2.5. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества
В старой редакции Закона "Об информации, информатизации и защите информации" понятие информатизации общества трактовалось следующим образом.
Информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов
В новой редакции Закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 № 149-ФЗ понятие информатизации отсутствует, но несмотря на это такой чрезвычайно важный процесс отражен во многих статьях этого Закона, таких как ст. 10. "Распространение информации или предоставление информации"; ст. 11. "Документирование информации"; ст. 12. "Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий"; ст. 13. "Информационные системы"; ст. 14. "Государственные информационные системы"; ст. 15. "Использование информационно-телекоммуникационных сетей" и др.
Процесс информатизации общества, способствующий удовлетворению информационных потребностей и реализации прав физических, юридических лиц, а также государственных и общественных структур, включает:
а) этап формирования ИР;
б) этап представления ИР и его передачи пользователю (потребителю);
в) этап использования ИР пользователем (потребителем);
г) этап запроса пользователем (потребителем) на получение необходимой ему информации (новых знаний).
Формирование ИР осуществляется в результате интеллектуальной деятельности человека и представляется в виде документов, книг, статей, алгоритмов и программ, произведений культуры и искусства и т.п., зафиксированных на материальном носителе, или в виде накопленных или накапливаемых знаний в мозгу специалиста (ученого, врача, преподавателя, писателя, художника и т.п.). На выходе этого процесса возникает информационный продуктI в вещественной или невещественной форме, предназначенный для распространения, как и любой другой материальный продукт.
Создание информационного продукта происходит по двум побудительным причинам. Первая — это генерация новых идей и реализация активного, инициативного творческого начала человека — мыслителя, ученого или художника. В данном случае отсутствует индивидуальный или общественный запрос или заказ на получение новых ИР в конкретной предметной области знаний.
Вновь созданный информационный продукт является основой развития НТП, а в некоторых случаях влияет кардинальным, скачкообразным образом на его развитие (открытие электричества, телефона, радио, телевидения и т.д.).
Авторы подобного информационного продукта представляют последний обществу, которое зачастую по каким-либо причинам не всегда способно воспринять новизну предложений либо не в состоянии их реализовать при существующем уровне развития НТП. Так было с открытиями Коперника, Галилео, изобретениями Леонардо да Винчи, идеями, высказанными Жюль Верном и воспринятыми на долгие годы как фантастичные и невозможные для практической реализации, и т.п.
Вторая причина создания информационного продукта заключается в выработке новых или представлении уже известных человечеству знаний в определенной предметной области по запросам или заказам потребителей этой информации для эффективного осуществления своей научной, производственной, социальной, общественной и прочей деятельности.
Формирование стратегических информационных ресурсов происходит путем дополнения, накопления и интеграции новых знаний к уже существующим и, следовательно, постоянному их росту, что вызывает потребность создания методических и технических средств работы с возрастающими объемам ИР.
Таким образом, при постоянном совершенствовании производительных сил и производственных отношений в обществе, активизации социальной, политической и другой деятельности его членов потребность в получении разнообразной информации возрастает (по некоторым исследованиям по экспоненциальной кривой). Следовательно, возрастает количество запросов или заказов на требуемую информацию, а вместе с тем возникает необходимость интенсивного развития новых методов и средств, обеспечивающих создание, распространение, передачу и использование ИР.
Когда человек в силу своих ограниченных физических и интеллектуальных возможностей не успевает "переваривать" все больший объем поступающих к нему ИР и окружающей его информации, то ему приходится обращать внимание на информационные технологии, автоматизирующие процессы получения, хранения, переработки и передачи информации. Возникла система взаимовлияния между ИР и информационными технологиями работы с ними. Так, разработка новых методов и средств информационных технологий вызывает новые возможности генерации и использования ИР. В то же время новые и постоянно растущие по своим объемам и направлениям ИР требуют создания новых технологий для их хранения, обработки и передачи.
