logo
МИР учебник

8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг

Информатизация общества неразрывно связана с возник­новением и развитием рынка информационные продуктов и услуг, который представляет собой систему экономических, пра­вовых и организационных отношений в сфере свободной куп­ли-продажи товаров интеллектуального труда и услуг между различными субъектами хозяйствования и потребителями.

Этот рынок, как и другие рынки, характеризуется опреде­ленной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и меха­низмами их предоставления, ценами.

Характерными чертами рыночных отношений являются: наличие конкуренции, свободный выбор партнеров, взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентный обмен то­варов и денежных средств и т. д., что обеспечивает возможность эффективного решения социально-экономических проблем.

В качестве товаров интеллектуального труда на этом рын­ке выступают информационные продукты: знания, документы, информационные системы, информационные технологии, ли­цензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-техни­ческие услуги, различного рода информация и прочие виды ин­формационных ресурсов.

В рыночных понятиях товар интеллектуального труда име­ет совокупность многих свойств, соответствующих товару ма­териально-вещественной или энергетической формы, т. е. лю­бому продукту труда, произведенного для купли-продажи (об­мена) и являющемуся предметом торговли.

Будем считать, что подготовленный к продаже, обмену или передаче ИР является информационным продуктом, который поступает на рынок напрямую либо через посредника. Это, как правило, документированные информационные ресурсы, в том числе электронные документы.

Понятию "информационная услуга" кроме основного оп­ределения — подготовку, получение и предоставление в рас­поряжение пользователя информационных ресурсов — мож­но дать следующие характеристики:

а) результат информационной деятельности или информа­ционных процессов;

б) конкретный результат материального или духовного про­изводства, обладающий качествами, характеризующими его целевое назначение, и информационными свойствами, ради ко­торых он приобретается и потребляется;

в) комплекс осязаемых и неосязаемых свойств (характери­стик, функций, выгод и использований), предназначенных для удовлетворения информационных нужд покупателей;

г) результат непроизводственной деятельности предприя­тия или лица, направленный на удовлетворение информацион­ных потребностей человека или организации в использовании различных продуктов.

Уникальность информационных услуг предопределяет спе­цифику рыночных отношений. Перечень предлагаемых на рын­ке информационных услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией в сфере использования информаци­онных ресурсов. Обобщая вышесказанное, понятие информаци­онной услуги можно определить следующим образом:

Информационная услуга — удов­летворение со стороны информационной системы, собственника или владельца ин­формационного ресурса заявки пользова­теля на подготовку и получение в согла­сованных условиях некоторого информа­ционного ресурса определенной темати­ческой направленности, заданного вида и конечного объема. При предоставлении услуги заключается соглашение (до­говор) между двумя сторонами — предоставляющей и исполь­зующей услугу.

Следует отметить, что в новой редакции Закона "Об ин­формации, информационных технологиях и о защите инфор­мации" отсутствуют понятия собственника информационных ресурсов, владельца информационных ресурсов и пользова­теля (потребителя) информации, а вместо них появилось по­нятие обладателя информации:

Обладатель информации — лицо, самосто­ятельно создавшее информацию либо получив­шее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информа­ции, определяемой по каким-либо признакам.

В качестве субъекта, которому необходима для использо­вания какая-либо информация, может выступать как любое частное лицо, так и общественная организация, предприятие, учреждение, хозяйство различных форм собственности и т.д.

Отметим некоторые особенности оказания информацион­ных услуг, которые выражаются в качестве и количестве вы­полненных работ по информационному обслуживанию, и дадим соответствующие определения:

Полная услуга — удовлетворение со стороны информационной системы, соб­ственника или владельца информацион­ного ресурса всех заявленных характери­стик и условий заявки пользователя по запрашиваемому информационному ре­сурсу.

Частичная услуга — удовлетворе­ние со стороны информационной систе­мы, собственника или владельца инфор­мационного ресурса только части заяв­ленных характеристик и условий заявки пользователя по запрашиваемому ин­формационному ресурсу.

Нереализованная услуга — не удов­летворение со стороны информационной системы, собственника или владельца ин­формационного ресурса ни одной из за-

Итак, рынок информационных услуг — совокупность отно­шений между потребителями (товаропроизводители) и субъек­тами предложения, включающих взаимодействия по поводу производства, приобретения, использования информации путем консультаций, образовательной, издательской, рекламной и правовой деятельности.

Рынок информационных услуг в процессе своего функцио­нирования выполняет шесть основных функций:

  1. обеспечения — удовлетворяет потребности каждого участ­ника либо в приобретении (получении), либо в сбыте информации;

  2. регулирования:

  1. посредническую — позволяет осуществлять обмен ин­формационными услугами между поставщиками и потребите­лям;

  2. информационную — обеспечивает распространение всей необходимой информации для активного и выгодного участия субъекта в рыночных отношениях;

  3. стимулирующую:

  1. санирующую — повышает конкурентоспособность, в противном случае механизм конкурентной борьбы санирует рынок от неконкурентоспособных участников.

В настоящее время рынок информационных услуг, как в промышленности, так и в агропромышленном комплексе еще не сформирован, и поэтому по уровню насыщенности (по объему и структуре) его можно отнести к категории дефицитного рынка.

Основными элементами рынка информационных услуг, как и любого другого, являются спрос, предложение и цена. Участ­никами рынка информационных продуктов (услуг) являются:

Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и раз­вивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.