10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
10.1. Общие положения 125
10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов 127
11. Основы правового регулирования на информационном рынке 183
А. М. Блюмин, Н. А. Феоктистов 5
МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ 5
Человечество на протяжении всего времени накапливало знания в виде информационных ресурсов. В начале своего развития для сохранения информации в качестве материальных носителей использовались наскальная живопись, глиняные дощечки, папирус, пергамент. В XIX и XX вв. для этой цели кроме обычной бумаги, на которой фиксировались текст и графика, и холста, на котором изображались картины, начали применять пластмассу (грампластинки), фото- и кинопленку, магнитные материалы (пленка, проволока), предназначенные для записи аудио-, фото- и видеоинформации.
Стремительное и бурное развитие индустриализации в это время, изобретение и совершенствование телефона, радио и телевидения, средств коммуникации людей вызвало в обществе активизацию экономической, социальной, политической, научной и другой деятельности его членов и, соответственно, небывалый рост информационных ресурсов, которые необходимо было хранить в библиотеках, хранилищах, архивах и т.д. Возникло кризисное состояние, характеризуемое, с одной стороны, резко возрастающим объемом накапливаемых информационных ресурсов, а с другой — физически ограниченными возможностями архивирования и хранения информации (в основном бумажных документов).
Постоянное совершенствование производительных сил и производственных отношений в индустриальном обществе определило резко выросшую потребность в получении разнообразной информации (по некоторым исследованиям характер изменения потребности соответствует экспоненциальной кривой). Однако поиск нужной информации в этом "океане" разнообразной информации становился все более затруднительным.
Таким образом, все возрастающие мировые информационные ресурсы вызвали необходимость резкого развития информационных технологий и их автоматизации. В конце XX в. развитие современных средств вычислительной техники и связи, особенно персональных компьютеров, создание компьютерных сетей, в частности Интернета, привело к тому, что вся информация стала преобразовываться в двоичный код для дальнейшей обработки, хранения и передачи.
Разработанные новые устройства хранения данных колоссальнейшего объема памяти с энергонезависимым или крайне низким питанием, новые линии связи, соединившие людей по принципу "каждый с каждым" в любой точке земного шара и ориентированные на передачу высокоскоростной цифровой информации, программная обработка данных по заданным алгоритмам — все это позволило обрабатывать, хранить и передавать любую информацию (текст, графику, аудио, фото, кино, видео) в новом едином и универсальном формате — в электронном виде. Все большее число традиционных информационных ресурсов в настоящее время "оцифровывается", чтобы представить их в электронном виде и в таком виде обработать скоростными процессорными устройствами, по необходимости их растиражировать путем копирования, сохранить в миниатюрных устройствах памяти и передать по сетям передачи данных потребителям.
В персональном компьютере (физические размеры которого определяются только эргономическими параметрами человека), находящемся на рабочем столе (на коленях, на постели и т.п.) перед пользователем, соединенном проводной или беспроводной связью с Интернетом, доступны сейчас практически все мировые электронные информационные ресурсы. Таких пользователей нынче миллионы.
Автоматизация информационных технологий привела к тому, что практически все рутинные операции по ручной обработке данных заменены машинным, а человеку остаются только те процедуры, которые нельзя переложить на машину. Это привело к освобождению человека от непроизводительного труда и переходу общества к "безбумажной" технологии и "безбумажному" обществу, в котором информационные ресурсы представляются в основном в цифровом или электронном виде, а информационный обмен между людьми осуществляется с помощью электронных средств (Интернет, электронной почты, видеотелефона, видеоконференций, факсимильной связи и т. п.).
В результате такое общество, в котором большинство работающих занимается производством, хранением, переработкой и реализацией информации, получило название информационного общества. Возникшая на данном этапе информационная индустриализация опередила по числу занятых работников, по спросу и предложению, по обмену информационными продуктами и оказываемым информационным услугам промышленную индустриализацию. Наступила эпоха "информационной революции", или "информационного взрыва".
Современные информационные технологии позволили ускорить процессы генерации и формирования новых информационных ресурсов и создали базу для интенсивного роста информации. В настоящее время количество информационных ресурсов ежегодно удваивается. Темпы роста информационных ресурсов впервые за всю историю человечества перекрыли темпы роста информационных потребностей человека, которые ограничены и приближаются к своему пределу. Человечество столкнулось с новой проблемой — проблемой усвоения этих лавинообразно растущих ресурсов. Таким образом, наступила эпоха информационного насыщения или эпоха информационного кризиса. Разрешение этого кризиса возможно только за счет научно-технического прогресса (НТП).
