1.1. Основные понятия
Понятие информация (от лат. informatio — разъяснение, изложение) трактуется как сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.).
Информацию, или сведения об окружающем мире, человек получает в процессах непосредственного взаимодействия с этим миром и исследования различных явлений, а также от других людей устно, с помощью книг, писем, телефона, радио, кино и телевидения, современных информационных систем (отдельные компьютеры, локальные и глобальные сети, например Интернет) и т. д. В работе различных технических устройств (автоматов) также включается информационный обмен даннымиI между собой и отдельными их частями.
Учитывая широту толкования и практического использования этого понятия в современном мире информационных преобразований и достижений, под информацией довольно часто понимают в различной интерпретации разные факты и данные, события и явления, а также процессы, происходящие в природе, технике или обществе. К примеру, в некоторых учебниках и пособиях суть информации представляется как некий процесс:
обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом (общенаучное понятие);
обмен сигналами в животном и растительном мире;
передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация).
Таким образом, в настоящее время в силу множества различных подходов и взглядов исследователей и практиков на роль, значение и сущность информации в природе и в различных областях деятельности человека единого, четкого и однозначного определения информации пока не выработано.
С позиций научно-прикладного толкования проблемы информация — это само содержание, т. е. смысл сообщения (сигнала) или сведения о чем-либо, рассматриваемые в процессе их передачи и в момент восприятия.
Под сообщением понимается представленная или переданная информация в различной форме (текст, речь, изображение, цифровые или аналоговые сигналы и т.п.). Причем под элементарным сообщением понимается любой из переданных знаков или сигналов. Сообщения принято рассматривать во времени как непрерывное или дискретное.
Сообщение непрерывное — представленная и переданная информация в виде непрерывной функции времени различных процессов и колебаний физических величин.
Сообщение дискретное — представленная и переданная информация в виде последовательности дискретных сигналов или знаков.
Суть информации заключается в том, что она сконцентрирована в знанияхI, которые получает человек путем осмысливания приходящего к нему сообщения. Если последнее не дает человеку новых для него знаний, то в сообщении информация отсутствует. С другой стороны необходимые новые для человека, но одинаковые по смыслу знания могут содержаться в разных сообщениях, различных по своей природе. Например, доклады ученых о признаках возможной биологической жизни на Марсе были сделаны на конференциях и совещаниях, опубликованы в научных изданиях, публикации на эту тему прошли на радио, в газетах, журналах, а также в электронных изданиях.
Таким образом, формы и объемы сообщений, содержащих одни и те же знания (одну и ту же информацию), могут быть совершенно разными. При этом одну мысль или знания определенного характера, т.е. одну информацию, можно представить с помощью различных формальных и неформальных языков, с разной степенью подробности, с возможными повторами и т.д. Любое сообщение имеет собственные характеристики своего описания, в том числе количественного. Например, отправлены данные в цифровой форме объемом 1 Мбайт или получено текстовое сообщение на русском языке объемом 2 кбайт. Наличие же в этих сообщениях самой информации может определить только получатель этого сообщения, извлекая из него для себя новые знания.
Следует отметить, что сведения, пришедшие получателю и уже известные ему, новых знаний не дают, а следовательно, информация в этом случае для получателя равна нулю. Такие сведения оказываются для него бесполезными, а сообщения бессмысленными и затратными.
Отметим еще одно важное обстоятельство: ошибки, допущенные при формировании сообщения, или возможные искажения последнего в процессе передачи или приема приведут к обязательному изменению формы и, чаще всего, объема сообщения, но информация при этом может нисколько не измениться, а может вероятностным образом частично или полностью уничтожиться.
Например, в отправленной адресату телеграмме следующего содержания: "Встречай 11 июля в 14 часов на Ярославском вокзале, поезд 23, вагон 7" — потеря предлогов "в", "на" и всех запятых не несет за собой уменьшения информации, т. е. сообщение при этом уменьшается по объему, а его смысл (объем знаний или количество информации) полностью сохраняется. Потеря части этого сообщения, например "14 часов" или "вагон 7", уменьшает его объем, а также уменьшает количество информации — в данном случае частично пропали знания, которые необходимо дополнительно добывать, чтобы принять правильное решение в сложившейся ситуации. Пропуск в телеграмме даты (11 июля) приводит к полной потере информации — оставшаяся часть сообщения становится бессмысленной для какого-то решения. Искажение любого числа в вышеприведенном тексте вызывает принятие для получателя абсолютно неверного решения.
