7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов
Для построения модели информационное пространство классифицируется на пять предметных областей знаний (S), которые обозначены следующим образом:
U — организационно-экономическая предметная область знаний и данных;
Т — производственно-технологическая предметная область знаний и данных;
I — информационная предметная область знаний и данных;
Е — образовательная предметная область подготовки и обучения кадров;
Н — социальная предметная область знаний и данных.
Каждая из предметных областей (S) разбивается на множество предметных тематических разделов — t (частные предметные области знаний), которые определяются в каждом конкретном случае формирования информационных ресурсов. Например, предметная область U может включать следующие предметные темы: бухгалтерский учет, страхование деятельности, планирование бизнеса и др. Предметная область Т — знания по отдельным отраслям промышленности или АПК (например, по почвоведению, по агрохимии, по ветеринарии и др.). Предметная область I может содержать разделы по ценовой информации о рынках, статистической отраслевой информации, транспортной информации и т. п. Предметная область "Е" может включать следующие предметные темы: методику подготовки специалистов в различных отраслях, специалистов по экономике малых предприятий и др. Предметная область "Н" включает предметные темы: социальные методы занятости населения, социальные права работников и др.
В зависимости от функционального предназначения информационные ресурсы сгруппированы по следующим направлениям деятельности, исходя из определения основных пяти функций (f):
К — информационно-консультационная;
Р — проектно-инновационная;
О — обучающая;
R — рекламно-издательская;
А — специального обслуживания или иная.
Таким образом, с помощью классификационного разбиения всего пространства информационных ресурсов определена структура виртуального БИР. При этом информационные ресурсы структурированы на предметные области (1-й ранг), предметные темы (2-й ранг) и функции (3-й ранг), в результате чего образуются предметно-тематические функциональные поля с 3-мерным системным обозначением. Графически это выглядит следующим образом (рис. 7.2).
Рис. 7.2. Пространство информационных ресурсов системы ИКС
Исходя из вышеприведенной организации системы, любой ресурс можно классифицировать:
а) по одной из пяти предметных областей: S = {U, Т, I, Е, Н};
б) по одной из множества предметных тем в данной области — ts (количество тем в области — Ns);
в) по одной из пяти функций: f = {К, Р, О, R, А}.
Отсюда любое предметно-тематическое функциональное поле (далее поле) однозначно идентифицируется тройкой: П = (s, t, f).
Учитывая тот факт, что к определенному идентифицируемому полю как тематическому направлению в определенной области фактов, данных и знаний относится множество разнообразных подтем, разделов и других структурных понятий, более детально характеризующих содержательную часть информационного ресурса, целесообразно тематические ресурсы данного поля классифицировать по четвертому вектору — по разделам (г), представляющему четверку: г = (s, t, f, j).
Обозначим ИР отдельного j-раздела как информационный компонент одного поля БИР, к которому будут относиться любые информационные ресурсы, отвечающие вышеприведенной классификации, т. е. ресурсы rs,fJ. В данном случае набор индексов строго идентифицирует принадлежность данного ресурса к j — разделу, f — функции, t — предметной тематике, s — предметной области.
Следуя приведенной классификации можно определить суммарные ресурсы по предметной тематике одной предметной области, по определенной функции одной предметной области, суммарный объем ресурсов по определенной функции, суммарный ресурс одной предметной области, а также общий ресурс БИР.
Суммарный ресурс одного поля БИР можно представить в виде:
где Nstf — количество разделов в поле stf .
Следует отметить, что ресурс можно идентифицировать только в том случае, если он больше 0, т. е. существуют конкретные материалы, данные и знания по конкретному разделу.
Суммарные ресурсы по предметной тематике одной предметной области можно выразить следующим образом:
Аналогичным образом определяется суммарный ресурс одной предметной области:
Суммарный объем ресурсов по определенной функции можно определить так:
Общий ресурс ВИР представляется следующим образом: 5 NS 5
Таким образом, приведенные выше подходы и принципы построения БИР позволяют решать не только методологические задачи систематизации, структуризации и идентификации различных информационных ресурсов, но и позволяют организовать работу отдельных центров с учетом их функциональной деятельности, связанной с формированием и использованием информационных ресурсов различных предметных областей и тематических разделов.
Исходя из этого, определяются целевые функции деятельности центров на федеральном, региональном и районным уровнях системной иерархии. Так, для центров двух последних уровней основными целевыми функциями являются пять вышеобозначенных в модели функций. Для Федерального центра консультирования как головного центра основной целевой функцией является информационная функция, заключающаяся в создании и эксплуатации виртуального банка информационных ресурсов.
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- 1. Сущность информации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Цели получения информации
- 1.3. Носители информации
- 1.3.1. Данные
- 1.3.2. Документы
- 1.3.3. Сигналы
- 3. Сигнал дискретизированный (или дискретный) во времени с непрерывным по размеру параметром (рис. 1.4).
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные понятия и сущность информационных ресурсов
- 2.1. Определение информационных ресурсов
- 2.2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов
- 2.3. Возникновение и развитие информационных ресурсов
- 2.4. Классификация информационных ресурсов
- 2.5. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Недокументированные информационные ресурсы
- 3.1. Индивидуальные знания специалистов
- 3.2. Коллективные знания специалистов
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Документированные информационные ресурсы
- 4.1. Текстовые (письменные) информационные ресурсы
- 4.2. Характеристика первичных документов, опубликованных в виде издания
- 4.3. Характеристика первичных документов, не опубликованных в виде издания
- 4.4. Характеристика вторичных документов (информационных изданий)
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Электронные информационные ресурсы
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Характеристика баз данных
- 5.3. Электронные издания
- 5.4. Мультимедиасистемы
- 5.5. Гипертекстовые системы
- 5.6. Ресурсы Интернета
- 5.6.1. Общие положения
- 5.6.2. Сервисные услуги Интернета
- 5.6.3. Поисковый сервис Интернета
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Качество информации и его оценка
- 6.1. Характеристики качества информационных ресурсов
- 6.2. Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования
- 6.3. Методика формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса
- 6.4. Пример формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса Название: Информационный ресурс х
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов
- 7.1. Формирование единого информационного пространства
- 7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов
- 7.3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов
- 7.4. Разработка модели обработки запроса пользователя на получение информационного ресурса
- 7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг
- 7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности
- Вопросы для самоконтроля
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов
- 10.2.1. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации
- 10.2.2. Источники и поставщики патентной информации
- 10.2.3. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации
- 10.2.4. Источники и поставщики информации по статистике
- 10.2.5. Источники и поставщики юридически-правовой информации
- 10.3. Поставщики рыночной информации
- 10.4. Поставщики образовательных информационных ресурсов
- 10.5. Библиотечный фонд
- 10.6. Архивный фонд
- Вопросы для самоконтроля
- 11. Основы правового регулирования на информационном рынке
- Вопросы для самоконтроля
- Какую информацию запрещают к распространению в средствах массовой информации? литература