5.6.1. Общие положения
Стремительно развивающиеся информационные технологии привели к тому, что самой глобальной и совершенной системой передачи, поиска и получения необходимой информации при минимальных затратах времени и сил стал Интернет.
Главной целью построения Интернета является объединение на основе современных информационных технологий информационных ресурсов в различных сферах деятельности людей во всем мире и обеспечение свободного доступа к ним любому пользователю, имеющему компьютер и связь с сетью, независимо от места его нахождения.
Объединяя локальные, национальные и глобальные сети, Интернет стал источником колоссального по объему информационного ресурса, который развивается наиболее динамично из всех существующих в настоящее время и является ныне самой современной, интерактивной, мобильной, гипертекстовой, мультимедиа информационной системой.
В настоящее время сетевые технологии Интернет становятся доминирующими информационными технологиями и позволяют неограниченному количеству компьютеров одновременно взаимодействовать друг с другом в масштабе реального времени. При этом структура сети имеет три уровня.
Верхний уровень структуры составляет система опорных сетей, имеющих континентальный и межгосударственный статус. Средний уровень структуры представляется региональными сетями, присоединяющими к опорной сети ресурсы регионов. Местный уровень определяется сетями различных организаций, библиотек, университетов и т.п., подключаемых к региональным сетям, которые, в свою очередь, предоставляют им доступ к опорным сетям.
Сеть сформирована на базе бесчисленного разветвленного множества компьютеров (средств вычислительной техники) разных типов и назначения, программных средств, информационных ресурсов, средств связи и телекоммуникаций, по которым передается и принимается информация. Если в 1981 г. эта сеть связывала всего 213 компьютеров, то в настоящее время — несколько миллионов компьютеров. Таким образом, она объединяет сотни миллионов пользователей практически во всех странах мира, в том числе примерно 30 млн в России, в единое информационное пространство.
В настоящее время ресурсы Интернета ежедневно увеличиваются приблизительно на 3 млн страниц в день. Уже к 1998 г. в этой глобальной сети на 1,6 млн сайтах было размещено около 320 млн документов.
Более 90% информации в Интернете на английском языке. В начале развития сети через WWW было доступно лишь 300 научных журналов. Сейчас их более 4000.
Информацию в Интернете сосредотачивают на двух основных видах серверов: FTP (File Transfer Protocol) и WWW (World Wide Web — "Всемирная паутина"), причем с появлением последнего произошел настоящий переворот в информационной сфере обмена ИР.
Главными узлами сети являются сервера. Сервер — это мощный компьютер, который содержит необходимое программное обеспечение для всех процессов навигации в сети, а также ИР, доступные всем пользователям других компьютеров в свободном или закрытом (санкционированном) режимах.
FTP-сервер позволяет производить обмен информацией на уровне файлов, т. е. это сервер, представляющий собой хранилище файлов, из которого пользователи в дистанционном режиме извлекают нужные файлы и переписывают их на свой компьютер.
Одной из главных систем Интернета является гипертекстовая мультимедийная система WWW, серверы которой представляют собой мощный инструмент поиска информации из информационного пространства Интернета. Технология WWW имеет более наглядный и красочный интерфейс, чем все остальные. Для работы этой системы создан специальный язык программирования HTML (Hyper Text Markup Language), позволяющий программировать графические страницы, содержащие форматированные тексты, иллюстрации видеоизображения, музыкальные эффекты. Во всемирной паутине принцип гипертекста распространяется на большое число материалов и документов, находящихся в различных серверах сети. Работая с одним документом, можно легко переключиться на любой связанный с ним документ, в котором, в свою очередь, могут содержаться ссылки следующего и т.д., которые находятся в географически разных точках земного шара. При этом данные документы могут содержать рисунки, графику, таблицы и другие виды специальных программ.
Благодаря своей доступности и простоте в обращении среда WWW стала мультимедиальным центром всего Интернета, объединяющим ученых, инженеров и других специалистов-профессионалов, а также широкие массы обычных людей. В настоящее время каждый пользователь может создать свою страницу в WWW и представить ее в сети.
В настоящее время Интернет представляет собой глобальный справочник по всем ИР человечества. Интернет можно сравнить со справочно-библиотечной системой — то, как и что мы ищем в библиотеке, также происходит и в виртуальной среде Интернета. Работа в среде WWW похожа на работу с энциклопедией: читая статью, можно просматривать иллюстрации к ней, переходить по ссылке, углубляясь в какую- либо тему. Зная набор ключевых слов на заданную тему, можно с помощью развитых поисковых систем Интернета найти текстовую и видовую информацию по технике, технологиям, услугам, выставкам, изданиям.
Однако Интернет не может пока заменить традиционную библиотеку, хранящую печатные документы — она лишь дополняет ее. В сети в электронном виде присутствует пока достаточно ограниченное количество книг и периодических изданий, причем не все из них находятся в открытом доступе.
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- 1. Сущность информации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Цели получения информации
- 1.3. Носители информации
- 1.3.1. Данные
- 1.3.2. Документы
- 1.3.3. Сигналы
- 3. Сигнал дискретизированный (или дискретный) во времени с непрерывным по размеру параметром (рис. 1.4).
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные понятия и сущность информационных ресурсов
- 2.1. Определение информационных ресурсов
- 2.2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов
- 2.3. Возникновение и развитие информационных ресурсов
- 2.4. Классификация информационных ресурсов
- 2.5. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Недокументированные информационные ресурсы
- 3.1. Индивидуальные знания специалистов
- 3.2. Коллективные знания специалистов
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Документированные информационные ресурсы
- 4.1. Текстовые (письменные) информационные ресурсы
- 4.2. Характеристика первичных документов, опубликованных в виде издания
- 4.3. Характеристика первичных документов, не опубликованных в виде издания
- 4.4. Характеристика вторичных документов (информационных изданий)
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Электронные информационные ресурсы
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Характеристика баз данных
- 5.3. Электронные издания
- 5.4. Мультимедиасистемы
- 5.5. Гипертекстовые системы
- 5.6. Ресурсы Интернета
- 5.6.1. Общие положения
- 5.6.2. Сервисные услуги Интернета
- 5.6.3. Поисковый сервис Интернета
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Качество информации и его оценка
- 6.1. Характеристики качества информационных ресурсов
- 6.2. Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования
- 6.3. Методика формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса
- 6.4. Пример формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса Название: Информационный ресурс х
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов
- 7.1. Формирование единого информационного пространства
- 7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов
- 7.3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов
- 7.4. Разработка модели обработки запроса пользователя на получение информационного ресурса
- 7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг
- 7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности
- Вопросы для самоконтроля
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов
- 10.2.1. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации
- 10.2.2. Источники и поставщики патентной информации
- 10.2.3. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации
- 10.2.4. Источники и поставщики информации по статистике
- 10.2.5. Источники и поставщики юридически-правовой информации
- 10.3. Поставщики рыночной информации
- 10.4. Поставщики образовательных информационных ресурсов
- 10.5. Библиотечный фонд
- 10.6. Архивный фонд
- Вопросы для самоконтроля
- 11. Основы правового регулирования на информационном рынке
- Вопросы для самоконтроля
- Какую информацию запрещают к распространению в средствах массовой информации? литература