5.1. Общие сведения
Основной тенденцией развития информационных ресурсов является перевод их в электронный формат ("оцифровывание") и перенос все большей их части на машиночитаемые носители. Это приводит к возможности бесконечного тиражирования ИР путем их электронного копирования, в том числе их пересылки по электронной почте и по Интернету, что создает условия прямого доступа к неограниченным массивам информации и автоматизированной их обработке. При этом физические объемы устройств памяти с хранящейся информацией резко сокращаются — вместо полок с книгами и шкафов с различными документами, чертежами и другими бумагами, кинотек, фонотек, фотоальбомов и т.п. — оптический компакт-диск или миниатюрная флеш-память и т.д.
Разработка и внедрение автоматизированных информационных систем, а также новейших информационных технологий обусловили появление следующих электронных ИР:
баз данных;
электронных изданий;
мультимедиаI;
гипертекстовых систем.
К числу преимуществ, которые имеют электронные средства доставки информации, можно отнести:
возможность проводить поиск не только по одному признаку, как это принято в массивах печатных материалов, но одновременно по их сочетанию в различных комбинациях признаков;
возможность проводить поиск в режиме теледоступа одновременно к множеству баз данных, используя один и тот же запрос;
возможность немедленного доступа к ИР, в то время как печатные документы доходят к потребителю в течение длительного времени, исчисляемого месяцами после своего издания;
оперативность поиска (особенно в больших массивах ИР), который сокращается до минут по сравнению с традиционными методами, где требуются дни и недели;
результаты поиска обеспечивают большую точность выборки, ее глубину и полноту;
возможность получить информацию о содержании статьи или книги еще до ее публикации, т.к. быстро внедряется практика предоставления авторами авторефератов на публикуемые материалы, которые после принятия их журналами сразу поступают в базы данных.
Наконец, машинный поиск предоставляет пользователю большие удобства в организации труда, такие как автоматическое повторение запроса при пополнении баз данных, возможность быстрого заказа первоисточника в режиме on-lineI и получения результатов поиска в виде машиночитаемого файла, пригодного для дальнейшей обработки (введение в персональную базу данных, подготовка отчетов, статей, обзоров и т.п.).
Таким образом, один из главных доводов в пользу создаваемых электронных информационных ресурсов — оперативный и широкий доступ к разнообразной информации в различных областях деятельности человека, что ведет к повышению качества и эффективности результатов информационных технологий.
Основной недостаток электронного ИР заключается в необходимости иметь компьютер.
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- 1. Сущность информации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Цели получения информации
- 1.3. Носители информации
- 1.3.1. Данные
- 1.3.2. Документы
- 1.3.3. Сигналы
- 3. Сигнал дискретизированный (или дискретный) во времени с непрерывным по размеру параметром (рис. 1.4).
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные понятия и сущность информационных ресурсов
- 2.1. Определение информационных ресурсов
- 2.2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов
- 2.3. Возникновение и развитие информационных ресурсов
- 2.4. Классификация информационных ресурсов
- 2.5. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Недокументированные информационные ресурсы
- 3.1. Индивидуальные знания специалистов
- 3.2. Коллективные знания специалистов
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Документированные информационные ресурсы
- 4.1. Текстовые (письменные) информационные ресурсы
- 4.2. Характеристика первичных документов, опубликованных в виде издания
- 4.3. Характеристика первичных документов, не опубликованных в виде издания
- 4.4. Характеристика вторичных документов (информационных изданий)
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Электронные информационные ресурсы
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Характеристика баз данных
- 5.3. Электронные издания
- 5.4. Мультимедиасистемы
- 5.5. Гипертекстовые системы
- 5.6. Ресурсы Интернета
- 5.6.1. Общие положения
- 5.6.2. Сервисные услуги Интернета
- 5.6.3. Поисковый сервис Интернета
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Качество информации и его оценка
- 6.1. Характеристики качества информационных ресурсов
- 6.2. Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования
- 6.3. Методика формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса
- 6.4. Пример формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса Название: Информационный ресурс х
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов
- 7.1. Формирование единого информационного пространства
- 7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов
- 7.3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов
- 7.4. Разработка модели обработки запроса пользователя на получение информационного ресурса
- 7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг
- 7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности
- Вопросы для самоконтроля
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов
- 10.2.1. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации
- 10.2.2. Источники и поставщики патентной информации
- 10.2.3. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации
- 10.2.4. Источники и поставщики информации по статистике
- 10.2.5. Источники и поставщики юридически-правовой информации
- 10.3. Поставщики рыночной информации
- 10.4. Поставщики образовательных информационных ресурсов
- 10.5. Библиотечный фонд
- 10.6. Архивный фонд
- Вопросы для самоконтроля
- 11. Основы правового регулирования на информационном рынке
- Вопросы для самоконтроля
- Какую информацию запрещают к распространению в средствах массовой информации? литература