9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица — специалисты, работающие почти во всех сферах производства и нуждающиеся в дополнительных знаниях. Они могут быть разделены на следующие группы:
работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;
специалисты промышленных предприятий, фирм и предприятий торговли;
специалисты консалтинговых и маркетинговых информационных агентств;
работники государственных учреждений;
работники общественных организаций;
индивидуальные пользователи.
Потребители информационных ресурсов нуждаются в информации, которую целесообразно разделить на следующие категории:
информация для специалистов;
рыночная информация;
образовательная информация;
информация широкого потребления.
Информация для специалистов содержит научную, инженерно-техническую, конструкторскую, проектную, а также гуманитарную, т.е. профессиональную, информацию (документальную, библиографическую, реферативную, справочную) в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности (в промышленности, сельском хозяйстве, вооруженных силах, окружающей среде, социальной сфере, медицине и здравоохранении, в сфере государственного управления, культуре и т.д.), предназначенную для узкого круга специалистов — ученых, инженеров, конструкторов, историков, юристов, врачей, геологов и т. д.
На стадии фундаментальных исследований необходима следующая научная и инженерно-техническая информация: сведения о последних достижениях науки и техники; информация о тенденциях развития данного вида техники; сведения о патентах и др.
На стадии прикладных исследований, конструкторских разработок и технологического освоения требуется следующая информация: сведения о новых научно-технических достижениях и НИОКР; сведения о совокупности затрат на разработку и производство; описание техники возможного производства; характеристика периода морального старения объектов техники; данные о затратах на изготовление; сведения о сырье и оборудовании; предложения фирм по материалам, комплектующим изделиям; сведения по стандартизации, сертификации и т. д.
На стадии производства идет отбор, анализ, внедрение научно-технической документации и оценка технических условий, что требует информации о мировых, региональных, национальных, отраслевых классификационных и оценочных показателях.
На стадиях эксплуатации, модернизации, утилизации необходима конъюнктурная и маркетинговая информация.
Кроме того, нужна правовая охрана промышленной и интеллектуальной собственности, создаваемой производителем, в том числе информации о патентной ситуации, о реализации патентования, лицензирования, экспертизы; о целесообразности приобретения лицензий и "ноу-хау" других фирм; о возможности коммерческого использования интеллектуальных продуктов инновационного цикла: патенты изобретений, принципиальные схемы, публикации, макеты изделий, образцы, чертежно- конструкторская документация, технологические образцы, технологическая документация, эксплуатационная документация, технология утилизации, сведения о законодательных и нормативных актах и их практическом применении.
К информации для специалистов относится информация о подсистемах и средствах обеспечения информационных систем, среди которых можно выделить технические средства (компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие); программные продукты (программные комплексы с разной ориентацией — от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности и т.п.); о разработке и сопровождении информационных систем и технологий (обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных (БД); о консультировании по различным аспектам информационной индустрии (какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.п.); о подготовке источников информации (создание БД по заданной теме, области, явлению и т. п.).
К этому виду информации относится статистическая информация по промышленности, по социальным и демографическим вопросам, а также прогнозные модели и оценки развития, в том числе информация, сосредоточенная в органах власти, в органах Росстата, отраслевых и региональных статистических центрах, сведения о переписи населения, паспортах территорий, экономике промышленности и агропромышленного комплекса, о производстве продукции и т.д.
Статистическая информация необходима как для осуществления государственного управления, так и для управления предприятиями.
Фирмы могут получать важную для них информацию, характеризующую состояние мировой экономики или регионов, от официальных источников статистической информации. Информационные ресурсы, отражающие состояние рынков продуктов и услуг с глубокой степенью детализации, формируются, как правило, частными компаниями.
Неофициальные статистические ресурсы содержат объективную информацию о состоянии рынков, об экономических связях различных регионов, а также о результатах деятельности участников рынка, такую, как доля фирмы на рынке, объем экспорта продукции в другие страны и многое другое.
Рыночная информация состоит из биржевой и финансовой информации (котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены и т.п.), маркетинговой информации (структура рынка, сегмент предприятия на рынке, спрос, предложения, потребители, конкуренты, конкурирующие товары, поставщики, общеэкономические тенденции, отраслевые тенденции), коммерческой бизнес-информации (общая информация по финансовому рейтингу, финансовая информация по активам и пассивам фирмы, по обороту, по стоимости продаж, кредитно-аналитическая информация по ликвидности по коэффициентам рентабельности, платежно- аналитическая информация, сроки исполнения платежей, сведения о компаниях, фирмах, корпорациях, направлении работы и их продукции, ценах на продукцию; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостей в области экономики и бизнеса и т.п.).
