10.4. Поставщики образовательных информационных ресурсов
Наряду с традиционными образовательными ресурсами — учебниками, книгами, методическими материалами, практикумами, конспектами лекций, видеоматериалами и др. — появились новые виды высокоэффективных ресурсов, связанные с развитием информационных технологий: электронные библиотеки, профессиональные базы данных и базы знаний, обучающие компьютерные программы, ресурсы Интернета и др.
Электронная библиотека — это тематически ориентированная система доступа к удаленным или локальным ресурсам, способная обслуживать электронными ресурсами локальных или удаленных пользователей. Неоспоримым преимуществом электронных библиотек является сокращение времени и других затрат на поиск необходимой публикации, а также возможность одновременного обслуживания большого количества пользователей.
Электронные библиотеки широко распространены уже практически в каждом вузе. На протяжении долгого времени собирая и генерируя информационные ресурсы, вузы расширили базу знаний для своих студентов. К настоящему времени создано большое количество электронных учебных материалов и обучающих программ.
В настоящее время общее количество общедоступных научно-образовательных электронных библиотек и коллекций документов в российском сегменте Интернета постоянно растет и составляет в настоящее время свыше 400. Кроме того, создаются электронные полнотекстовые материалы, а также тематические сайты организаций, встроенные или объединенные в разные порталы.
Для скорейшего решения задачи обеспечения доступа к учебной литературе высшей школы была создана Центральная библиотека образовательных ресурсов (ЦБОР). Информационный портал www.edulib.ru. Рассматриваются задачи интегрирования образовательных полнотекстовых ресурсов на основе единых стандартов обмена данными и унификации процедуры доступа к ним.
Основные направления работы библиотеки:
комплектование фондов печатными изданиями, рекомендованными для использования в учебном процессе высшей школы;
создание электронных копий изданий, полностью идентичных печатным версиям;
библиографическая и аналитико-тематическая обработка единиц хранения;
организация удаленного доступа к электронным фондам для широкого круга пользователей;
комплексное автоматизированное информационное и библиотечно-библиографическое обслуживание пользователей, включая различные типы поддержки пользователей;
разработка программных средств, обеспечивающих внутренние технологические процессы;
сбор индивидуальной статистики и ее обработка в интересах корпоративных пользователей: вузов и Министерства образования и науки РФ;
консультирование и обучение пользователей.
Зарубежный опыт является показательным. Так, к примеру, Корнельский университет (г. Итака, США) создал Базовую электронную библиотеку литературы по сельскому хозяйству, представляющую собой собрание компакт-дисков, на которых записаны тексты работ из 140 научных журналов по сельскому хозяйству начиная с 1993 г. (http://teeal.cornell.edu/#TEEAL). Этими компакт-дисками пользуются библиотеки в 115 странах.
Электронный учебник, или образовательное электронное издание, — это электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно- практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение пользователями знаниями, умениями и навыками в этой области. В настоящее время они получили широкое распространение и доказали свою эффективность в преподавании некоторых дисциплин, например иностранного языка.
В целом электронное издание представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, звуковой, музыкальной и другой информации. Электронное издание может содержать информационные источники, инструменты создания и обработки информации, может быть исполнено на любом электронном носителе или опубликовано в сети.
Экспертные обучающие системы реализуются на базе идей технологий искусственного интеллекта. Такие системы моделируют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач, т.е. способны приобретать новые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого и решение задач из определенной предметной области. При этом экспертная система обеспечивает пояснение стратегии и тактики решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения.
Ресурсы Интернета позволяют создавать единую информационную образовательную среду для всех категорий пользователей. Интернет дает возможность студентам в процессе обучения обращаться к таким ранее не использовавшимся (или использовавшимся в малой степени) в обучении ресурсам, как оперативная деловая информация, новости политики, экономики и др., разнообразные статистические данные и финансовые отчеты фирм, онлайновые карты, изображения, видео- и звуковые файлы, обучающие программы и др.
Интернет предоставляет дополнительные возможности для получения современного образования. Через Интернет возможен доступ не только к массивам неструктурированной информации, но и к ресурсам более высокого уровня, таким как профессиональные базы, электронные журналы и электронные библиотеки.
В настоящее время ведется большой объем работ по созданию единого образовательного информационного пространства. С этой целью многие институты и университеты, как отечественные, так и зарубежные, ведут работы по созданию единых систем информационных ресурсов своих учебных заведений, включая в них отдельные информационные ресурсы, которые рассредоточены:
между факультетами;
институтами и их филиалами;
научно-исследовательскими центрами;
лабораториями;
группами отдельных сотрудников, деятельность которых связана с наукой и образованием.
Деловые ресурсы Интернета имеют огромное значение для информационного обеспечения образовательных программ. Интернет как глобальная сеть объединяет ресурсы свободного доступа со всего мира, среди которых важное место занимают государственные ресурсы разных стран, межправительственных и международных организаций, а также сектор коммерческой информации, а именно справочная и статистическая информация, сектор НТИ.
Образовательные интернет-порталы имеют большое значение для обеспечения единой информационной образовательной среды. В настоящее время создается система образовательных интернет-порталов, состоящая из взаимосвязанных веб-сайтов, посвященных различным сферам образования. К образовательным порталам предъявляются высокие требования. Они должны постоянно функционировать, эффективно обеспечивать образовательное сообщество качественными образовательными ресурсами для соответствующих уровней образования, а также быть функционально и информационно связанными со всей системой образовательных порталов.
