6.4. Пример формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
На первом этапе определяется набор отдельных признаков качества некоторого ИР (по классу позитивных признаков и отдельно по классу негативных признаков), которые принимаются для последующей их оценки в процессе общей комплексной оценки качества и эффективности использования этого ресурса.
В первом классе признаков (позитивных) приняты для оценки следующие признаки с учетом их вышеприведенного градационного разбиения: полезность, важность, актуальность, своевременность и соответствие запросу:
Во втором классе признаков (негативных) приняты два признака с учетом их вышеприведенного градационного разбиения: цена и ущерб:
На втором этапе для каждого признака устанавливаются градационные шкалы, позволяющие оценить степень влияния каждого признака на эффективность использования ИР.
Для первого класса признаков:
– Полезность (Рп) — 4 градации (qn = 4);
– Важность (Рв) — 4 градации (qB = 4); – Актуальность (Ра)
– Своевременность (Рт)
– Соответствие запросу (Р3)
4 градации (qA = 4);
2 градации (qT = 2);
2 градации (q3 = 2
) Для второго класса признаков:
– Цена (Рц) – 3 градации (qu = 3);
– Возможность ущерба (Ру) – 4 градации (qy = 4).
Предположим, что для каждого позитивного признака экспертным путем установлены следующие коэффициенты весомости:
Полезность (Рп) - кп = 3;
Важность (Рв) - кв = 2;
Актуальность (РА) - кА = 3;
Своевременность (Рт) - кт = 1;
Соответствие запросу (Р3) - к3 = 1.
Для каждого негативного признака экспертным путем установлены следующие коэффициенты весомости:
Цена (Рц)-кц= 4;
Возможность ущерба (Ру) — ку = 1.
Исходя из полученных данных по формулам (6.5) и (6.6) рассчитываются коэффициенты нормирования для каждого класса признаков:
N+ = 100/ 10 = 10,
N-= 100/5 = 20.
По формулам (6.7) и (6.8) определяются ранги для каждого признака.
Для первого класса признаков:
гп = entier { kn • N+} = entier { 3 • 10 } = 30;
rB= entier {kB • N+} = entier { 2 • 10 } = 20;
rA = entier { kA • N+} = entier {3 • 10} = 30;
rT = entier {kT • N+} = entier { 1 • 10} = 10;
r3 = entier { k3 • N+} = entier { 1 • 10} = 10.
Для второго класса признаков:
rц = entier {кц • N-} = entier { 4 • 20 } = 80;
ry = entier { ку • N-} = entier { 1 • 20} = 20.
По формулам (6.11) и (6.12) рассчитывается шаг градации для каждого признака.
Для первого класса признаков:
hn = entier { rп / (qn - 1)} = entier { 30 / (4 - 1)} = 10;
hB = entier { rB / (qB - 1)} = entier { 20 / (4 - 1)} = 7;
hA = entier { rA / (qA - 1)} = entier { 30 / (4 - 1)} = 10;
hт. = entier { гт/ (qT - 1)} = entier { 10 / (2 - 1)} = 10;
h3 = entier { r3 / (q3 - 1)} = entier {10 / (2 - 1)} = 10.
Для второго класса признаков:
hц = entier { гц / (qц - 1)} = entier { 80 / (3 - 1)} = 40;
hy = entier { ry / (qy - 1)} = entier { 20 / (4 - 1)} = 7.
По формулам (6.13)-(6.18) рассчитываются значения уровней градации для каждого признака.
Для первого класса признаков:
Рп (1) = 0, Рп (2) = 10, Рп (3) = 20, Рп (4) = 30;
Рв (1) = 0, Рв (2) = 7, Рв (3) = 14, Рв (4) = 20;
РА (1) = 0, РА (2) = 10, РА (3) = 20, Рд(4) = 30
РТ(1)=0,РТ(2)=10; Р3(1)=0, Р3(2)= 10.
Для второго класса признаков:
Рц(1) = 0, Рц(2) = 40, Рц(3) = 80;
Ру (1) = 0, Ру(2) = 7, Ру (3) = 14, Ру (4) = 20.
На четвертом этапе на базе полученных данных формируется лист экспертной оценки эффективности использования ИР, который представлен на рис. 6.2.
Имея представленную выше модель и методику определения количественной меры всех признаков, характеризующих качество ИР, целесообразно типизировать лист экспертной оценки в качестве типовой анкеты, с тем чтобы потребитель смог достаточно просто указать в ней соответствующие каждой градации отдельных признаков количественные оценки, которые при суммировании дают обобщенную (комплексную) оценку эффективности использования данного ИР.
К примеру, потребитель при практической работе с некоторым ИР предположительно оценил его признаки качества
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- 1. Сущность информации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Цели получения информации
- 1.3. Носители информации
- 1.3.1. Данные
- 1.3.2. Документы
- 1.3.3. Сигналы
- 3. Сигнал дискретизированный (или дискретный) во времени с непрерывным по размеру параметром (рис. 1.4).
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные понятия и сущность информационных ресурсов
- 2.1. Определение информационных ресурсов
- 2.2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов
- 2.3. Возникновение и развитие информационных ресурсов
- 2.4. Классификация информационных ресурсов
- 2.5. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Недокументированные информационные ресурсы
- 3.1. Индивидуальные знания специалистов
- 3.2. Коллективные знания специалистов
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Документированные информационные ресурсы
- 4.1. Текстовые (письменные) информационные ресурсы
- 4.2. Характеристика первичных документов, опубликованных в виде издания
- 4.3. Характеристика первичных документов, не опубликованных в виде издания
- 4.4. Характеристика вторичных документов (информационных изданий)
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Электронные информационные ресурсы
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Характеристика баз данных
- 5.3. Электронные издания
- 5.4. Мультимедиасистемы
- 5.5. Гипертекстовые системы
- 5.6. Ресурсы Интернета
- 5.6.1. Общие положения
- 5.6.2. Сервисные услуги Интернета
- 5.6.3. Поисковый сервис Интернета
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Качество информации и его оценка
- 6.1. Характеристики качества информационных ресурсов
- 6.2. Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования
- 6.3. Методика формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса
- 6.4. Пример формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса Название: Информационный ресурс х
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов
- 7.1. Формирование единого информационного пространства
- 7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов
- 7.3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов
- 7.4. Разработка модели обработки запроса пользователя на получение информационного ресурса
- 7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг
- 7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности
- Вопросы для самоконтроля
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов
- 10.2.1. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации
- 10.2.2. Источники и поставщики патентной информации
- 10.2.3. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации
- 10.2.4. Источники и поставщики информации по статистике
- 10.2.5. Источники и поставщики юридически-правовой информации
- 10.3. Поставщики рыночной информации
- 10.4. Поставщики образовательных информационных ресурсов
- 10.5. Библиотечный фонд
- 10.6. Архивный фонд
- Вопросы для самоконтроля
- 11. Основы правового регулирования на информационном рынке
- Вопросы для самоконтроля
- Какую информацию запрещают к распространению в средствах массовой информации? литература