Интенсивное развитие ИР привело к созданию разнообразных вычислительных средств обработки информации от простейших счет и механических арифмометров до электронных устройств. Именно разработка и развитие электронно-вычислительных машин (ЭВМ) за последние 60 лет явились основой зарождения современных информационных технологий. Эта разработка прошла несколько фаз НТП и характеризуется сменой ряда поколений ЭВМ на разной элементной базе:
1-е поколение ЭВМ на электронных лампах (конец 40-х — начало 50-х гг. XX в.) характеризуется большими габаритными размерами и большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью, достаточно примитивным программированием (в кодах);
2-е поколение ЭВМ на полупроводниковых элементах (конец 50-х — начало 60-х гг.) характеризуется меньшими габаритными размерами и сниженным потреблением энергии. Все технические характеристики стали лучше. Появились алгоритмические языки для программирования;
3-е поколение ЭВМ на интегральных схемах (конец 60-х — начало 70-х гг.) отличается резким снижением габаритных размеров, повышением надежности, увеличением производительности, расширением структуры с помощью удаленных терминалов;
4-е поколение ЭВМ на больших интегральных схемах и микропроцессорах (середина 70-х гг.) характеризуется массовым выпуском микроЭВМ (настольные и бортовые) с еще более улучшенными техническими характеристиками. Развиваются мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью;
5-е поколение ЭВМ (с начала 80-х гг.) отличается массовым выпуском персональных компьютеров высокой производительностью и большой памятью. Отмечается переход на децентрализованные методы сбора, обработки и передачи информации, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение сетевых информационных технологий. Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Создаются подходы к разработке экспертных систем и систем искусственного интеллекта (ИИ).
Конец XX и начало XXI вв. знаменательны разработкой новых средств компьютерной обработки информации и средств связи, что привело к революционному этапу информатизации общества. Происходит целенаправленная интеграция систем обработки и передачи информации. Этому способствовали в основном три технических достижения, приведших к современным информационным технологиям:
а) появление новых технологий в среде накопления и хранения информации (в том числе с помощью лазерной техники);
б) разработка и широкое повсеместное распространение средств связи без ограничений во времени и пространстве с помощью различных линий связи (в том числе оптоволоконные, спутниковые и др.) с преимущественным переходом на цифровые высокоскоростные технологии;
в) автоматизированная обработка информации с помощью компьютерных и микропроцессорных средств по заданным алгоритмам.
На этом этапе возникла информационная индустриализация, опередившая по занятости работников, спросу, предложению и обмену информационными продуктами промышленную индустриализацию. Движущей силой развития общества становится производство в первую очередь информационного продукта, что позволяет производить материальные продукты с информационной точки зрения более емкими, используя при этом более широкие знания в области инновационных решений, в производственно-технологической и экономических сферах, а также в рыночных отношениях. Такое общество, в котором большинство работающих занимается производством, хранением, переработкой и реализацией информации, получило название информационного общества.
Процесс информатизации общества направлен на обеспечение всем его членам возможности доступа к надежным источникам информации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.
Информатизация общества с учетом индустриального развития и совершенствования методов и средств получения, обработки, преобразования, передачи и использования информации ведет к устранению человека от рутинных операций в работе, обеспечению высокого уровня автоматизации в производственной и социальной сферах, а значит, — к снижению материала- и энергоемкости производства и повышению его эффективности, т.е. решающим образом влияет на уровень экономического развития страны, ее обороноспособность и на все стороны проявления социальной деятельности граждан.
В высокоразвитом информационном обществе должно измениться не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, при которой возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.
Таким образом, деятельность людей будет сосредоточена главным образом на создании и использовании ИР, а производство материальных и энергетических ресурсов в большей свое части будет возложено на машины. В настоящее время закладываются основы построения единого мирового информационного пространства, объединяющего все человечество в информационное сообщество людей.
Материальной и технологической базой информационного общества являются различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:
решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами, при этом главной формой развития станет информационная экономика;
в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;
информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;
реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.
Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
все большее влияние на общество средств массовой информации;
информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;
существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества;
существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.
Исходя из сказанного, в период перехода к информационному обществу каждый член цивилизованного сообщества должен научиться основным принципам и подходам к восприятию и обработке информации, поступающей к нему в больших объемах и по разным каналам, а также овладеть современными средствами, методами и технологией информационной работы, т.е. человек должен освоить определенный уровень культуры по обращению с информацией (освоить информационную культуру).
Информационная культура — умение целенаправленно работать с ИР и владение современными методами и средствами (вычислительной техники и связи) получения, хранения, обработки и передачи информации для достижения определенного результата.
Информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека и должна проявляться в следующих аспектах:
в понимании четких целей и задач получения и использования информации;
умении классифицировать ИР и отличать их характерные особенности;
умении извлекать информацию из различных источников, в том числе недокументированных, документированных печатных и электронных;
способности эффективно хранить, обрабатывать (в том числе и аналитическими методами) и представлять информацию в необходимом для потребления виде;
умении оценивать эффективность использования ИР;
конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона и телефакса до персонального компьютера и компьютерных сетей);
способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
знании информационной среды или информационного пространства, включающего разнообразные потоки информации, различные информационные системы и ИР;
понимании своего места в информационной среде и своих иозможностей по управлению информационными потоками в своей области деятельности.
Информационная культура базируется на положениях ряда областей знаний: математики (в том числе теории вероятностей), теории систем, кибернетики, теории информации, информатики и др. Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новых информационных технологий и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- 1. Сущность информации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Цели получения информации
- 1.3. Носители информации
- 1.3.1. Данные
- 1.3.2. Документы
- 1.3.3. Сигналы
- 3. Сигнал дискретизированный (или дискретный) во времени с непрерывным по размеру параметром (рис. 1.4).
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные понятия и сущность информационных ресурсов
- 2.1. Определение информационных ресурсов
- 2.2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов
- 2.3. Возникновение и развитие информационных ресурсов
- 2.4. Классификация информационных ресурсов
- 2.5. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Недокументированные информационные ресурсы
- 3.1. Индивидуальные знания специалистов
- 3.2. Коллективные знания специалистов
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Документированные информационные ресурсы
- 4.1. Текстовые (письменные) информационные ресурсы
- 4.2. Характеристика первичных документов, опубликованных в виде издания
- 4.3. Характеристика первичных документов, не опубликованных в виде издания
- 4.4. Характеристика вторичных документов (информационных изданий)
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Электронные информационные ресурсы
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Характеристика баз данных
- 5.3. Электронные издания
- 5.4. Мультимедиасистемы
- 5.5. Гипертекстовые системы
- 5.6. Ресурсы Интернета
- 5.6.1. Общие положения
- 5.6.2. Сервисные услуги Интернета
- 5.6.3. Поисковый сервис Интернета
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Качество информации и его оценка
- 6.1. Характеристики качества информационных ресурсов
- 6.2. Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования
- 6.3. Методика формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса
- 6.4. Пример формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса Название: Информационный ресурс х
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов
- 7.1. Формирование единого информационного пространства
- 7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов
- 7.3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов
- 7.4. Разработка модели обработки запроса пользователя на получение информационного ресурса
- 7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг
- 7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности
- Вопросы для самоконтроля
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов
- 10.2.1. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации
- 10.2.2. Источники и поставщики патентной информации
- 10.2.3. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации
- 10.2.4. Источники и поставщики информации по статистике
- 10.2.5. Источники и поставщики юридически-правовой информации
- 10.3. Поставщики рыночной информации
- 10.4. Поставщики образовательных информационных ресурсов
- 10.5. Библиотечный фонд
- 10.6. Архивный фонд
- Вопросы для самоконтроля
- 11. Основы правового регулирования на информационном рынке
- Вопросы для самоконтроля
- Какую информацию запрещают к распространению в средствах массовой информации? литература