logo
МИР учебник

7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов

Для построения модели информационное пространство классифицируется на пять предметных областей знаний (S), которые обозначены следующим образом:

U — организационно-экономическая предметная область знаний и данных;

Т — производственно-технологическая предметная об­ласть знаний и данных;

I — информационная предметная область знаний и данных;

Е — образовательная предметная область подготовки и обу­чения кадров;

Н — социальная предметная область знаний и данных.

Каждая из предметных областей (S) разбивается на мно­жество предметных тематических разделов — t (частные пред­метные области знаний), которые определяются в каждом кон­кретном случае формирования информационных ресурсов. На­пример, предметная область U может включать следующие предметные темы: бухгалтерский учет, страхование деятель­ности, планирование бизнеса и др. Предметная область Т — зна­ния по отдельным отраслям промышленности или АПК (напри­мер, по почвоведению, по агрохимии, по ветеринарии и др.). Предметная область I может содержать разделы по ценовой информации о рынках, статистической отраслевой информации, транспортной информации и т. п. Предметная область "Е" мо­жет включать следующие предметные темы: методику подго­товки специалистов в различных отраслях, специалистов по экономике малых предприятий и др. Предметная область "Н" включает предметные темы: социальные методы занятости на­селения, социальные права работников и др.

В зависимости от функционального предназначения инфор­мационные ресурсы сгруппированы по следующим направле­ниям деятельности, исходя из определения основных пяти фун­кций (f):

К — информационно-консультационная;

Р — проектно-инновационная;

О — обучающая;

R — рекламно-издательская;

А — специального обслуживания или иная.

Таким образом, с помощью классификационного разбие­ния всего пространства информационных ресурсов определе­на структура виртуального БИР. При этом информационные ресурсы структурированы на предметные области (1-й ранг), предметные темы (2-й ранг) и функции (3-й ранг), в результа­те чего образуются предметно-тематические функциональ­ные поля с 3-мерным системным обозначением. Графически это выглядит следующим образом (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Пространство информационных ресурсов системы ИКС

Исходя из вышеприведенной организации системы, любой ресурс можно классифицировать:

а) по одной из пяти предметных областей: S = {U, Т, I, Е, Н};

б) по одной из множества предметных тем в данной области — ts (количество тем в области — Ns);

в) по одной из пяти функций: f = {К, Р, О, R, А}.

Отсюда любое предметно-тематическое функциональное поле (далее поле) однозначно идентифицируется тройкой: П = (s, t, f).

Учитывая тот факт, что к определенному идентифициру­емому полю как тематическому направлению в определенной области фактов, данных и знаний относится множество разно­образных подтем, разделов и других структурных понятий, более детально характеризующих содержательную часть ин­формационного ресурса, целесообразно тематические ресур­сы данного поля классифицировать по четвертому вектору — по разделам (г), представляющему четверку: г = (s, t, f, j).

Обозначим ИР отдельного j-раздела как информационный компонент одного поля БИР, к которому будут относиться лю­бые информационные ресурсы, отвечающие вышеприведенной классификации, т. е. ресурсы rs,fJ. В данном случае набор индек­сов строго идентифицирует принадлежность данного ресурса к j — разделу, f — функции, t — предметной тематике, s — пред­метной области.

Следуя приведенной классификации можно определить сум­марные ресурсы по предметной тематике одной предметной об­ласти, по определенной функции одной предметной области, сум­марный объем ресурсов по определенной функции, суммарный ресурс одной предметной области, а также общий ресурс БИР.

Суммарный ресурс одного поля БИР можно представить в виде:

где Nstf — количество разделов в поле stf .

Следует отметить, что ресурс можно идентифицировать только в том случае, если он больше 0, т. е. существуют конк­ретные материалы, данные и знания по конкретному разделу.

Суммарные ресурсы по предметной тематике одной пред­метной области можно выразить следующим образом:

Аналогичным образом определяется суммарный ресурс одной предметной области:

Суммарный объем ресурсов по определенной функции мож­но определить так:

Общий ресурс ВИР представляется следующим образом: 5 NS 5

Таким образом, приведенные выше подходы и принципы построения БИР позволяют решать не только методологичес­кие задачи систематизации, структуризации и идентификации различных информационных ресурсов, но и позволяют органи­зовать работу отдельных центров с учетом их функциональной деятельности, связанной с формированием и использованием информационных ресурсов различных предметных областей и тематических разделов.

Исходя из этого, определяются целевые функции деятель­ности центров на федеральном, региональном и районным уровнях системной иерархии. Так, для центров двух последних уровней основными целевыми функциями являются пять вышеобозначенных в модели функций. Для Федерального цент­ра консультирования как головного центра основной целевой функцией является информационная функция, заключающа­яся в создании и эксплуатации виртуального банка информа­ционных ресурсов.