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов
- 7.1. Формирование единого информационного пространства
- 7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов
- 7.3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов
- 7.4. Разработка модели обработки запроса пользователя на получение информационного ресурса
- 7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг
- 7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности
- Вопросы для самоконтроля
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов
- 10.2.1. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации
- 10.2.2. Источники и поставщики патентной информации
- 10.2.3. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации
- 10.2.4. Источники и поставщики информации по статистике
- 10.2.5. Источники и поставщики юридически-правовой информации
- 10.3. Поставщики рыночной информации
- 10.4. Поставщики образовательных информационных ресурсов
- 10.5. Библиотечный фонд
- 10.6. Архивный фонд
- Вопросы для самоконтроля
- 11. Основы правового регулирования на информационном рынке
- Вопросы для самоконтроля
- Какую информацию запрещают к распространению в средствах массовой информации? литература