logo
МИР учебник

2.3. Возникновение и развитие информационных ресурсов

С начала деятельности человека на земле его взаимоотно­шения друг с другом и с окружающей средой приносили огром­ный опыт и накапливающиеся знания, которые выражаются в виде субъективной и объективной информации. При этом не­посредственный опыт человека образует первичную информа­цию, или информацию первого порядка. Знания, полученные че­ловеком в результате обработки первичной информации или в результате некоторых сведений об имеющемся опыте других людей, представляет собой вторичную информацию, или инфор­мацию второго порядка. Таким образом, получаемые знания первого или второго порядков человеком фиксируются, сохра­няются, обрабатываются и передаются другим людям, что слу­жит основой возникновения информационной деятельности и информационных технологий.

История возникновения и развития ИР показывает дина­мику развития человека как разумного существа, способного не только эффективно использовать свои умственные и духовные способности для общения между собой и активного взаимодей­ствия с природой, но также создавать методы и средства фик­сации, хранения, обработки и передачи информации и таким образом развивать информационные технологии и формировать информационную среду для своего существования. В процессе своего развития человечество создавало и создает новые, все более совершенные, механизмы и технологии производства, хранения, обработки и передачи информации для удовлетво­рения своих информационных потребностей и обеспечивает тем самым формирование множества ИР.

В истории и развитии ИР условно можно отметить следую­щие фазы.

Первая фаза связана с возникновения речи и развитием информационного обмена между людьми на речевом и сигналь­ном уровнях, что позволяло оценивать разнообразный опыт де­ятельности человека в категориях информации и передавать последнюю от поколения к поколению. Устная информация яви­лась толчком к развитию речи, которая позволила выделить человека из животных и запустить механизмы информацион­ных технологий.

Вторая фаза развития ИР относится к эпохе возникнове­ния письменности (приблизительно конец 4 — начало 3 тысяче­летия до н.э. в Египте и Месопотамии), когда общение между людьми и обмен знаниями перешли на более высокий уровень — на уровень документального общения. При этом возникла техно­логия хранения информации в единичных экземплярах на при­митивных носителях (папирус, глина и т.п.), которые можно было перемещать в пространстве и времени. Появились возможности доступа (хотя малого и ограниченного) к информации текущего момента и исторического характера. В те времена создавались первые хранилища документов с информацией, отражающей состояние и поведение отдельных людей и общественной жизни.

Третья фаза характеризуется появлением печати (в сере­дине XI в. в Китае, в середине XV в. в Европе, в середине XVI в. в Москве). Это изобретение позволило тиражировать докумен­ты в виде книг или газет, распространять их в пространстве, а также формировать библиотеки, архивы и хранилища, т.е. на­капливать источники знаний, сконцентрированные в одном ме­сте, что создало основу системы общего и отраслевого профес­сионального образования и распространения этих знаний по все­му миру. Формируемые таким образом ИР начали приближать­ся к уровню информационных потребностей человека, которые, в свою очередь, пропорционально вырастали.

Четвертая фаза развития ИР относится к периоду откры­тия и применения в технике электрических сигналов и электро­магнитных волн (середина XIX в.). Появление телеграфа, теле­фона, радио и телевидения позволило обеспечить оперативный обмен информации в любом объеме практически по всему миру.

На этой стадии рост объемов создаваемых ИР приобрел крайне интенсивный характер (по экспоненциальной зависимо­сти). Так, например, если общая сумма знаний менялась внача­ле очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. — уже каждые 5 лет, с 1990 г. — ежегодно!

Это вызвано быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результа­ты научных исследований и опытно- конструкторских работ, постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности, появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.).

Если в начале XX в. во всем мире насчитывалось примерно 10 тыс. наименований журналов по всем областям знаний, то сейчас ежегодно публикуется около 100 тыс. журналов более чем на 60 языках, свыше 5 млн. научных статей, книг, брошюр, бо­лее 250 тыс. диссертаций и отчетов. Огромное количество доку­ментов (отчеты о научно-исследовательских работах, проект­ная и производственная документация и др.) остаются неопуб­ликованными, их число в 3~5 раз превышает опубликованные.

