logo
МИР учебник

7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов

В связи с поставленными требованиями необходима разра­ботка методов учета, систематизации и структуризации разно­образных информационных материалов, в том числе по завер­шенным научно-техническим, опытно-конструкторским и ин­новационным разработкам, имеющим законченный товарный вид и практическую ценность непосредственно для товаропро­изводителей и других потребителей.

Это является основой автоматизированного формирования информационных ресурсов, хранения и доведения их до потен­циальных потребителей.

Современные требования предполагают ведение таких форм характеристического описания информационных ресур­сов, которые были бы достаточно емкими по содержанию, про­стыми и понятными для потребителя любого уровня его квали­фикационной подготовки.

При этом разрабатываемые методы формирования и рас­пространения информационных ресурсов должны предусмат­ривать процедуры подтверждения соответствия научно-техни­ческих разработок установленным требованиям, а также обес­печивать повышение ответственности разработчиков и сотруд­ников информационных служб за передаваемые пользователям научно-технические, опытно-конструкторские разработки и другие материалы

/

Рис. 7.4. Блок-схема алгоритма обслуживания

Универсальной формой характеристического описания ин­формационных ресурсов может быть паспорт информацион­ного ресурса, например, следующего табличного вида (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Паспорт информационного ресурса

1

Номер информационного ресурса

2

Шифр информационного ресурса

3

Наименование информационного ресурса

4

Аннотация:

  • краткое описание информационного ресурса;

  • -региональные или иные особенности использования или применения;

- объемы затрат на освоение, использование или внедре­ния;

эффект от освоения, использования или внедрения;

  • примеры освоения, использования или внедрения;

  • услуги, которые могут быть оказаны разработчиком при освоении информационного ресурса

5

Форма представления информационного ресурса

6

Режим доступа к информационному ресурсу

7

Условия передачи информационного ресурса

8

Территориальная принад­лежность источника ин­формационного ресурса

Страна

Округ

Субъект

Автономный округ, город, район

9

Автор-разработчик информационного ресурса

10

Реквизиты автора инфор­мационного ресурса

Почтовый адрес

Телефон / факс

Эл. почта

11

Владелец информационного ресурса

12

Реквизиты владельца ин­формационного ресурса

Почтовый адрес

Телефон / факс

Эл. почта

13

Ответственный сотрудник информационной службы

14

Реквизиты ответственного сотрудника информацион­ной службы

Почтовый адрес

Телефон / факс

Эл. почта

Интернет-адрсс

15

Дополнительные сведения

Заполненные паспорта информационных ресурсов, со­бранных в информационных центрах, переводятся на элект­ронный носитель и вводятся в базы данных.

Режим доступа к паспорту информационного ресурса, как правило, свободный, без ограничений. Получив паспорт неко­торого информационного ресурса, потенциальный его потреби­тель определяет место хранения самого ресурса и осуществля­ет связь с автором-разработчиком, или владельцем, или от­ветственным сотрудником информационного центра.

Следует отметить, что наличие различных организаций и учреждений, выступающих в роли источников информацион­ных ресурсов, приводит к появлению множества способов пе­редачи информационных ресурсов (организации маршрутов).

Имея паспорт информационного ресурса, потребитель мо­жет получить непосредственный ресурс согласно схеме (рис. 7.5).

Рис. 7.5. Схема передачи информационного ресурса потребителю на основании паспорта

Если ИР находится у автора-разработчика или владель­ца (научно-исследовательский институт, проектная органи­зация, библиотека, частное лицо и т. п.), то потребитель по паспорту информационного ресурса, полученному в инфор­мационном центре, осуществляет запрос непосредственно к его автору-разработчику или владельцу.

Целесообразно формировать периодические тематические подборки в виде паспортов на поступившие ресурсы в различ­ных предметных областях знаний, а затем размещать их на интернет-сайтах, а также передавать их в другие информацион­ные центры как автоматизированными способами с помощью электронных коммуникаций, так и по почтовой связи (возмож­но на электронных носителях или на бумажных носителях).

Тематические подборки по паспортам новых информацион­ных ресурсов по отраслевой принадлежности должны широко публиковаться, в том числе: в информационных бюллетенях отраслевых министерств и управлений, в собственных печатных изданиях информационных центрах, в специализированных от­раслевых изданиях, а также в специализированных средствах массовой информации (СМИ) общероссийского характера.

Публикация паспортов на информационные ресурсы и их тематических подборок на бумажных носителях или в электрон­ном виде в различных изданиях федерального, регионального и районного уровней позволяет передать практически всем потен­циальным потребителям информацию о наличии в промышлен­ности или АПК новых современных разработок и достижений.