В другом классическом примере следующего послания: "Казнить нельзя помиловать" ошибка в месте установки запятой может привести к полной потере информации и принятию решений с трагическими последствиями. Возможная пропажа запятой приводит к противоречивому, бессмысленному и абсурдному сообщению, по своей сути не содержащему информации.
Обобщая сказанное выше, уточним, что сообщение и информация — понятия, отличающиеся по сути. Сообщение — это только оболочка, носитель информации, сама же информация может содержаться в сообщении, а может и отсутствовать. Количество и качество информации может определить только ее получатель. Следовательно, информация субъективна и случайна. Информация всегда есть некие новые знания или сведения, заложенные в сообщении. Обратное утверждение: сведения есть информация — верно не всегда, потому что сведения могут не приносить получателю новых знаний.
Подчеркнем суть информации, заключенную в знаниях, которые являются прямым следствием потребностей человека эффективно действовать в окружающем мире. При этом необходимо иметь представление или достоверные знания о том, с чем человек имеет дело, о предметах, явлениях, процессах — вообще объектах, с которыми придется взаимодействовать, т.е. необходимо иметь постоянную информацию о происходящем в живой и неживой природе. Чем больше информации, тем больше знаний, тем лучше представление, тем успешнее будет действие, связанное с этим объектами.
Знания целесообразно подразделить на стратегические, которые могут быть полезными в будущем, и тактические, отражающие специфику сложившейся ситуации и нужные для образования сиюминутного поведения.
Рассмотрение понятия "информация" с точки зрения смыслового содержания сообщений и получения человеком новых знаний присуще семантическому подходу (или семантике), при котором исследуются отношения сообщений к тем сведениям или знаниям, которые они выражают. В данном случае рассматриваются знаковые системы как средства выражения определенного смысла, устанавливаются зависимости (если они имеются) между структурой знакосочетаний и их выразительными способностями образовывать осмысленные тексты.
Синтактически правильно выстроенная фраза некоторого сообщения может оказаться неверной в семантическом отношении. Например, сообщение "Длина дороги составляет 1000 тонн" грамматически составлено правильно, однако не имеет никакого смысла.
Различают логическую семантику как раздел логики, посвященный изучению значений понятий и суждений, а также их формальных аналогов — выражений различных исчислений (формальных систем) и структурную семантику как раздел структурной лингвистики, посвященный описанию смысла языковых выражений и операций над ними.
В настоящее время широко применяется семантический анализ, охватывающий совокупность операций, служащих для представления смысла текста на естественном языке в виде записи на некотором формализованном семантическом (смысловом) языке. При этом моделируется процесс понимания текста человеком. Адекватность моделирования (полнота и точность перевода с естественного языка на семантический) зависит от возможностей семантического языка, разработанности правил перевода, точности соотнесения единиц естественного языка с единицами семантического.
Семантический анализ является одним из этапов автоматического перевода, в процессе которого семантический язык выступает в роли языка-посредника. Разновидностью семантического анализа является индексирование в информационно- поисковых системах, т.е. представление содержания документов и запросов в терминах информационных языков.
В отличие от семантики синтаксический подход (или синтактика) направлен на исследование знаковых систем с точки зрения их синтаксиса, безотносительно к каким бы то ни было интерпретациям и проблемам, связанным с восприятием знаковых систем как средств общения и сообщения. Предметом анализа в данном случае являются: частота появления символов, т. е. знаков кода, связи между ними, порядок следования, их структурная организация, правила построения и преобразования выражений, при помощи которых могут формироваться сообщения. В синтактике сообщения рассматриваются как символы, абстрагированные от содержания, смысла, а также их практической ценности для получателя. Синтактике в естественном языке соответствует синтаксис.
Третий аспект понятия "информация" рассматривается прагматическим подходом (или прагматикой) и связан с исследованием отношения получаемых сведений непосредственно к получателю. При этом учитываются такие характеристики сведений, как важность, полезность, ценность, актуальность. Например, два следующих сведения: "У пациента зафиксирована t температура 39,9 °С" и "У пациента зафиксирована температура 36,6 °C" по своему объему абсолютно равны. В синтаксическом и семантическом отношении они совершенно не различаются. Однако первое сведение в прагматическом аспекте более важное и актуальное, чем второе, так как оно несет информацию, вызывающую необходимость принятия срочных мер лечебного характера.