Основными потребителями биржевой информации в России являются профессиональные участники биржевого, фондового и финансового рынков — оптовики, профессиональные инвесторы, а также аналитические и консультационные службы, ориентированные на их обслуживание.
Специфика этого вида информации заключается в том, что она ежеминутно меняется, отражая события, происходящие на рынке, и включает сведения о ценных бумагах, фьючерсах, обменных курсах валют, рынке недвижимости, денег, капитала и страхования. Финансовый рынок как форма организации и регулирования жизни общества представляет собой прежде всего определенную информационную систему.
Поэтому главное условие успеха деятельности на финансовом рынке — владение оперативной и достоверной информацией.
Существуют комплексные сведения, охватывающие одновременно биржевую и финансовую информацию, экономическую, коммерческую, а иногда и специальную информацию, но ориентированную преимущественно на профессиональных инвесторов и предоставляющую им, по возможности, всю необходимую информацию для принятия решений по инвестированию.
Образовательная информация направлена на познавательные цели и может быть представлена в компьютерном и некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения т.п. для всех форм и ступеней образования: дошкольного, школьного, специального, среднепрофессионального, высшего, повышения квалификации и переподготовки.
Информация этого рода наиболее проверенная на практике и временем и представляет собой устоявшиеся сведения из основных направлений деятельности человека.
Информация широкого потребления состоит из новостий- ной (газеты, журналы, новости по радио и телевидению, новости агентств прессы и т.п.), справочно-потребительской (справочники, энциклопедии, расписание транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.) и развлекательной информации (игры, телетекст, видеотекст и т.п.), а также информации художественно-эстетического толка (кинофильмы, театральные постановки, музейные и другие выставки и т.п.).
В Законе РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле- и видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Для редакций средств массовой информации регистрация обязательна.
В законе отмечается недопустимость злоупотребления свободой массовой информации.
Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих террроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещается использование в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств.
Одной из отличительной особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радио.). Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.
Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций и др. обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства.
Наряду с позитивным влиянием информатизации общества существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками, создаваемые социальные коммуникационные связи.
В свою очередь, средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества.
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- 1. Сущность информации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Цели получения информации
- 1.3. Носители информации
- 1.3.1. Данные
- 1.3.2. Документы
- 1.3.3. Сигналы
- 3. Сигнал дискретизированный (или дискретный) во времени с непрерывным по размеру параметром (рис. 1.4).
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные понятия и сущность информационных ресурсов
- 2.1. Определение информационных ресурсов
- 2.2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов
- 2.3. Возникновение и развитие информационных ресурсов
- 2.4. Классификация информационных ресурсов
- 2.5. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Недокументированные информационные ресурсы
- 3.1. Индивидуальные знания специалистов
- 3.2. Коллективные знания специалистов
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Документированные информационные ресурсы
- 4.1. Текстовые (письменные) информационные ресурсы
- 4.2. Характеристика первичных документов, опубликованных в виде издания
- 4.3. Характеристика первичных документов, не опубликованных в виде издания
- 4.4. Характеристика вторичных документов (информационных изданий)
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Электронные информационные ресурсы
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Характеристика баз данных
- 5.3. Электронные издания
- 5.4. Мультимедиасистемы
- 5.5. Гипертекстовые системы
- 5.6. Ресурсы Интернета
- 5.6.1. Общие положения
- 5.6.2. Сервисные услуги Интернета
- 5.6.3. Поисковый сервис Интернета
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Качество информации и его оценка
- 6.1. Характеристики качества информационных ресурсов
- 6.2. Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования
- 6.3. Методика формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса
- 6.4. Пример формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса Название: Информационный ресурс х
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов
- 7.1. Формирование единого информационного пространства
- 7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов
- 7.3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов
- 7.4. Разработка модели обработки запроса пользователя на получение информационного ресурса
- 7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг
- 7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности
- Вопросы для самоконтроля
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов
- 10.2.1. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации
- 10.2.2. Источники и поставщики патентной информации
- 10.2.3. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации
- 10.2.4. Источники и поставщики информации по статистике
- 10.2.5. Источники и поставщики юридически-правовой информации
- 10.3. Поставщики рыночной информации
- 10.4. Поставщики образовательных информационных ресурсов
- 10.5. Библиотечный фонд
- 10.6. Архивный фонд
- Вопросы для самоконтроля
- 11. Основы правового регулирования на информационном рынке
- Вопросы для самоконтроля
- Какую информацию запрещают к распространению в средствах массовой информации? литература