logo
МИР учебник

11. Основы правового регулирования на информационном рынке

Согласно ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Фе­дерации (ГК РФ) результатами интеллектуальной деятель­ности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, кото­рым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), на информационном рынке являются:

В основе правового регулирования на информационном рынке лежат юридические документы: законы, указы, поста­новления. Среди основных документов это:

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфе­ре информации, информационных технологий и защиты инфор­мации, основывается на следующих принципах:

Информация может являться объектом публичных, граж­данских и иных правовых отношений. Информация может сво­бодно использоваться любым лицом и передаваться одним ли­цом другому лицу, если федеральными законами не установле­ны ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

В зависимости от категории доступа информация подраз­деляется на общедоступную, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация огра­ниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется:

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных фе­деральными законами ограничений в отношении распростране­ния такой информации.

Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой инфор­мации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными зако­нами.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправле­ния, их должностных лиц в порядке, установленном законода­тельством Российской Федерации, информации, непосред­ственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государствен­ных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой органи­зации, а также информации, необходимой в связи с взаимодей­ствием с указанными органами при осуществлении этой орга­низацией своей уставной деятельности.

Не может быть ограничен доступ:

Ограничение доступа к информации устанавливается фе­деральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства.

Выделяются три вида информации по правам доступа:

Федеральными законами устанавливаются условия отне­сения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность со­блюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Информаци­ей владеет само государство и именно оно выдвигает требова­ния по ее защите и контролирует их выполнение.

Государственная тайна — защищаемые государством све­дения в области его военной, внешнеполитической, экономичес­кой, разведывательной, контрразведывательной и оперативно- розыскной деятельности, распространение которых может нане­сти ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень све­дений, составляющих государственную тайну, — совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения отно­сятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Степень секретности сведений, составляющих государ­ственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составля­ющих государственную тайну, и соответствующие этим степе­ням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

Государственную тайну составляют: сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, в области внеш­ней политики и экономики и в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

В частности, государственную тайну составляют сведения:

В военной области:

В области экономики, науки и техники:

В области внешней политики и экономики:

В области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федера­ции к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Устанавливаются три формы допуска к государствен­ной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государствен­ную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секрет­ным или секретным. Допуск должностных лиц и граждан к го­сударственной тайне предусматривает:

Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию:

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, не­сут уголовную, административную или дисциплинарную ответ­ственность в зависимости от причиненного обществу, государ­ству и гражданам материального и морального ущерба. Граж­дане вправе обжаловать такие решения в суд.

Граждане, предприятия, учреждения, организации и орга­ны государственной власти Российской Федерации вправе об­ратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные ар­хивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, в том числе государственные архивы, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляются граждане предпри­ятия, учреждения, организации и органы государственной влас­ти Российской Федерации, подавшие запрос.

Персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой инфор­мации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное поло­жение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Понимая степень значимости этой информации и ее роль в обеспечении безопасности каждой отдельно взятой личности, государство взяло ее под свой патронаж и рассматривает ее защиту, как одну из своих важных задач. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" обеспечи­вает защиту прав и свобод человека и гражданина при обра­ботке его персональных данных, в том числе защиту прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Конфиденциальность персональных данных — обяза­тельное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допус­кать их распространение без согласия субъекта персональ­ных данных или наличия иного законного основания;

Распространение персональных данных — действия, на­правленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомле­ние с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массо­вой информации, размещение в информационно-телекоммуни­кационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.

Использование персональных данных — действия (опера­ции) с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных действий, по­рождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом зат­рагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц.

Обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется:

В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники пер­сональных данных с письменного согласия субъекта персо­нальных данных могут включаться его фамилия, имя, отче­ство, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведе­ния о профессии и иные персональные данные, предоставлен­ные субъектом персональных данных.

Обработка персональных данных осуществляется толь­ко с согласия в письменной форме субъекта персональных дан­ных. Письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных должно включать в себя, в том числе:

Информация о гражданах не должна использоваться в це­лях причинения морального и материального вреда, так же не должна применяться для затруднения реализации прав и сво­бод граждан. Ограничение прав граждан РФ на основании ис­пользования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и ведет вплоть до уголовной ответ­ственности.

Юридические и физические лица, которые принимают на работу граждан, получают определенные данные о них, несут ответственность за обработку данной информации.

Персональные данные работника — информация, необ­ходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Обработка персональных данных работника — получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных дан­ных работника.

