logo
МИР учебник

10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125

10.1. Общие положения 125

10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов 127

11. Основы правового регулирования на информационном рынке 183

А. М. Блюмин, Н. А. Феоктистов 5

МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ 5

Человечество на протяжении всего времени накапливало знания в виде информационных ресурсов. В начале своего раз­вития для сохранения информации в качестве материальных носителей использовались наскальная живопись, глиняные до­щечки, папирус, пергамент. В XIX и XX вв. для этой цели кроме обычной бумаги, на которой фиксировались текст и графика, и холста, на котором изображались картины, начали применять пластмассу (грампластинки), фото- и кинопленку, магнитные материалы (пленка, проволока), предназначенные для записи аудио-, фото- и видеоинформации.

Стремительное и бурное развитие индустриализации в это время, изобретение и совершенствование телефона, радио и телевидения, средств коммуникации людей вызвало в обществе активизацию экономической, социальной, политической, науч­ной и другой деятельности его членов и, соответственно, небы­валый рост информационных ресурсов, которые необходимо было хранить в библиотеках, хранилищах, архивах и т.д. Воз­никло кризисное состояние, характеризуемое, с одной стороны, резко возрастающим объемом накапливаемых информационных ресурсов, а с другой — физически ограниченными возможнос­тями архивирования и хранения информации (в основном бу­мажных документов).

Постоянное совершенствование производительных сил и производственных отношений в индустриальном обществе оп­ределило резко выросшую потребность в получении разнооб­разной информации (по некоторым исследованиям характер изменения потребности соответствует экспоненциальной кри­вой). Однако поиск нужной информации в этом "океане" разно­образной информации становился все более затруднительным.

Таким образом, все возрастающие мировые информацион­ные ресурсы вызвали необходимость резкого развития инфор­мационных технологий и их автоматизации. В конце XX в. раз­витие современных средств вычислительной техники и связи, особенно персональных компьютеров, создание компьютерных сетей, в частности Интернета, привело к тому, что вся инфор­мация стала преобразовываться в двоичный код для дальней­шей обработки, хранения и передачи.

Разработанные новые устройства хранения данных колос­сальнейшего объема памяти с энергонезависимым или крайне низким питанием, новые линии связи, соединившие людей по принципу "каждый с каждым" в любой точке земного шара и ориентированные на передачу высокоскоростной цифровой ин­формации, программная обработка данных по заданным алго­ритмам — все это позволило обрабатывать, хранить и переда­вать любую информацию (текст, графику, аудио, фото, кино, видео) в новом едином и универсальном формате — в электрон­ном виде. Все большее число традиционных информационных ресурсов в настоящее время "оцифровывается", чтобы предста­вить их в электронном виде и в таком виде обработать скорост­ными процессорными устройствами, по необходимости их рас­тиражировать путем копирования, сохранить в миниатюрных устройствах памяти и передать по сетям передачи данных по­требителям.

В персональном компьютере (физические размеры которого определяются только эргономическими параметрами человека), находящемся на рабочем столе (на коленях, на постели и т.п.) перед пользователем, соединенном проводной или беспровод­ной связью с Интернетом, доступны сейчас практически все мировые электронные информационные ресурсы. Таких пользо­вателей нынче миллионы.

Автоматизация информационных технологий привела к тому, что практически все рутинные операции по ручной обра­ботке данных заменены машинным, а человеку остаются толь­ко те процедуры, которые нельзя переложить на машину. Это привело к освобождению человека от непроизводительного тру­да и переходу общества к "безбумажной" технологии и "безбу­мажному" обществу, в котором информационные ресурсы пред­ставляются в основном в цифровом или электронном виде, а информационный обмен между людьми осуществляется с по­мощью электронных средств (Интернет, электронной почты, видеотелефона, видеоконференций, факсимильной связи и т. п.).

В результате такое общество, в котором большинство ра­ботающих занимается производством, хранением, переработ­кой и реализацией информации, получило название информа­ционного общества. Возникшая на данном этапе информацион­ная индустриализация опередила по числу занятых работни­ков, по спросу и предложению, по обмену информационными продуктами и оказываемым информационным услугам про­мышленную индустриализацию. Наступила эпоха "информаци­онной революции", или "информационного взрыва".

Современные информационные технологии позволили ус­корить процессы генерации и формирования новых информа­ционных ресурсов и создали базу для интенсивного роста ин­формации. В настоящее время количество информационных ресурсов ежегодно удваивается. Темпы роста информационных ресурсов впервые за всю историю человечества перекрыли тем­пы роста информационных потребностей человека, которые ог­раничены и приближаются к своему пределу. Человечество столкнулось с новой проблемой — проблемой усвоения этих ла­винообразно растущих ресурсов. Таким образом, наступила эпо­ха информационного насыщения или эпоха информационного кризиса. Разрешение этого кризиса возможно только за счет научно-технического прогресса (НТП).

Найти верный курс в лавине поступающих информацион­ных потоков, отсеять "информационный шум" и выбрать необ­ходимый информационный ресурс для правильного его исполь­зования и для его оценки — задача данного учебного пособия.

Целью курса "Мировые информационные ресурсы" является дать знания по существу информации и информационных ресур­сов. Они должны помочь студентам и специалистам научиться основным принципам и подходам к восприятию и обработке ин­формации, поступающей к ним в больших объемах и по разным каналам, а также овладеть современными средствами, методами и технологией работы с информационными ресурсами.

В постиндустриальную эпоху деятельность людей будет со­средоточена главным образом на создании и использовании ин­формационных ресурсов, а производство материальных и энер­гетических ресурсов в большей своей части будет возложено на машины. В настоящее время закладываются основы построения единого мирового информационного пространства, объединяющее все человечество в информационное сообщество людей.

Исходя из этого, студент должен освоить определенный уровень культуры по обращению с информацией или освоить информационную культуру.

В результате изучения дисциплины студенты должны: