11. Основы правового регулирования на информационном рынке
Согласно ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), на информационном рынке являются:
произведения науки, литературы и искусства;
программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
базы данных;
исполнения;
фонограммы;
сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
изобретения;
полезные модели;
промышленные образцы;
селекционные достижения;
топологии интегральных микросхем;
секреты производства (ноу-хау);
фирменные наименования;
товарные знаки и знаки обслуживания;
наименования мест происхождения товаров;
коммерческие обозначения.
В основе правового регулирования на информационном рынке лежат юридические документы: законы, указы, постановления. Среди основных документов это:
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации";
Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов";
Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне";
Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных";
Федеральный закон от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне".
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
достоверность информации и своевременность ее предоставления;
неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
В зависимости от категории доступа информация подразделяется на общедоступную, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется:
на информацию, свободно распространяемую;
информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
Не может быть ограничен доступ:
к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
информации о состоянии окружающей среды;
информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Выделяются три вида информации по правам доступа:
информация, составляющая государственную тайну;
персональные данные;
информация, составляющая коммерческую тайну.
Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Информацией владеет само государство и именно оно выдвигает требования по ее защите и контролирует их выполнение.
Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно- розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, — совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".
Государственную тайну составляют: сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, в области внешней политики и экономики и в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
В частности, государственную тайну составляют сведения:
В военной области:
о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке.
В области экономики, науки и техники:
о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;
об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;
об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством РФ).
В области внешней политики и экономики:
о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.
В области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;
о методах и средствах защиты секретной информации;
об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;
о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;
о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.
Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:
принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
согласие на частичные, временные ограничения их прав;
письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий;
ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию:
о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.
Граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, в том числе государственные архивы, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляются граждане предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации, подавшие запрос.
Персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Понимая степень значимости этой информации и ее роль в обеспечении безопасности каждой отдельно взятой личности, государство взяло ее под свой патронаж и рассматривает ее защиту, как одну из своих важных задач. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиту прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Конфиденциальность персональных данных — обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания;
Распространение персональных данных — действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.
Использование персональных данных — действия (операции) с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц.
Обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется:
в случае обезличивания персональных данных;
в отношении общедоступных персональных данных.
В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных.
Обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных должно включать в себя, в том числе:
фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
цель обработки персональных данных;
перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.
Информация о гражданах не должна использоваться в целях причинения морального и материального вреда, так же не должна применяться для затруднения реализации прав и свобод граждан. Ограничение прав граждан РФ на основании использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и ведет вплоть до уголовной ответственности.
Юридические и физические лица, которые принимают на работу граждан, получают определенные данные о них, несут ответственность за обработку данной информации.
Персональные данные работника — информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Обработка персональных данных работника — получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника.
Порядок хранения, обработки и использования персональных данных работников в организации устанавливается работодателем. Работники и их представители должны быть ознакомлены под расписку с документами организации, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также своими правами и обязанностями в этой области.
При обработке и передаче персональных данных работника должен соблюдать следующие требования:
получать все персональные данные у работника (если их возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие);
не получать и не обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях, о членстве в общественных объединениях и профсоюзной деятельности, а также о частной жизни (по вопросам, связанным с трудовыми отношениями, работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия);
не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, кроме сведений о возможности выполнения работником трудовой функции;
не сообщать данные работника третьей стороне или в коммерческих целях без письменного согласия работника, кроме случаев необходимости предупреждения угрозы жизни и здоровью работника или случаев, установленных федеральным законом;
осуществлять передачу данных в пределах одной организации в соответствии с локальным нормативным актом организации, с которым работник должен быть ознакомлен под расписку;
разрешать только специально уполномоченным лицам доступ к персональным данным работников, необходимым для выполнения конкретных функций;
требовать от лиц, получающих данные о работнике, соблюдения указанных выше требований;
обеспечить защиту персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты (за счет средств работодателя).
В свою очередь работник имеет право:
на полную информацию о своих персональных данных и их обработке;
свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копий любой записи, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
определение представителей для защиты своих персональных данных;
доступ к медицинским данным с помощью медицинского специалиста по своему выбору;
требование об исключении или исправлении неверных или неполных или обработанных с нарушением данных (при отказе работодателя это сделать — заявить ему в письменной форме о своем несогласии с соответствующим обоснованием);
требование об извещении работодателем всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные;
обжалование в суд любых неправомерных действий или бездействия работодателя при обработке и защите своих персональных данных.
Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации.
Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, — ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации.
Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.
В целях охраны конфиденциальности информации работник обязан:
выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;
не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях;
передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.
Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязательства по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны ее конфиденциальности.
Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленной) или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с настоящим Федеральным законом быть привлечено к ответственности.
Сроки актуальности информации, составляющей коммерческую тайну, определяется самим учреждением, эта информация остается таковой до момента, когда ее перестают охранять или делают общедоступной.
Следует отметить, что учреждение не имеет права относить информацию о гражданах к информации, составляющей коммерческую тайну.
Работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность за собирание незаконными путями сведений, составляющих коммерческую тайну.
Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
- содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными.
Особое место в правовом регулировании на информационном рынке занимает авторское право. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. К объектам авторского права также относятся производные произведения, сборники и другие составные произведения, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат творческого труда.
Автору произведения принадлежат следующие права:
исключительное право на произведение;
право авторства;
право автора на имя;
право на неприкосновенность произведения;
право на обнародование произведения.
Авторское право возникает с момента создания произведения. Для обеспечения доказательств авторства во многих случаях осуществляется регистрация и депонирование произведений. Однако для возникновения, осуществления и защиты прав авторское право не требует какого-либо специального оформления.
Авторское право регулирует особенности использования различных произведений, например аудиовизуальных, программ для ЭВМ как сложных объектов.
Авторское право предполагает ограничения для информационных, научных, учебных и некоторых других специальных целей.
Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения допускается, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.
Не являются объектами авторского права:
официальные документы;
государственные символы и знаки;
произведения народного творчества;
сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Согласно закону РФ "О средствах массовой информации" в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы.
Цензура массовой информации, т. е. требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается.
Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- 1. Сущность информации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Цели получения информации
- 1.3. Носители информации
- 1.3.1. Данные
- 1.3.2. Документы
- 1.3.3. Сигналы
- 3. Сигнал дискретизированный (или дискретный) во времени с непрерывным по размеру параметром (рис. 1.4).
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные понятия и сущность информационных ресурсов
- 2.1. Определение информационных ресурсов
- 2.2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов
- 2.3. Возникновение и развитие информационных ресурсов
- 2.4. Классификация информационных ресурсов
- 2.5. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Недокументированные информационные ресурсы
- 3.1. Индивидуальные знания специалистов
- 3.2. Коллективные знания специалистов
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Документированные информационные ресурсы
- 4.1. Текстовые (письменные) информационные ресурсы
- 4.2. Характеристика первичных документов, опубликованных в виде издания
- 4.3. Характеристика первичных документов, не опубликованных в виде издания
- 4.4. Характеристика вторичных документов (информационных изданий)
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Электронные информационные ресурсы
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Характеристика баз данных
- 5.3. Электронные издания
- 5.4. Мультимедиасистемы
- 5.5. Гипертекстовые системы
- 5.6. Ресурсы Интернета
- 5.6.1. Общие положения
- 5.6.2. Сервисные услуги Интернета
- 5.6.3. Поисковый сервис Интернета
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Качество информации и его оценка
- 6.1. Характеристики качества информационных ресурсов
- 6.2. Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования
- 6.3. Методика формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса
- 6.4. Пример формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса Название: Информационный ресурс х
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов
- 7.1. Формирование единого информационного пространства
- 7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов
- 7.3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов
- 7.4. Разработка модели обработки запроса пользователя на получение информационного ресурса
- 7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг
- 7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности
- Вопросы для самоконтроля
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов
- 10.2.1. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации
- 10.2.2. Источники и поставщики патентной информации
- 10.2.3. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации
- 10.2.4. Источники и поставщики информации по статистике
- 10.2.5. Источники и поставщики юридически-правовой информации
- 10.3. Поставщики рыночной информации
- 10.4. Поставщики образовательных информационных ресурсов
- 10.5. Библиотечный фонд
- 10.6. Архивный фонд
- Вопросы для самоконтроля
- 11. Основы правового регулирования на информационном рынке
- Вопросы для самоконтроля
- Какую информацию запрещают к распространению в средствах массовой информации? литература