Приведенные выше аналитические подходы являются предметом исследований теории знаков (семиотика), в которой знаковые системы изучаются на трех основных уровнях: синтаксическом, семантическом и прагматическом. Информативность сообщений может оцениваться на каждом из трех основных уровней семиотики. В настоящее время наиболее подробно разработана проблема синтаксической оценки информации. Проблема анализа информации на уровне семантического подхода достаточно сложна и находится в стадии методологической разработки. При этом следует сказать, что достаточно универсальных и эффективных математических мер оценки семантической информации еще не получено. Исследование прагматического аспекта информации в связи с отсутствием строгой общенаучной теории важности, полезности или ценности находится на начальном этапе.
Исходя из всего вышесказанного, дадим определение понятию информация. Согласно Закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 №149-ФЗинформация определяется следующим образомI:
Закон> | Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления |
Учитывая то, что формулировка в Законе носит статический характер наличия или хранения сведений или знаний, целесообразно понятие информации представить шире с учетом ее динамических свойств, рассматриваемых в моменты передачи информации и ее восприятия. Отсюда это понятие представлено следующим образом:
Определение> | Информация — сведения (сообщения, данные) о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления, являющиеся объектом получения, переработки или преобразования, хранения и передачи с помощью знаков, символов, условных сигналов, технических средств и т.д. |
Наука, изучающая количественные и другие закономерности, связанные с получением, передачей, хранением и обработкой информации, называется теорией информации (иногда — теорией сообщений). По принятому определению, теория информация — раздел кибернетики, в котором математическими методами изучаются способы измерения количества информации, содержащейся в каких-либо сообщениях, а также способы передачи, хранения извлечения и классификации информации.
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- 1. Сущность информации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Цели получения информации
- 1.3. Носители информации
- 1.3.1. Данные
- 1.3.2. Документы
- 1.3.3. Сигналы
- 3. Сигнал дискретизированный (или дискретный) во времени с непрерывным по размеру параметром (рис. 1.4).
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные понятия и сущность информационных ресурсов
- 2.1. Определение информационных ресурсов
- 2.2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов
- 2.3. Возникновение и развитие информационных ресурсов
- 2.4. Классификация информационных ресурсов
- 2.5. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Недокументированные информационные ресурсы
- 3.1. Индивидуальные знания специалистов
- 3.2. Коллективные знания специалистов
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Документированные информационные ресурсы
- 4.1. Текстовые (письменные) информационные ресурсы
- 4.2. Характеристика первичных документов, опубликованных в виде издания
- 4.3. Характеристика первичных документов, не опубликованных в виде издания
- 4.4. Характеристика вторичных документов (информационных изданий)
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Электронные информационные ресурсы
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Характеристика баз данных
- 5.3. Электронные издания
- 5.4. Мультимедиасистемы
- 5.5. Гипертекстовые системы
- 5.6. Ресурсы Интернета
- 5.6.1. Общие положения
- 5.6.2. Сервисные услуги Интернета
- 5.6.3. Поисковый сервис Интернета
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Качество информации и его оценка
- 6.1. Характеристики качества информационных ресурсов
- 6.2. Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования
- 6.3. Методика формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса
- 6.4. Пример формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса Название: Информационный ресурс х
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов
- 7.1. Формирование единого информационного пространства
- 7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов
- 7.3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов
- 7.4. Разработка модели обработки запроса пользователя на получение информационного ресурса
- 7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг
- 7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности
- Вопросы для самоконтроля
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов
- 10.2.1. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации
- 10.2.2. Источники и поставщики патентной информации
- 10.2.3. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации
- 10.2.4. Источники и поставщики информации по статистике
- 10.2.5. Источники и поставщики юридически-правовой информации
- 10.3. Поставщики рыночной информации
- 10.4. Поставщики образовательных информационных ресурсов
- 10.5. Библиотечный фонд
- 10.6. Архивный фонд
- Вопросы для самоконтроля
- 11. Основы правового регулирования на информационном рынке
- Вопросы для самоконтроля
- Какую информацию запрещают к распространению в средствах массовой информации? литература