7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг
Процесс обслуживания заявок можно изобразить в виде следующей цепи последовательных формальных процедур:
В данном случае процесс (Y) обслуживания заявки (Z) включает ее прием и фильтрацию (Ф) для приведения заявки к стандартной структурированной форме. Заявка направляется в ВИР, где идентифицируется раздел (s t f j), соответствующий заявке.
В разделе находится i-маршрут коммуникаций (Mjstfj), который указывает характеристики канала и режимов (Кi) и условий (Хi) коммуникаций. При согласовании заявленных и предлагаемых маршрутом вышеуказанных характеристик: Кi = Кz; Xi = Xz устанавливается контакт с источником(Иi) после чего пользователю передается ИР источника (RiStfj) по заявленному тематическому разделу.
На последней стадии процесса обслуживания производится оценка эффективности ресурса Ri — ЭRi и эффективности оказания услуги — Эu
Целевая функция обслуживания при этом:
Y: Rstfji ∩ Rz => Rz. (7.15)
При Rstfji ∩ Rz = 0 заявка считается невыполненной, а услуга Y нереализованной. Количественная оценка услуги равно 0, т. е. Y = 0. (7.16)
При Rstfji З Rz < Rz заявка считается выполненной частично, а услуга Y частично реализованной. Количественная оценка услуги в данном случае:
0<Y<1. (7.17)
При выполнении условия Rstfji = Rz количественную оценку услуги можно приравнять к 1. Тогда следующее выражение является количественной моделью реализации услуги
0<Y<1. (7.18)
Эффективность обслуживания, или эффективность реализации запросов, можно оценить следующим образом:
Эu = Y*100 (%). (7.19)
Оценить эффективность i-ro ресурса stfj-го поля можно аналогичным путем, используя сумму оценок эффективности реализации по количеству запросов к данному ресурсу:
где n — количество запросов к ресурсу.
Таким образом, при оценке эффективности обслуживания или эффективности реализации запросов выдвигается задача необходимого учета количества запросов к каждому ресурсу и оценки эффективности обслуживания относительно этого ресурса.
В случае низкой величины ЭRi при определенном критериальном значении количества запросов к данному ресурсу можно делать выводы о необходимой качественной модернизации содержательной части этого ресурса или в крайнем случае удалении его из БИР. При высокой величине ЭRi (близкой к 100%) можно сделать вывод о чрезвычайной полезности данного ресурса и необходимости его тиражирования и переноса на другие источники
.При фиксации значительного количества обращений (n) запросов к определенному виду ресурсов можно делать выводы об инвестиционном развитии в первую очередь данного ресурса (согласно функции спроса).
В связи с вышесказанным целесообразно решить задачу непрерывного ранжирования ресурсов по количеству запросов и эффективности обслуживания, что позволит построить и эксплуатировать систему управления БИР по его наполнению и актуализации наиболее эффективными и современными информационными материалами, базами данных и базами знаний.
Исходя из этого, алгоритм обслуживания можно представить в следующем виде (рис. 7.4).
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- 1. Сущность информации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Цели получения информации
- 1.3. Носители информации
- 1.3.1. Данные
- 1.3.2. Документы
- 1.3.3. Сигналы
- 3. Сигнал дискретизированный (или дискретный) во времени с непрерывным по размеру параметром (рис. 1.4).
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные понятия и сущность информационных ресурсов
- 2.1. Определение информационных ресурсов
- 2.2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов
- 2.3. Возникновение и развитие информационных ресурсов
- 2.4. Классификация информационных ресурсов
- 2.5. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Недокументированные информационные ресурсы
- 3.1. Индивидуальные знания специалистов
- 3.2. Коллективные знания специалистов
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Документированные информационные ресурсы
- 4.1. Текстовые (письменные) информационные ресурсы
- 4.2. Характеристика первичных документов, опубликованных в виде издания
- 4.3. Характеристика первичных документов, не опубликованных в виде издания
- 4.4. Характеристика вторичных документов (информационных изданий)
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Электронные информационные ресурсы
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Характеристика баз данных
- 5.3. Электронные издания
- 5.4. Мультимедиасистемы
- 5.5. Гипертекстовые системы
- 5.6. Ресурсы Интернета
- 5.6.1. Общие положения
- 5.6.2. Сервисные услуги Интернета
- 5.6.3. Поисковый сервис Интернета
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Качество информации и его оценка
- 6.1. Характеристики качества информационных ресурсов
- 6.2. Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования
- 6.3. Методика формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса
- 6.4. Пример формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса Название: Информационный ресурс х
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов
- 7.1. Формирование единого информационного пространства
- 7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов
- 7.3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов
- 7.4. Разработка модели обработки запроса пользователя на получение информационного ресурса
- 7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг
- 7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности
- Вопросы для самоконтроля
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов
- 10.2.1. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации
- 10.2.2. Источники и поставщики патентной информации
- 10.2.3. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации
- 10.2.4. Источники и поставщики информации по статистике
- 10.2.5. Источники и поставщики юридически-правовой информации
- 10.3. Поставщики рыночной информации
- 10.4. Поставщики образовательных информационных ресурсов
- 10.5. Библиотечный фонд
- 10.6. Архивный фонд
- Вопросы для самоконтроля
- 11. Основы правового регулирования на информационном рынке
- Вопросы для самоконтроля
- Какую информацию запрещают к распространению в средствах массовой информации? литература