Среди образовательных порталов отметим следующие:
российское образование — www.edu.ru;
российский общеобразовательный портал — www.school.edu.ru;
российский портал открытого образования — www.openet.edu.ru;
портал информационной поддержки единого государственного экзамена (ЕГЭ) — www.ege.edu.ru;
образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ — www.sng.edu.ru;
дополнительное образование детей — www.vidod.edu.ru;
естественно-научный образовательный портал — www.en.edu.ru;
здоровье и образование — www.valeo.edu.ru;
инженерное образование — www.techno.edu.ru;
информационно-коммуникационные технологии в образовании — www.ict.edu.ru;
непрерывное образование преподавателей — www.neo.edu.ru;
социально-гуманитарное и политологическое образование — www.humanities.edu.ru;
экономика, социология, менеджмент — www.ecsocman.edu.ru;
юридическая Россия — www.law.edu.ru.
Большинство стран с развитой системой образования имеют свои образовательные веб-ресурсы. Основным хранилищем информационных ресурсов в сети европейской системы образования является портал проекта SchoolNet (www.eun.org). Этот проект объединяет усилия национальных органов управления образованием более чем в 20 странах Европы.
Доступность огромного объема информации предоставляет студентам возможность равноправно участвовать в решении практических задач, например в проведении аналитического исследования.
Новые типы ресурсов обостряют проблему информационной культуры как студентов, так и преподавателей: адаптация к современному информационному пространству обретает первостепенную важность для качества образования, определяя процессы профессионального становления и развития человека, его самореализацию.
При построении учебного процесса на базе информационных ресурсов используется исследовательский метод обучения. Его сущность сводится к следующему:
преподаватель вместе со студентами формулирует проблему, на разрешение которой отводится отрезок времени;
преподаватель не сообщает знаний студентам. Они самостоятельно добывают их в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют учащиеся;
деятельность преподавателя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, обучение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
Эффективность обучения на базе информационных ресурсов зависит от качества, количества ресурсов и информационных технологий, доступных студентам и преподавателям.
Обучение на базе информационных ресурсов обладает рядом достоинств:
поощрение использования различных видов информационных ресурсов;
поощрение глубокого изучения определенной тематики, которое приводит к результатам высокого качества;
проведение исследований, способствующих приобретению знаний через активное взаимодействие с информационными ресурсами;
приобретение информационных навыков, позволяющих эффективно работать с различными информационными ресурсами;
развитие навыков решения проблем, критически оценивать не только найденную информацию, но и найденные решения;
выделение процесса накопления информации как последовательного процесса приобретения знаний;
повышение требований к содержанию учебных программ;
поощрение развития информационных навыков через самообучение.
Особое место данная подготовка занимает в открытом или дистанционном обучении, при котором студент самостоятельно изучает дисциплину, как правило, опираясь на рекомендованный учебный материал (учебник или учебное пособие).
Приобретение практических навыков в открытом образовании может быть построено на реальной информации, полученной обучающимся непосредственно из мировых информационных ресурсов.
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- 1. Сущность информации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Цели получения информации
- 1.3. Носители информации
- 1.3.1. Данные
- 1.3.2. Документы
- 1.3.3. Сигналы
- 3. Сигнал дискретизированный (или дискретный) во времени с непрерывным по размеру параметром (рис. 1.4).
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные понятия и сущность информационных ресурсов
- 2.1. Определение информационных ресурсов
- 2.2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов
- 2.3. Возникновение и развитие информационных ресурсов
- 2.4. Классификация информационных ресурсов
- 2.5. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Недокументированные информационные ресурсы
- 3.1. Индивидуальные знания специалистов
- 3.2. Коллективные знания специалистов
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Документированные информационные ресурсы
- 4.1. Текстовые (письменные) информационные ресурсы
- 4.2. Характеристика первичных документов, опубликованных в виде издания
- 4.3. Характеристика первичных документов, не опубликованных в виде издания
- 4.4. Характеристика вторичных документов (информационных изданий)
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Электронные информационные ресурсы
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Характеристика баз данных
- 5.3. Электронные издания
- 5.4. Мультимедиасистемы
- 5.5. Гипертекстовые системы
- 5.6. Ресурсы Интернета
- 5.6.1. Общие положения
- 5.6.2. Сервисные услуги Интернета
- 5.6.3. Поисковый сервис Интернета
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Качество информации и его оценка
- 6.1. Характеристики качества информационных ресурсов
- 6.2. Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования
- 6.3. Методика формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса
- 6.4. Пример формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса Название: Информационный ресурс х
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов
- 7.1. Формирование единого информационного пространства
- 7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов
- 7.3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов
- 7.4. Разработка модели обработки запроса пользователя на получение информационного ресурса
- 7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг
- 7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности
- Вопросы для самоконтроля
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов
- 10.2.1. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации
- 10.2.2. Источники и поставщики патентной информации
- 10.2.3. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации
- 10.2.4. Источники и поставщики информации по статистике
- 10.2.5. Источники и поставщики юридически-правовой информации
- 10.3. Поставщики рыночной информации
- 10.4. Поставщики образовательных информационных ресурсов
- 10.5. Библиотечный фонд
- 10.6. Архивный фонд
- Вопросы для самоконтроля
- 11. Основы правового регулирования на информационном рынке
- Вопросы для самоконтроля
- Какую информацию запрещают к распространению в средствах массовой информации? литература