Найти верный курс в лавине поступающих информационных потоков, отсеять "информационный шум" и выбрать необходимый информационный ресурс для правильного его использования и для его оценки — задача данного учебного пособия.
Целью курса "Мировые информационные ресурсы" является дать знания по существу информации и информационных ресурсов. Они должны помочь студентам и специалистам научиться основным принципам и подходам к восприятию и обработке информации, поступающей к ним в больших объемах и по разным каналам, а также овладеть современными средствами, методами и технологией работы с информационными ресурсами.
В постиндустриальную эпоху деятельность людей будет сосредоточена главным образом на создании и использовании информационных ресурсов, а производство материальных и энергетических ресурсов в большей своей части будет возложено на машины. В настоящее время закладываются основы построения единого мирового информационного пространства, объединяющее все человечество в информационное сообщество людей.
Исходя из этого, студент должен освоить определенный уровень культуры по обращению с информацией или освоить информационную культуру.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
иметь представление об истории развития информации и информационных ресурсов, об их значении в современном мире, о целях и задачах получения и использования информации, а также о своем месте в информационной среде и о своих возможностей по управлению информационными потоками в своей области деятельности;
знать структуру информационной среды или информационного пространства, включающего разнообразные потоки информации, различные информационные системы и информационные ресурсы, принципы и подходы использования технических устройств (от телефона и телефакса до персонального компьютера и компьютерных сетей);
уметь классифицировать информационные ресурсы и отличать их характерные особенности, оценивать качество и эффективность использования информационных ресурсов, извлекать информацию из различных источников, в том числе недокументированных, документированных печатных и электронных, эффективно хранить, обрабатывать (в том числе и аналитическими методами) информацию и представлять ее в необходимом для потребления виде, используя в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты.
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- 1. Сущность информации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Цели получения информации
- 1.3. Носители информации
- 1.3.1. Данные
- 1.3.2. Документы
- 1.3.3. Сигналы
- 3. Сигнал дискретизированный (или дискретный) во времени с непрерывным по размеру параметром (рис. 1.4).
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные понятия и сущность информационных ресурсов
- 2.1. Определение информационных ресурсов
- 2.2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов
- 2.3. Возникновение и развитие информационных ресурсов
- 2.4. Классификация информационных ресурсов
- 2.5. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Недокументированные информационные ресурсы
- 3.1. Индивидуальные знания специалистов
- 3.2. Коллективные знания специалистов
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Документированные информационные ресурсы
- 4.1. Текстовые (письменные) информационные ресурсы
- 4.2. Характеристика первичных документов, опубликованных в виде издания
- 4.3. Характеристика первичных документов, не опубликованных в виде издания
- 4.4. Характеристика вторичных документов (информационных изданий)
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Электронные информационные ресурсы
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Характеристика баз данных
- 5.3. Электронные издания
- 5.4. Мультимедиасистемы
- 5.5. Гипертекстовые системы
- 5.6. Ресурсы Интернета
- 5.6.1. Общие положения
- 5.6.2. Сервисные услуги Интернета
- 5.6.3. Поисковый сервис Интернета
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Качество информации и его оценка
- 6.1. Характеристики качества информационных ресурсов
- 6.2. Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования
- 6.3. Методика формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса
- 6.4. Пример формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса Название: Информационный ресурс х
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов
- 7.1. Формирование единого информационного пространства
- 7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов
- 7.3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов
- 7.4. Разработка модели обработки запроса пользователя на получение информационного ресурса
- 7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг
- 7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности
- Вопросы для самоконтроля
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов
- 10.2.1. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации
- 10.2.2. Источники и поставщики патентной информации
- 10.2.3. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации
- 10.2.4. Источники и поставщики информации по статистике
- 10.2.5. Источники и поставщики юридически-правовой информации
- 10.3. Поставщики рыночной информации
- 10.4. Поставщики образовательных информационных ресурсов
- 10.5. Библиотечный фонд
- 10.6. Архивный фонд
- Вопросы для самоконтроля
- 11. Основы правового регулирования на информационном рынке
- Вопросы для самоконтроля
- Какую информацию запрещают к распространению в средствах массовой информации? литература