1.3.1. Данные
При постоянной форме сведения представляются в виде каких-то знаков, цифр, чисел, текста, графиков, рисунков, фото- и киноснимков и т.д., т.е. в виде данных, которые фиксируются на материальном объекте (например, на бумаге, магнитной или фотопленке и т.п.).
Данные имеют самостоятельные характеристики независимо от информации, которую они содержат. Например, текстовые данные характеризуются языком и алфавитом, размером букв, их расположением (количество в строке и т.п.), стилем оформления и т.д. Числовые данные имеют свои характеристики: система счисления (арабская, римская, дата), отношение к дробной части (фиксированная запятая или плавающая), точность представления и т.д. Одна и та же информация может быть выражена, например, в числовой форме (в виде таблицы, последовательности чисел и т.п.) или в графической (в виде графика, гистограммы и т.п.). Таким образом, необходимо описание формы представления, т. е. описание самих данных независимо от того, какую они несут информацию.
Следует сказать, что данные — это только часть множества различных фактов, событий, явлений, связанных с некоторым объектом исследования или управления, которые воспринимаются и фиксируются человеком для решения отдельных задач при достижении поставленных целей.
Так, для водителя автомобиля важны данные из технического паспорта на это транспортное средство, характеризующие основные параметры двигателя, кузова и других составляющих элементов, которые влияют на его эксплуатацию. При этом не важны подробные факты изготовления или сборки этих элементов, например физико-химические свойства исходного сырья (металла, резины, пластмассы и т.п.), используемого при производстве. В другом случае конструкторы автомобиля в обязательном порядке интересуют все отмеченные последние данные, так как они влияют на характеристики надежности, условий производства и других свойств разрабатываемого изделия.
Другой пример: на любом организационно-экономическом объекте — предприятии или фирме, в отрасли, народном хозяйстве или рынке циркулирует огромное количество данных, характеризующих различные стороны деятельности этого объекта. При этом руководителю предприятия необходимы обобщенные данные о показателях деятельности всего предприятия за определенный отрезок времени — выручки, прибыли, произведенных затратах, себестоимости продукции и т.п. Руководителю подразделения данной организации в первую очередь важны показатели работы его конкретного участка, т.е. первичные данные, из которых в процессе последующей обработки выделяются только определенные показатели, значимые для верхнего уровня управления предприятием, и передаются в руководство для получения интегральных показателей деятельности всего предприятия.
Таким образом, данные служат основой для извлечения определенной информации (если последняя в них содержится, что, впрочем, и необязательно), на базе которой производятся заключения, выводы и решения по управлению.
Обработка данных — процедура приведения их к такому виду, который наиболее удобен для получения из них информации. В результате обработки данных ставится задача — из минимального количества данных извлечь максимально возможную информацию для принятия решения по управлению.
Если данные отобраны или собраны неверно (не точно определен набор самих параметров или данные содержат ошибки), то такие данные не смогут отразить существенные свойства состояния или поведения объекта управления, которые нужны для объективного и достоверного суждения о нем и принятия разумных решений по его управлению. Если данных для анализа недостаточно, то объем извлекаемой из них необходимой информации может оказаться также не вполне достаточным для принятия решения, а производимые на этом основании выводы будут неполными, что скажется на эффективности управления (следует отметить, что в теории информации и управления разработаны современные методы, позволяющие оптимизировать процессы управления в условиях неполной информации об объекте).
В случае избытка данных применяются специальные методы обработки (фильтрации, сжатия и др.), позволяющие извлекать из них только необходимую информацию для решения поставленной задачи, не затрагивая область избыточности представленного материала, или общего массива данных.
Из вышесказанного видно, как велика роль данных в теории информации. Исходя из этого, разработано множество методов получения данных (отбор, сбор, измерение, передача), которые применяются в разнообразных случаях при решении информационных задач в различных предметных областях науки и практической деятельности человека. В зависимости от поставленных задач используются различные методы обработки данных, которым посвящены отдельные теории. В частности, в настоящее время широко распространены методы цифровой обработки данных с помощью средств вычислительной техники. При этом следует учитывать, что большие объемы самих данных и высокие скорости их обработки не всегда дают гарантию получения человеком точных и достоверных знаний о предмете исследований, т.е. не всегда приводят к полному извлечению из представленных и обработанных данных необходимой информации.
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- 1. Сущность информации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Цели получения информации
- 1.3. Носители информации
- 1.3.1. Данные
- 1.3.2. Документы
- 1.3.3. Сигналы
- 3. Сигнал дискретизированный (или дискретный) во времени с непрерывным по размеру параметром (рис. 1.4).
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные понятия и сущность информационных ресурсов
- 2.1. Определение информационных ресурсов
- 2.2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов
- 2.3. Возникновение и развитие информационных ресурсов
- 2.4. Классификация информационных ресурсов
- 2.5. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Недокументированные информационные ресурсы
- 3.1. Индивидуальные знания специалистов
- 3.2. Коллективные знания специалистов
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Документированные информационные ресурсы
- 4.1. Текстовые (письменные) информационные ресурсы
- 4.2. Характеристика первичных документов, опубликованных в виде издания
- 4.3. Характеристика первичных документов, не опубликованных в виде издания
- 4.4. Характеристика вторичных документов (информационных изданий)
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Электронные информационные ресурсы
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Характеристика баз данных
- 5.3. Электронные издания
- 5.4. Мультимедиасистемы
- 5.5. Гипертекстовые системы
- 5.6. Ресурсы Интернета
- 5.6.1. Общие положения
- 5.6.2. Сервисные услуги Интернета
- 5.6.3. Поисковый сервис Интернета
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Качество информации и его оценка
- 6.1. Характеристики качества информационных ресурсов
- 6.2. Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования
- 6.3. Методика формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса
- 6.4. Пример формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса Название: Информационный ресурс х
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов
- 7.1. Формирование единого информационного пространства
- 7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов
- 7.3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов
- 7.4. Разработка модели обработки запроса пользователя на получение информационного ресурса
- 7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг
- 7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности
- Вопросы для самоконтроля
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов
- 10.2.1. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации
- 10.2.2. Источники и поставщики патентной информации
- 10.2.3. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации
- 10.2.4. Источники и поставщики информации по статистике
- 10.2.5. Источники и поставщики юридически-правовой информации
- 10.3. Поставщики рыночной информации
- 10.4. Поставщики образовательных информационных ресурсов
- 10.5. Библиотечный фонд
- 10.6. Архивный фонд
- Вопросы для самоконтроля
- 11. Основы правового регулирования на информационном рынке
- Вопросы для самоконтроля
- Какую информацию запрещают к распространению в средствах массовой информации? литература