3. Сигнал дискретизированный (или дискретный) во времени с непрерывным по размеру параметром (рис. 1.4).
4. Сигнал дискретизированный (или дискретный) во времени с квантованным по размеру параметром (рис. 1.5).
Сигнал, дискретизированный во времени (или дискретный) и непрерывный по размеру, равен непрерывному (или аналоговому) сигналу в точке отсчета. Дискретный сигнал может отображать любой аналоговый сигнал достаточно точно, если интервал следования импульсов ∆t=l/(2Fmax), где Fmax — максимальная частота аналогового сигнала. Так, для речевого сигнала, содержащего частоты не выше 4000 Гц, достаточно 8 тыс. отсчетов в секунду, или 8 кГц. Телевизионный сигнал, имеющий ширину спектра до 6 МГц, можно полностью представить как 12 млн отсчетов в секунду, или 12 МГц.
Сигнал, дискретизированный во времени и квантованный по размеру, может отображать любой аналоговый сигнал, даже при условии дискретизации по времени импульсов ∆t<l/(2Fmax), с погрешностью, равной уровню квантования размера. Следовательно, погрешность замены амплитуды сигнала дискретным уровнем можно сделать незначительной, значительно увеличив число уровней квантования.
Ставя в соответствие каждому уровню квантования кодированный сигнал, можно осуществить тем самым преобразование, или кодированиеI аналогового сигнала в цифровой, или кодированный сигнал.
В этом случае кодирование можно определить как представление по определенным правилам дискретных сообщений в некоторые комбинации, составленные из определенного числа элементов — символов. Эти элементы называются элементами кода, а число различных элементов, из которых слагаются комбинации, — основанием кода. Например, если комбинации составляются из различных сочетаний только двух элементов 0 и 1, то это код с основанием два, или двоичный код. Правило кодирования обычно выражается кодовой таблицей, в которой каждому символу сообщения ставится в соответствие определенная кодовая комбинация.
Передача аналоговых сигналов с помощью кодирования в реальном масштабе времени связана с расширением спектра частот. Так, для передачи речи с полосой 4 кГц при частоте выборок 8 кГц и 128 уровнях квантования (7-разрядный двоичный код плюс один служебный разряд) необходима скорость передачи 64 кбит/с, что соответствует расширению спектра передаваемого сигнала примерно в 10 раз по сравнению с обычной шириной.
Если сигналы цветного телевидения кодировать 10-элементными кодовыми комбинациями, потребуется скорость передачи примерно 100 Мбит/с.
Именно двоичный код стал популярным в настоящее время в связи с бурным развитием вычислительной техники, резким повышением скорости обработки данных и с увеличением объема памяти средств накопления и хранения данных. Причем все это происходит на уровне малого и ничтожно малого потребления энергии. Разработаны также энергонезависимые устройства накопления и хранения данных.
Одним из основных достоинств передачи информации в цифровой форме является возможность использования кодированных сигналов и оптимального в заданных условиях способа их приема.
Важно, что при цифровой передаче все типы сигналов, такие как речь, музыка, телевидение, данные, могут объединяться в один общий поток информации, передача которого формализована. Кроме того, уплотнение при одновременном использовании компьютера позволяет эффективнее использовать спектр частот и время, защитить канал от несанкционированного доступа, объединить в единый процесс передачу цифровой информации и цифровую коммутацию каналов и сообщений.
Сведения в виде данных или сигналов в процессе передачи-приема представляются как сообщения, которые можно при приеме зафиксировать на материальном носителе или в мозгу человека, и тогда эта информация становится информационным ресурсом. По поводу последнего следует сказать, что, согласно различным оценкам, объем памяти человека составляет от 1,56 до 1021 бит! Однако механизмы запоминания человеком информации до конца не ясны.
Таким образом, информация может быть получена с помощью приходящего сигнала (например, речевого или светового) только в течение определенного периода времени, при этом сведения необходимо расшифровать, зафиксировать (или "задокументировать") для дальнейшей обработки и хранения. Иначе говоря, информативные параметры сигнала необходимо преобразовывать в данные для последующей их обработки, хранения и передачи.
Для этих целей используются преобразователи формы информации, т.е. специализированные устройства для связи и обмена информацией между объектами с различной формой представления величин. Например, телефаксное устройство преобразовывает изображение данных документа, размещенного на листе бумаги, в электрический сигнал, передаваемый далее по телефонной линии абоненту. На приемной линии расположен телефаксный аппарат, осуществляющий обратную процедуру, — преобразование приходящего электрического сигнала в изображение исходных данных, которые отображаются на бумаге получателя.
Для процессов преобразования разработаны различные процедуры первичной обработки преобразуемых величин, в том числе: масштабирование, сглаживание, запоминание, аппроксимация, сжатие.
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- 1. Сущность информации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Цели получения информации
- 1.3. Носители информации
- 1.3.1. Данные
- 1.3.2. Документы
- 1.3.3. Сигналы
- 3. Сигнал дискретизированный (или дискретный) во времени с непрерывным по размеру параметром (рис. 1.4).
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные понятия и сущность информационных ресурсов
- 2.1. Определение информационных ресурсов
- 2.2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов
- 2.3. Возникновение и развитие информационных ресурсов
- 2.4. Классификация информационных ресурсов
- 2.5. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Недокументированные информационные ресурсы
- 3.1. Индивидуальные знания специалистов
- 3.2. Коллективные знания специалистов
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Документированные информационные ресурсы
- 4.1. Текстовые (письменные) информационные ресурсы
- 4.2. Характеристика первичных документов, опубликованных в виде издания
- 4.3. Характеристика первичных документов, не опубликованных в виде издания
- 4.4. Характеристика вторичных документов (информационных изданий)
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Электронные информационные ресурсы
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Характеристика баз данных
- 5.3. Электронные издания
- 5.4. Мультимедиасистемы
- 5.5. Гипертекстовые системы
- 5.6. Ресурсы Интернета
- 5.6.1. Общие положения
- 5.6.2. Сервисные услуги Интернета
- 5.6.3. Поисковый сервис Интернета
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Качество информации и его оценка
- 6.1. Характеристики качества информационных ресурсов
- 6.2. Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования
- 6.3. Методика формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса
- 6.4. Пример формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса Название: Информационный ресурс х
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов
- 7.1. Формирование единого информационного пространства
- 7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов
- 7.3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов
- 7.4. Разработка модели обработки запроса пользователя на получение информационного ресурса
- 7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг
- 7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности
- Вопросы для самоконтроля
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов
- 10.2.1. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации
- 10.2.2. Источники и поставщики патентной информации
- 10.2.3. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации
- 10.2.4. Источники и поставщики информации по статистике
- 10.2.5. Источники и поставщики юридически-правовой информации
- 10.3. Поставщики рыночной информации
- 10.4. Поставщики образовательных информационных ресурсов
- 10.5. Библиотечный фонд
- 10.6. Архивный фонд
- Вопросы для самоконтроля
- 11. Основы правового регулирования на информационном рынке
- Вопросы для самоконтроля
- Какую информацию запрещают к распространению в средствах массовой информации? литература