logo
МИР учебник

2.4. Классификация информационных ресурсов

Для классификации ИР и разбиения их на определенные виды или категории можно использовать разнообразные при­знаки. Наиболее обобщенным признаком, не требующим анализа ни семантической, ни синтаксической, ни прагматической со­ставляющих в ИР, служит признак формы представления или фиксации информации. В соответствии с этим признаком клас­сификация ИР представлена на рис. 2.3.

Исходя из приведенной классификации, все ИР целесооб­разно разбить на два класса: недокументированные, к которо­му относят индивидуальные и коллективные знания специали­стов, и документированные.

Документированные ИР по признаку закрепления инфор­мации подразделяют на текстовые (письменные), графические (чертежи, схемы, графики, карты, диаграммы, картины), фото-, аудио- (грампластинки, аудиокассеты и т. п.), видео- (кинофиль­мы, диапозитивы, слайды и т. п.) и электронные документы.

Рис. 2.3. Классификация информационных ресурсов

По признаку фиксации информации документированные ИР можно также разделить на два класса: зафиксированная и хранящуюся на различного типа материальных носителях (раз­личные материалы: бумага, холст, глина, парафин, фотоплен­ка, кинопленка, магнитная пленка и т. п.) и преобразованная и зафиксированная в электронном виде (память компьютера, дис­кетка, компакт-диск и т.п.).

По признаку подлинности документированные ИР подраз­деляются на документы-оригиналыI и копированные, или реп­родуцированныеII, документы (микрофиши, микрофильмы, ксе­рокопии, фотокопии и т. п.).

По признаку тематической принадлежности ИР могут быть подразделены на множество тематических областей и по­добластей знаний, например:

Использовать данный признак классификации ИР доста­точно сложно, так как один и тот же ресурс может содержать информацию по ряду разнообразных тем. В таком случае ИР включают в соответствующие тематикам виды, и, таким обра­зом, он может встречаться многократно в разных списках.

По признаку ограничения доступа ИР подразделяются на ряд классов, которые определяются законодательством страны или внутренними положениями организаций, владеющих инфор­мацией. Так, в Законе "Об информации, информационных тех­нологиях и о защите информации" сказано, что "доступ к инфор­мации — возможность получения информации и ее использова­ния" (ст. 2, п. 6); "конфиденциальность информации — обязатель­ное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию тре­тьим лицам без согласия ее обладателя" (ст. 2, п. 7); "ограничение доступа к информации устанавливается федеральными закона­ми в целях защиты основ конституционного строя, нравственно­сти, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспече­ния обороны страны и безопасности государства" (ст. 9, п. 1).

Также в Законе прописано: "Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа)" (ст. 5, п. 2) и "Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется:

Таким образом, информация в зависимости от категории доступа разбита на два класса: общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа, и в зависимости от поряд­ка ее предоставления или распространения — на 4 класса.

Следует отметить, что Закон гласит: "Федеральными за­конами устанавливаются условия отнесения информации к све­дениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тай­ну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциаль­ности такой информации, а также ответственность за ее раз­глашение" (ст. 9, п. 4).

По признаку коммерциализации ИР можно разделить:

ИР от отправителя (коммуникатора) к потребителю (реци­пиенту) распространяются с помощью устных, документальных и электронных каналов передачи информации. При этом воз­можны четыре варианта коммерциализации процесса:

    1. предоставление ресурса бесплатное, получение бесплатное;

    2. предоставление ресурса бесплатное, получение платное;

    3. предоставление ресурса платное, получение бесплатное;

    4. предоставление ресурса платное, получение платное.

В рекламном бизнесе принято предоставлять ИР на плат­ной основе, а получать рекламную информацию бесплатно (по телевидению и радио, путем рассылки газет, рекламных бро­шюр, установки рекламных щитов и плакатов и т. п.).

Для доступа в Интернет провайдерамиI устанавливается определенная плата в зависимости от объема получаемой ин­формации или времени нахождения в сети. При этом отдель­ные ресурсы предоставляются бесплатно, а некоторые имеют свою цену, которую необходимо оплатить предварительно пе­ред получением информации.