logo
МИР учебник

7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг

Процесс обслуживания заявок можно изобразить в виде следующей цепи последовательных формальных процедур:

В данном случае процесс (Y) обслуживания заявки (Z) вклю­чает ее прием и фильтрацию (Ф) для приведения заявки к стан­дартной структурированной форме. Заявка направляется в ВИР, где идентифицируется раздел (s t f j), соответствующий заявке.

В разделе находится i-маршрут коммуникаций (Mjstfj), ко­торый указывает характеристики канала и режимов (Кi) и ус­ловий (Хi) коммуникаций. При согласовании заявленных и пред­лагаемых маршрутом вышеуказанных характеристик: Кi = Кz; Xi = Xz устанавливается контакт с источником(Иi) после чего пользователю передается ИР источника (RiStfj) по заявленному тематическому разделу.

На последней стадии процесса обслуживания производит­ся оценка эффективности ресурса Ri — ЭRi и эффективности оказания услуги — Эu

Целевая функция обслуживания при этом:

Y: Rstfji ∩ Rz => Rz. (7.15)

При Rstfji ∩ Rz = 0 заявка считается невыполненной, а услуга Y нереализованной. Количественная оценка услуги равно 0, т. е. Y = 0. (7.16)

При Rstfji З Rz < Rz заявка считается выполненной частич­но, а услуга Y частично реализованной. Количественная оценка услуги в данном случае:

0<Y<1. (7.17)

При выполнении условия Rstfji = Rz количественную оцен­ку услуги можно приравнять к 1. Тогда следующее выражение является количественной моделью реализации услуги

0<Y<1. (7.18)

Эффективность обслуживания, или эффективность реали­зации запросов, можно оценить следующим образом:

Эu = Y*100 (%). (7.19)

Оценить эффективность i-ro ресурса stfj-го поля можно аналогичным путем, используя сумму оценок эффективности реализации по количеству запросов к данному ресурсу:

где n — количество запросов к ресурсу.

Таким образом, при оценке эффективности обслуживания или эффективности реализации запросов выдвигается задача не­обходимого учета количества запросов к каждому ресурсу и оцен­ки эффективности обслуживания относительно этого ресурса.

В случае низкой величины ЭRi при определенном критери­альном значении количества запросов к данному ресурсу мож­но делать выводы о необходимой качественной модернизации содержательной части этого ресурса или в крайнем случае уда­лении его из БИР. При высокой величине ЭRi (близкой к 100%) можно сделать вывод о чрезвычайной полезности данного ре­сурса и необходимости его тиражирования и переноса на дру­гие источники

.При фиксации значительного количества обращений (n) запросов к определенному виду ресурсов можно делать выво­ды об инвестиционном развитии в первую очередь данного ре­сурса (согласно функции спроса).

В связи с вышесказанным целесообразно решить задачу непрерывного ранжирования ресурсов по количеству запро­сов и эффективности обслуживания, что позволит построить и эксплуатировать систему управления БИР по его наполне­нию и актуализации наиболее эффективными и современны­ми информационными материалами, базами данных и базами знаний.

Исходя из этого, алгоритм обслуживания можно предста­вить в следующем виде (рис. 7.4).