8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг
Информатизация общества неразрывно связана с возникновением и развитием рынка информационные продуктов и услуг, который представляет собой систему экономических, правовых и организационных отношений в сфере свободной купли-продажи товаров интеллектуального труда и услуг между различными субъектами хозяйствования и потребителями.
Этот рынок, как и другие рынки, характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами.
Характерными чертами рыночных отношений являются: наличие конкуренции, свободный выбор партнеров, взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентный обмен товаров и денежных средств и т. д., что обеспечивает возможность эффективного решения социально-экономических проблем.
В качестве товаров интеллектуального труда на этом рынке выступают информационные продукты: знания, документы, информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
В рыночных понятиях товар интеллектуального труда имеет совокупность многих свойств, соответствующих товару материально-вещественной или энергетической формы, т. е. любому продукту труда, произведенного для купли-продажи (обмена) и являющемуся предметом торговли.
Будем считать, что подготовленный к продаже, обмену или передаче ИР является информационным продуктом, который поступает на рынок напрямую либо через посредника. Это, как правило, документированные информационные ресурсы, в том числе электронные документы.
Понятию "информационная услуга" кроме основного определения — подготовку, получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных ресурсов — можно дать следующие характеристики:
а) результат информационной деятельности или информационных процессов;
б) конкретный результат материального или духовного производства, обладающий качествами, характеризующими его целевое назначение, и информационными свойствами, ради которых он приобретается и потребляется;
в) комплекс осязаемых и неосязаемых свойств (характеристик, функций, выгод и использований), предназначенных для удовлетворения информационных нужд покупателей;
г) результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение информационных потребностей человека или организации в использовании различных продуктов.
Уникальность информационных услуг предопределяет специфику рыночных отношений. Перечень предлагаемых на рынке информационных услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией в сфере использования информационных ресурсов. Обобщая вышесказанное, понятие информационной услуги можно определить следующим образом:
Информационная услуга — удовлетворение со стороны информационной системы, собственника или владельца информационного ресурса заявки пользователя на подготовку и получение в согласованных условиях некоторого информационного ресурса определенной тематической направленности, заданного вида и конечного объема. При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами — предоставляющей и использующей услугу.
Следует отметить, что в новой редакции Закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" отсутствуют понятия собственника информационных ресурсов, владельца информационных ресурсов и пользователя (потребителя) информации, а вместо них появилось понятие обладателя информации:
Обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.
В качестве субъекта, которому необходима для использования какая-либо информация, может выступать как любое частное лицо, так и общественная организация, предприятие, учреждение, хозяйство различных форм собственности и т.д.
Отметим некоторые особенности оказания информационных услуг, которые выражаются в качестве и количестве выполненных работ по информационному обслуживанию, и дадим соответствующие определения:
Полная услуга — удовлетворение со стороны информационной системы, собственника или владельца информационного ресурса всех заявленных характеристик и условий заявки пользователя по запрашиваемому информационному ресурсу.
Частичная услуга — удовлетворение со стороны информационной системы, собственника или владельца информационного ресурса только части заявленных характеристик и условий заявки пользователя по запрашиваемому информационному ресурсу.
Нереализованная услуга — не удовлетворение со стороны информационной системы, собственника или владельца информационного ресурса ни одной из за-
Итак, рынок информационных услуг — совокупность отношений между потребителями (товаропроизводители) и субъектами предложения, включающих взаимодействия по поводу производства, приобретения, использования информации путем консультаций, образовательной, издательской, рекламной и правовой деятельности.
Рынок информационных услуг в процессе своего функционирования выполняет шесть основных функций:
обеспечения — удовлетворяет потребности каждого участника либо в приобретении (получении), либо в сбыте информации;
регулирования:
оптимально формирует структурные пропорции в общем объеме информационных услуг разного вида как с точки зрения спроса (потребления), так и с точки зрения их предложения;
обеспечивает рациональное распределение и обмен информацией между всеми субъектами рынка;
устанавливает уровень и зависимость движения цен (расценок) на информационные услуги под влиянием спроса и предложения;
посредническую — позволяет осуществлять обмен информационными услугами между поставщиками и потребителям;
информационную — обеспечивает распространение всей необходимой информации для активного и выгодного участия субъекта в рыночных отношениях;
стимулирующую:
способствует повышению качества и расширению ассортимента информационных услуг на основе конкуренции;
нацеливает поставщиков услуг на эффективную деятельность за счет изыскания наиболее оптимальных способов оказания услуг (достижение минимизации издержек при высоком качестве);
санирующую — повышает конкурентоспособность, в противном случае механизм конкурентной борьбы санирует рынок от неконкурентоспособных участников.
В настоящее время рынок информационных услуг, как в промышленности, так и в агропромышленном комплексе еще не сформирован, и поэтому по уровню насыщенности (по объему и структуре) его можно отнести к категории дефицитного рынка.
Основными элементами рынка информационных услуг, как и любого другого, являются спрос, предложение и цена. Участниками рынка информационных продуктов (услуг) являются:
производители информации (producers);
поставщики и продавцы информации (vendors);
пользователи информации (users) или подписчики (subscribers).
Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- 1. Сущность информации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Цели получения информации
- 1.3. Носители информации
- 1.3.1. Данные
- 1.3.2. Документы
- 1.3.3. Сигналы
- 3. Сигнал дискретизированный (или дискретный) во времени с непрерывным по размеру параметром (рис. 1.4).
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные понятия и сущность информационных ресурсов
- 2.1. Определение информационных ресурсов
- 2.2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов
- 2.3. Возникновение и развитие информационных ресурсов
- 2.4. Классификация информационных ресурсов
- 2.5. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Недокументированные информационные ресурсы
- 3.1. Индивидуальные знания специалистов
- 3.2. Коллективные знания специалистов
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Документированные информационные ресурсы
- 4.1. Текстовые (письменные) информационные ресурсы
- 4.2. Характеристика первичных документов, опубликованных в виде издания
- 4.3. Характеристика первичных документов, не опубликованных в виде издания
- 4.4. Характеристика вторичных документов (информационных изданий)
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Электронные информационные ресурсы
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Характеристика баз данных
- 5.3. Электронные издания
- 5.4. Мультимедиасистемы
- 5.5. Гипертекстовые системы
- 5.6. Ресурсы Интернета
- 5.6.1. Общие положения
- 5.6.2. Сервисные услуги Интернета
- 5.6.3. Поисковый сервис Интернета
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Качество информации и его оценка
- 6.1. Характеристики качества информационных ресурсов
- 6.2. Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования
- 6.3. Методика формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса
- 6.4. Пример формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса Название: Информационный ресурс х
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов
- 7.1. Формирование единого информационного пространства
- 7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов
- 7.3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов
- 7.4. Разработка модели обработки запроса пользователя на получение информационного ресурса
- 7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг
- 7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности
- Вопросы для самоконтроля
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов
- 10.2.1. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации
- 10.2.2. Источники и поставщики патентной информации
- 10.2.3. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации
- 10.2.4. Источники и поставщики информации по статистике
- 10.2.5. Источники и поставщики юридически-правовой информации
- 10.3. Поставщики рыночной информации
- 10.4. Поставщики образовательных информационных ресурсов
- 10.5. Библиотечный фонд
- 10.6. Архивный фонд
- Вопросы для самоконтроля
- 11. Основы правового регулирования на информационном рынке
- Вопросы для самоконтроля
- Какую информацию запрещают к распространению в средствах массовой информации? литература