Порядок хранения, обработки и использования персональ­ных данных работников в организации устанавливается рабо­тодателем. Работники и их представители должны быть ознакомлены под расписку с документами организации, устанавли­вающими порядок обработки персональных данных работни­ков, а также своими правами и обязанностями в этой области.

При обработке и передаче персональных данных работ­ника должен соблюдать следующие требования:

В свою очередь работник имеет право:

Коммерческая тайна — режим конфиденциальности ин­формации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать нео­правданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — сведения любого характера (производствен­ные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осу­ществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отноше­нии которых обладателем таких сведений введен режим ком­мерческой тайны.

Право на отнесение информации к информации, состав­ляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и со­става такой информации принадлежит обладателю такой ин­формации.

Доступ к информации, составляющей коммерческую тай­ну, — ознакомление определенных лиц с информацией, состав­ляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиден­циальности этой информации.

Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — действие или бездействие, в результате которых ин­формация, составляющая коммерческую тайну, в любой воз­можной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

В целях охраны конфиденциальности информации работ­ник обязан:

Трудовым договором с руководителем организации дол­жны предусматриваться его обязательства по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем ко­торой являются организация и ее контрагенты, и ответствен­ность за обеспечение охраны ее конфиденциальности.

Работник, который в связи с исполнением трудовых обязан­ностей получил доступ к информации, составляющей коммерчес­кую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленной) или неосторожного разгла­шения этой информации при отсутствии в действиях такого ра­ботника состава преступления несет дисциплинарную ответствен­ность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований счи­тать использование данной информации незаконным, в том чис­ле получило доступ к ней в результате случайности или ошиб­ки, не может в соответствии с настоящим Федеральным зако­ном быть привлечено к ответственности.

Сроки актуальности информации, составляющей коммер­ческую тайну, определяется самим учреждением, эта инфор­мация остается таковой до момента, когда ее перестают охра­нять или делают общедоступной.

Следует отметить, что учреждение не имеет права относить информацию о гражданах к информации, составляющей ком­мерческую тайну.

Работник имеет право обжаловать в судебном порядке не­законное установление режима коммерческой тайны в отноше­нии информации, к которой он получил доступ в связи с испол­нением им трудовых обязанностей.

Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответ­ственность за собирание незаконными путями сведений, состав­ляющих коммерческую тайну.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен ли­цами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

- содержащихся в учредительных документах юридичес­кого лица, документах, подтверждающих факт внесения за­писей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

Особое место в правовом регулировании на информаци­онном рынке занимает авторское право. Авторское право рас­пространяется на произведения науки, литературы и искус­ства, являющиеся результатом творческой деятельности, не­зависимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. К объектам авторского права так­же относятся производные произведения, сборники и другие составные произведения, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат творческого труда.

Автору произведения принадлежат следующие права:

  1. исключительное право на произведение;

  2. право авторства;

  3. право автора на имя;

  4. право на неприкосновенность произведения;

  5. право на обнародование произведения.

Авторское право возникает с момента создания произве­дения. Для обеспечения доказательств авторства во многих слу­чаях осуществляется регистрация и депонирование произведе­ний. Однако для возникновения, осуществления и защиты прав авторское право не требует какого-либо специального оформ­ления.

Авторское право регулирует особенности использования различных произведений, например аудиовизуальных, про­грамм для ЭВМ как сложных объектов.

Авторское право предполагает ограничения для информа­ционных, научных, учебных и некоторых других специальных целей.

Использование произведения без согласия автора и без вы­платы авторского вознаграждения допускается, но с обязатель­ным указанием имени автора, произведение которого использу­ется, и источника заимствования.

Не являются объектами авторского права:

Согласно закону РФ "О средствах массовой информации" в Российской Федерации поиск, получение, производство и рас­пространение массовой информации, учреждение средств мас­совой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация техни­ческих устройств и оборудования, сырья и материалов, пред­назначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизу­альные и иные сообщения и материалы.

Под средством массовой информации понимается перио­дическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, ки­нохроникальная программа, иная форма периодического рас­пространения массовой информации.

Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуаль­ных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Под продукцией средства массовой информации понима­ется тираж или часть тиража отдельного номера периодичес­кого печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы.

Цензура массовой информации, т. е. требование от редак­ции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать со­общения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложе­ние запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается.

Не допускается использование средств массовой информа­ции в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для раз­глашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществле­нию террористической деятельности или публично оправды­вающих терроризм, других экстремистских материалов, а так­же материалов, пропагандирующих порнографию, культ на­силия и жестокости.

Запрещаются распространение в средствах массовой ин­формации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах при­обретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использова­ния отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной ин­формации, распространение которой запрещено федеральны­ми законами.