4.4. Характеристика вторичных документов (информационных изданий)
Вторичные документы (информационные издания) выполняют две основные функции: оповещают потребителей о появлении первичных документов; в сжатом виде излагают основное содержание. По степени аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в них, издания подразделяются на библиографические, реферативные, обзорные и смешанные.
В эту группу (хотя и с оговоркой) можно отнести и издания сигнальной информации, которые отражают сведения обо всех статьях, публикуемых в научных журналах той или иной отрасли, темы.
Библиографическое издание представляет собой библиографическое пособие в форме непериодического, серийного, периодического или продолжающегося издания, содержащего упорядоченное множество библиографических записей, объединенных по какому-либо признаку.
К библиографическим изданиям относятся библиографические указатели, библиографические списки, библиографические обзоры, библиографические каталоги.
В библиографическом указателе отражаются книги, брошюры, сборники и продолжающиеся издания по всем отраслевым вопросам промышленности и сельского хозяйства, выходящие на территории России на русском языке. В систематический указатель включаются описания статей из иностранных научных и научно-производственных журналов, а также сведения о некоторых монографиях, трудах научных учреждений по мере поступления их из различных стран. Каждая запись содержит полное библиографическое описание (автор, название статьи или книги, сокращенное или полное название источника на языке оригинала), аннотацию на русском языке и шифр, по которому журнал или книгу можно получить в библиотеке.
Среди библиографических изданий особое место занимают библиографические указатели Российской книжной палаты (РКП), осуществляющей функции государственной регистрации и хранения всей издательской продукции России. Среди них Книжная летопись, в которой публикуются библиографические описания книг и брошюр, выходящих на территории России, независимо от языка издания. Издается в двух выпусках — основном и дополнительном. В основном выпуске освещаются монографии, брошюры, справочники, учебники и учебные пособия, словари, энциклопедии и др., а в дополнительном — регистрируются документальные, инструктивно-нормативные, учебно- методические и информационные издания. Основной выпуск Книжной летописи выходит еженедельно, дополнительный — ежемесячно. Один раз в год издается Указатель серийных изданий.
Другое издание — "Летопись журнальных статей" публикует библиографические описания статей и документальных материалов, напечатанных в журналах и продолжающихся изданиях (типа трудов), выходящих в России на русском языке. Выпускается еженедельно. В каждом номере помещается список журналов и продолжающихся изданий, материалы из которых включаются в издание. РКП также издает "Летопись авторефератов диссертаций".
Реферативное издание — это информационное издание, которое содержит упорядоченную совокупность библиографических записей, включающих рефераты.
К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.
Реферативные журналы (РЖ) печатаются тематическими выпусками и охватывают с возможной полнотой как отечественные, так и зарубежные публикации, вышедшие по этой тематике. РЖ включают краткие рефераты и аннотации (допускается ограниченное количество библиографических описаний без рефератов). Срок подготовки РЖ — 3-4 месяца с момента получения первичного документа. РЖ выступают как "фильтры", выделяя из шумового информационного потока наиболее важную для развития науки информацию. Они продолжают служить для ученых и специалистов главным средством поиска нужной им информации в мировой научной литературе.
Ведущим центром в России по выпуску реферативных журналов является Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ). Этот институт ежегодно обрабатывает и отражает в РЖ более одного миллиона публикаций.
Реферативные информационные сборники являются одним из основных видов информационных изданий об отечественном опыте. Они выпускаются отраслевыми органами НТИ и содержат краткие рефераты ведомственных публикаций и неопубликованной научно-технической документации. Сборники обычно издаются ежемесячно по тематическим сериям.
Экспресс-информация (ЭИ) — периодическое реферативное издание, содержащее расширенные и сводные рефераты наиболее актуальных зарубежных опубликованных документов, требующих оперативного оповещения. Издается всероссийскими и отраслевыми органами НТИ. Расширенные рефераты позволяют потребителям, как правило, не обращаться к первичному документу. Примером такого издания являются ЭИ ВИНИТИ: "Ресурсосберегающие технологии" и "Тара и упаковка, контейнеры".
Информационные листки (ИЛ) являются одним из оперативных видов печатной информации объемом от 1 до 4 страниц. Для публикации в них (особенно имеющих гриф "межотраслевая информация") отбираются наиболее важные научно-технические достижения в области создания прогрессивных технологических процессов, новых машин, приборов, аппаратов, оборудования, обеспеченные соответствующей документацией и рекомендуемые в установленном порядке для внедрения.