При этом бурными темпами развивались технологии при­ема-передачи информации на сигнальном уровне, а ее хране­ние происходило на старом уровне — традиционном уровне об­работки и хранения документов. Это привело человечество к кризисному состоянию, характеризуемому, с одной стороны, резко возрастающим объемом информации, в том числе за счет активно формирующихся цивилизованных экономических и общественных структур и средств оперативного получения ин­формации о разных аспектах их деятельности, а с другой — ог­раниченными возможностями архивирования и хранения доку­ментов (в большей части бумажных). При этом возникла про­блема поиска необходимой информации среди множества дру­гой, а также необходимость разработки и создания современ­ных средств автоматизации информационной деятельности. В таком потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее было создать новый продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. К примеру, в середине 80-х гг. XX в. для поиска необходимых документов в библиоте­ках США ежегодно тратилось примерно 300 млн долл., а темпы роста бумажного делопроизводства втрое превзошли темпы роста валового продукта США.

Такая ситуация вызвала новый виток бурного развития науки и техники на базе информационных технологий, что свя­зано с изобретением транзистора (1947 г.), микропроцессора (1971 г.), а в результате — с появлением персональных компью­теров и компьютерных сетей передачи данных. Наступила пя­тая фаза развития ИР — эпоха новых информационных тех­нологий, отличающихся следующими характерными чертами революционного перехода к современному информационному миру:

Развитие современных средств вычислительной техники и связи, создание компьютерных сетей, в частности Интернета, привело к расширению сферы науки и образования, сферы вли­яния электронных средств массовой информации, а следова­тельно, и к новому взрывному процессу резкого увеличения объема вновь генерируемых ИР. Так, в конце XX — начале XXI вв. это увеличение по сравнению с предыдущим периодом (за пер­вые три четверти XX в. информационный поток увеличился примерно в 30 раз) приняло скачкообразный характер и полу­чило название "информационного взрыва", или "информацион­ной революции".

Таким образом, наступили некоторые противоречия меж­ду возможностями человека по восприятию и переработке ин­формации, с одной стороны, и существующими мощными пото­ками лавинообразно нахлынувшей на него информации и колос­сальными массивами хранящихся ИР — с другой. При этом воз­никает информационный "шум", т.е. существует большое коли­чество избыточной информации, которая затрудняет восприя­тие полезного и нужного для потребителя ИР, а их объемы, рас­пределенные в мировом информационном пространстве, не по­зволяют ему быстро и эффективно извлекать искомую инфор­мацию.В настоящее время впервые за всю историю человечества темпы роста ИР перекрыли темпы роста информационных по­требностей человека, которые приближаются к своему преде­лу. При этом объем ИР в мире продолжает расти так же интен­сивно, а информационные потребности остановили свой рост в силу ограниченных возможностей самого человека усваивать или "переваривать" эти ресурсы. Таким образом, наступила эпоха информационного насыщения, или эпоха информацион­ного кризиса, разрешение которого возможно только за счет НТП в области информационных технологий.

За последние годы широкое использование компьютеров и микропроцессоров, сетей передачи данных, спутниковых и на­земных каналов связи позволило объединить мир в единую ги­гантскую систему, практически не имеющую границ и обеспе­чивающую хранение колоссальных по объему разнообразных ИР, пополнение и широкие возможности их освоения. Разраба­тываются новые методы, оптимизирующие процессы обработ­ки информации (например, распараллеливание процессов), ее хранения (например, сжатие) и распространения.

Происходит переход к "безбумажной" технологии и "без­бумажному" обществу, в котором ИР представляются в основ­ном в цифровом или электронном виде, а информационный об­мен между людьми осуществляется с помощью электронных средств (Интернета, электронной почты, видеотелефона, видео­конференций, факсимильной связи и т. п.). Хранение и обработ­ка любой информации при этом производится в цифровом виде на персональных компьютерах (объединенных развитой теле­коммуникационной сетью), что по своей сути является перехо­дом к новой — шестой фазе развития и потребления ИР.

Современные информационные технологии по формирова­нию и использованию ИР привели к созданию информационной индустрии, которая по своим масштабам и экономическим по­казателям опередила энергодобывающую, промышленную и сельскохозяйственную индустрии. Она связана как непосред­ственно с поиском и предоставлением информации, так и с раз­работкой программного и технического обеспечения и продажей его все большему числу пользователей. При этом возникла про­блема экономической оценки как самих ИР, так процессов их хранения и передачи. Появились множественные службы и организации по управлению и распространению ИР, а также программных и технических средств их хранения, переработки и доставки.

В итоге развитие мировых ИР и эволюция информацион­ных технологий на настоящий момент позволили: