7.1. Формирование единого информационного пространства
К настоящему времени информационные ресурсы распределены по различным организациям, имеющим разную форму собственности, на федеральном, региональных и районных уровнях. В соответствии с этим они обладают отличающимися организационными, содержательными, информационными и другие характеристиками, которые необходимо привести к единым формам с целью учета всех видов ресурсов, их систематизации и интеграции для повышения эффективности дальнейшего их использования.
С учетом задач создания и функционирования информационно-консультационой службы, которая должна интегрировать и эффективно использовать все виды информационных ресурсов информационно-консультационного, проектно-инновационного, образовательного, издательско-рекламного и иного характера, возникает необходимость создания единой системы их использования.
Для разработки такой системы должны быть решены задачи идентификации информационных ресурсов по предметным областям знаний, структурной организации, источникам информации и другим характерным признакам.
Существующую до настоящего времени систему формирования и использования информационных ресурсов можно представить в виде структуры, охватывающей множество отдельных ресурсов, которые сконцентрированы в отдельных центрах, организациях и учреждениях на всем информационном пространстве. Каждый такой центр независимо от иерархического уровня (федерального, регионального или районного) в сфере своей деятельности имеет определенное множество пользователей данного ресурса, которые, как правило, в настоящее время не пересекаются.
Кроме того, каждый центр имеет различные каналы коммуникаций с пользователями, а также различные каналы коммуникаций между отдельными центрами, которые в настоящее время, особенно на районном уровне, недостаточно развиты, что не способствует эффективному процессу обмена ресурсами.
Устранение указанных недостатков возможно при создании системы формирования информационных ресурсов на основе федерального виртуального банка информационных ресурсов (БИР). В этой системе должна формироваться, обрабатываться и храниться структурированная информация об имеющихся ресурсах в локальных центрах и должен быть обеспечен доступ к ним со стороны любого пользователя на всем информационном пространстве.
При создании единой системы формирования информационных ресурсов возможны два подхода: первый — создать информационную систему как прообраз библиотеки или некоторого фонда информационных ресурсов в классическом понимании этого понятия; второй — на базе современных информационных технологий создать виртуальный банк информационных ресурсов как совокупность математических моделей, методов получения, обработки и выдачи информации, технических и программных средств.
Учитывая сказанное, применим именно второй подход как наиболее современный и прогрессивный для создания информационных систем. При этом для синтеза такой системы проводится системный анализ объекта исследования и его моделирование.
Представим существующую систему формирования и использования информационных ресурсов в виде множества отдельных ресурсов R, сконцентрированных в отдельных организациях, учреждениях, службах (информационно-вычислительные центры, научно-исследовательские, образовательные и проектно-конструкторские организации и учреждения) на всем пространстве (рис. 7.1).
Каждый i-й центр (независимо от иерархического уровня: федерального, регионального или районного) в сфере своего функционирования имеет определенное множество пользователей данного ресурса как это представлено на рисунке в виде заштрихованной области вокруг ресурса. Такие множества пользователей, как правило, в настоящее время не пересекаются.
Кроме этого, каждый i-й центр имеет различные каналы коммуникаций с пользователями (в том числе личное общение специалиста-эксперта с пользователем, телефон, факс, почта, газета, журнал, радио, Интернет и др.), а также различные каналы коммуникации между отдельными центрами. Последние каналы в настоящее время достаточно редки и имеют чрезвычайно слабые связи. Центры, таким образом, разобщены, следовательно, разобщены и информационные ресурсы, сконцентрированные в этих центрах
Система формирования информационных ресурсов на основе единого виртуального банка информационных ресурсов позволит получать, обрабатывать и хранить систематизированную информацию об имеющихся информационных ресурсах в разных центрах и передавать ее любому пользователю или в любой другой центр на всем информационном пространстве. Таким образом, создается единое информационное пространство.
Исходя из представленной схемы, одной из основных характеристик любого ресурса должен быть виртуальный маршрут — Mi, т. е. характеристика связи i-гo ресурса с БИР.
При моделировании объекта исследования решаются следующие частные задачи:
разработка модели организации информационных ресурсов и виртуального банка информационных ресурсов;
разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов;
разработка модели получения и обработки заявки (запроса) от пользователя;
разработка модели обслуживания заявок (реализации услуг).
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- 1. Сущность информации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Цели получения информации
- 1.3. Носители информации
- 1.3.1. Данные
- 1.3.2. Документы
- 1.3.3. Сигналы
- 3. Сигнал дискретизированный (или дискретный) во времени с непрерывным по размеру параметром (рис. 1.4).
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные понятия и сущность информационных ресурсов
- 2.1. Определение информационных ресурсов
- 2.2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов
- 2.3. Возникновение и развитие информационных ресурсов
- 2.4. Классификация информационных ресурсов
- 2.5. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Недокументированные информационные ресурсы
- 3.1. Индивидуальные знания специалистов
- 3.2. Коллективные знания специалистов
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Документированные информационные ресурсы
- 4.1. Текстовые (письменные) информационные ресурсы
- 4.2. Характеристика первичных документов, опубликованных в виде издания
- 4.3. Характеристика первичных документов, не опубликованных в виде издания
- 4.4. Характеристика вторичных документов (информационных изданий)
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Электронные информационные ресурсы
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Характеристика баз данных
- 5.3. Электронные издания
- 5.4. Мультимедиасистемы
- 5.5. Гипертекстовые системы
- 5.6. Ресурсы Интернета
- 5.6.1. Общие положения
- 5.6.2. Сервисные услуги Интернета
- 5.6.3. Поисковый сервис Интернета
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Качество информации и его оценка
- 6.1. Характеристики качества информационных ресурсов
- 6.2. Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования
- 6.3. Методика формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса
- 6.4. Пример формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса Название: Информационный ресурс х
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов
- 7.1. Формирование единого информационного пространства
- 7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов
- 7.3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов
- 7.4. Разработка модели обработки запроса пользователя на получение информационного ресурса
- 7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг
- 7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности
- Вопросы для самоконтроля
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов
- 10.2.1. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации
- 10.2.2. Источники и поставщики патентной информации
- 10.2.3. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации
- 10.2.4. Источники и поставщики информации по статистике
- 10.2.5. Источники и поставщики юридически-правовой информации
- 10.3. Поставщики рыночной информации
- 10.4. Поставщики образовательных информационных ресурсов
- 10.5. Библиотечный фонд
- 10.6. Архивный фонд
- Вопросы для самоконтроля
- 11. Основы правового регулирования на информационном рынке
- Вопросы для самоконтроля
- Какую информацию запрещают к распространению в средствах массовой информации? литература