Информационные листки издаются региональными центрами научно-технической информации (ЦНТИ), а также ФГУП Всероссийским научно-исследовательским институтом межотраслевой информации (ВИМИ). Региональные ЦНТИ издают ИЛ о научно-технических достижениях и передовом опыте предприятий и организаций субъектов Российской Федерации, а ВИМИ издают ИЛ, в которых содержатся сведения о наиболее ценных законченных научно-технических и производственных разработках предприятий и организаций ведущих отраслей промышленности, в том числе оборонных.
Обзорное издание — информационное издание, содержащее публикацию одного или нескольких обзоров, включающих результаты анализа и обобщения представленных в источниках сведений. Является наиболее совершенным видом вторичных документов, дающих полное и квалифицированное освещение не отдельных работ, а целой темы в сжатом и обобщенном виде.
Обзоры в зависимости от глубины анализа и обобщения первичных документов подразделяют на библиографические, реферативные, аналитические.
Библиографический обзор — информационное издание, представляющее собой связное повествование об изданиях или документах по определенной тематике.
Реферативный обзор содержит анализ первичных документов меньшей глубины по сравнению с аналитическими, без критических оценок. Его строят на основе извлечения и систематизации определенных данных из первичных научных и технических документов.
Аналитический обзор — всесторонний научный анализ первичных документов, в котором содержится аргументированная оценка материала и даются рекомендации перспектив развития и использования достижений науки и техники.
В аналитическом обзоре дается, как правило, сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта развития промышленности и сельского хозяйства, обеспечивается оценка материала о состоянии и тенденциях развития рассматриваемой проблемы, формируются практические выводы и рекомендации.
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- 1. Сущность информации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Цели получения информации
- 1.3. Носители информации
- 1.3.1. Данные
- 1.3.2. Документы
- 1.3.3. Сигналы
- 3. Сигнал дискретизированный (или дискретный) во времени с непрерывным по размеру параметром (рис. 1.4).
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные понятия и сущность информационных ресурсов
- 2.1. Определение информационных ресурсов
- 2.2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов
- 2.3. Возникновение и развитие информационных ресурсов
- 2.4. Классификация информационных ресурсов
- 2.5. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Недокументированные информационные ресурсы
- 3.1. Индивидуальные знания специалистов
- 3.2. Коллективные знания специалистов
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Документированные информационные ресурсы
- 4.1. Текстовые (письменные) информационные ресурсы
- 4.2. Характеристика первичных документов, опубликованных в виде издания
- 4.3. Характеристика первичных документов, не опубликованных в виде издания
- 4.4. Характеристика вторичных документов (информационных изданий)
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Электронные информационные ресурсы
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Характеристика баз данных
- 5.3. Электронные издания
- 5.4. Мультимедиасистемы
- 5.5. Гипертекстовые системы
- 5.6. Ресурсы Интернета
- 5.6.1. Общие положения
- 5.6.2. Сервисные услуги Интернета
- 5.6.3. Поисковый сервис Интернета
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Качество информации и его оценка
- 6.1. Характеристики качества информационных ресурсов
- 6.2. Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования
- 6.3. Методика формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса
- 6.4. Пример формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса Название: Информационный ресурс х
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов
- 7.1. Формирование единого информационного пространства
- 7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов
- 7.3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов
- 7.4. Разработка модели обработки запроса пользователя на получение информационного ресурса
- 7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг
- 7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности
- Вопросы для самоконтроля
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов
- 10.2.1. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации
- 10.2.2. Источники и поставщики патентной информации
- 10.2.3. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации
- 10.2.4. Источники и поставщики информации по статистике
- 10.2.5. Источники и поставщики юридически-правовой информации
- 10.3. Поставщики рыночной информации
- 10.4. Поставщики образовательных информационных ресурсов
- 10.5. Библиотечный фонд
- 10.6. Архивный фонд
- Вопросы для самоконтроля
- 11. Основы правового регулирования на информационном рынке
- Вопросы для самоконтроля
- Какую информацию запрещают к распространению в средствах массовой информации? литература